Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
в присутствии:
представителей ООО "Строительное управление-1": <_>, <_>, доверенность от 20.05.2016,
представителей МУ "Улан-Удэстройзаказчик": <_>, доверенность от 31.05.2016 , <_>, доверенность от 31.05.2016,
представителей МУ "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ": <_>, <_.> доверенность от 26.04.2016,
в отсутствие ООО "Стройинвест", надлежащим образом извещенного,
рассмотрев жалобы ООО "Строительное управление-1" (далее - Заявитель 1, ООО "СУ-1") (вх. от 24.05.2016 N 3037) (на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявитель 1 отказался от отдельных доводов жалобы) и ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель 2) (25.05.2016 N3070) на действия заказчика - МУ "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - МУ "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме по объекту: "Строительство нового городского кладбища в Октябрьском районе г. Улан-Удэ. 2 пусковой комплекс с выделением 1-го этапа: 1 этап; 1 очередь" (реестровый номер 0302300048716000240) (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель 1 считает, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям, установленным законодательством о контрактной системе в следующей части:
1. В п.4 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (приложения N2 к документации об аукционе) (далее - Требования к товару) установлены требования к бортовым бетонным камням БР 100.30.18, между тем, Локальным сметным расчетом N 07-01-03 на твердые покрытия и другими документами, использование таких камней не предусмотрено. Полагает, что данный товар не входит в объект закупки, носит необъективный характер, тем самым нарушает часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Пункты 2,9,11,13,15 Требований к товару содержат противоречивые требования к смеси бетонной, так как перечисляются через запятую взаимоисключающие показатели по удобоукладываемости бетонной смеси. Согласно ГОСТ 7473-2010 указанная смесь не может быть одновременно жесткой (требование о жесткости) и подвижной (требование об осадке конуса).
3. Заявитель считает, отдельные положения Требований к товарам содержат избыточные требования к материалам:
- пунктом 1 "Смесь асфальтобетонная" предусмотрены требования к показателям содержания минерального порошка марок МП-1 и МП-2, а также содержание песка природного и песка из отсевов дробления асфальтобетонной смеси. ГОСТ 9128-2013, устанавливающий требования к изготовлению асфальтобетонных смесей такие показатели не регламентирует;
- пунктом 19 "Щебень" установлены требования к истинной, средней, насыпной плотности щебня, пустотности. Согласно ГОСТ 8267-93 данные значения показателей определяются только для конкретной партии материала и имеют точное значение, соответственно определить заранее до приобретения товара указанные значения невозможно;
- пунктом 4 "Камни бортовые бетонные" установлено требование к массе изделия. ГОСТ 6665-91 не нормирует точную массу в отличие от справочной массы. Определить массу можно только после его приобретения.
Поскольку участник закупки товар в наличие не обязан иметь, указать конкретные показатели материала не представляется возможным. Усматривает нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В пунктах 12 "Бруски" и 18 "Доски" Требований к товарам Заказчиком использованы нестандартные обозначения пороков, не в долях от размеров материалов как указано в ГОСТ 8486-86, а в миллиметрах. Необходимость использования такого нестандартного обозначения Заказчик не обосновал, что вводит в заблуждение участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель 1 не согласен с положением пункта 5.1.16 проекта контракта, который содержит обязанность нести ответственность за случайное уничтожение и/или повреждение объекта до передачи его в муниципальную казну. Считает, что данное положение противоречит статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не содержатся сроки передачи объекта.
Заявитель 2 не согласен с отдельными положениями документации об аукционе:
1. В проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, между тем, не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношении к начальной (максимальной) цене контракта. Полагает, что нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Ссылаясь на пункт 12.1 проекта контракта "Настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до исполнения сторонами своих обязательств по контракту", считает, что поскольку Заказчиком не установлен срок действия контракта, то предоставление обеспечения контракта в виде банковской гарантии со сроком действия, превышающий срок действия контракта не менее чем на 1 месяц, невозможно. Усматривает нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 1.3 проекта контракта предусмотрено привлечение Генеральным подрядчиком к исполнению контракта - субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% от цены заключенного контракта.
Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО является нарушением части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" (далее - Постановление N 913) изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений. Заказчик внес изменения в аукционную документацию с нарушением изложенных положений.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалоб ООО "СУ-1" и ООО "Стройинвест" не согласились, представили пояснения согласно письменным отзывам. Просят признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
28.04.2016 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона N 0302300048716000240 и документация об аукционе. Последние изменения внесены 11.05.2016. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 406 520,00 рублей.
1. Приложением N 2 к документации об аукционе установлены Требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ.
Пунктом 4 "Камни бортовые бетонные" предусмотрено три вида марок: БР100.20.8 и БР100.30.18 и БВ 100.30.18, которые необходимо использовать при выполнении работ. Локальным сметным расчетом N 07-01-03 "на Твердые покрытия" по трем позициям N9,10,20 предусмотрены камни бортовые бетонные.
В пункте 8 документации об аукционе указано, что подрядчик обязан выполнить работы в сроки, объеме и качестве которые определены техническим заданием (Приложение N1 к документации об аукционе), проектной документацией, сметной документацией, требованиями к используемым товарам (материалам) (Приложение N 2 к документации об аукционе) и проектом контракта (Приложение N 3 к документации об аукционе).
Требованиями к товару установлена потребность Заказчика в трех марках такого камня, следовательно, участники закупки обязаны выполнить данные требования.
Таким образом, данный довод является несостоятельным и в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Пунктами 2,9,11,13,15 Требований к товару предусмотрена смесь бетонная, которая должна быть жесткая или подвижная смесь, показатели удобоукладываемости должны быть: осадка конуса не более 22 см, жесткость до 53с.
Уполномоченный орган в разъяснениях от 20.05.2016 N281 для всех желающих принять участие в Аукционе пояснил, что показатели удобоукладываемости необходимо представить в зависимости от группы смеси, предлагаемой для выполнения работ. То есть Заказчику необходима бетонная смесь или жесткая, или подвижная, остальные показатели, в том числе по удобоукладываемости в зависимости от предложенной смеси.
Таким образом, указанный довод Комиссией признан необоснованным, следовательно, законодательство о контрактной системе не нарушено.
3. Довод Заявителя 1 об избыточных требованиях к материалам является обоснованным и в действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 "Смесь асфальтобетонная" предусмотрены требования к показателям содержания минерального порошка марок МП-1 и МП-2, а также содержание песка природного и песка из отсевов дробления асфальтобетонной смеси.
Пунктом 19 "Щебень" установлены требования к истинной, средней, насыпной плотности щебня, пустотности.
Пунктом 4 "Камни бортовые бетонные" установлено требование к массе изделия.
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших требования к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, их химического состава, веществ и компонентов, из которых они состоят, в составе заявок, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В пунктах 12 "Бруски" и 18 "Доски" Требований к товарам установлены обозначения пороков, не в долях от размеров материалов, а в миллиметрах.
В ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород" указаны нормы ограничения пороков в пиломатериалах для разных сортов, допускающих размеры в долях от размеров материалов.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Необходимость использования иного обозначения Заказчик не обосновал, что вводит в заблуждение Заявителя 1 и нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Пункт 5.1.16 проекта контракта содержит обязанность нести ответственность за случайное уничтожение и/или повреждение объекта до передачи его в Муниципальную казну.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия считает, данный довод обоснованным и Заказчику, Уполномоченному органу необходимо установить разумный срок в пределах необходимости совершения процедур, требующих временных затрат с целью получения правоустанавливающих документов на объект.
Антимонопольный орган согласен с доводом ООО "СУ-1" о том, что неустановление такого срока может повлечь за собой ограничение круга хозяйствующих субъектов, способных выполнить работу, невозможность принять участие в закупке подрядчику, который вынужден будет терпеть убытки, связанные с охраной объекта в ожидании неопределенного срока передачи такого объекта в казну.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа усматривается нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
6. Довод Заявителя 2 об отсутствии в проекте контракта возможности обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношении к начальной (максимальной) цене контракта является несостоятельным.
Разделом 23 документации о закупке установлено требование о том, что в случае, если цена предложенная участником закупки снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнение контракта с учетом положения статьи 37 Закона о контрактной системе (антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона).
Также пунктом 11.5 проекта контракта предусмотрено, что в случае, если предложенная Генеральным подрядчиком цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, к Генеральному подрядчику с которым заключается контракт, применяются антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
Также требование о соблюдении статьи 37 закона содержится в извещении о проведении закупки.
Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным органом соблюдены требования законодательства о контрактной системе.
7. Заказчиком в извещении о проведении закупки, разделе 10 документации об аукционе, пункте 3.3 проекта контракта указаны сроки выполнения работ: "Сроки выполнения: начало работ: с момента заключения контракта, окончание работ: до 01.12.2016 с подписанием акта о приемке заказчиком законченного строительством объекта. Таким образом, нарушения требований Закона о контрактной системе в данной части не установлено.
8. Пунктом 1.3 проекта контракта предусмотрено привлечение Генеральным подрядчиком к исполнению контракта - субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15 процентов от цены заключенного контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 закона условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 закона, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Следовательно, проект контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
9. Действие Положения, утвержденного Постановлением N 913 регламентировано пунктом 1 данного Положения "Утвердить прилагаемое Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию". В соответствии с приказом Федерального казначейства РФ от 22.12.2015 N 354 "О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" с 01.01.2016 года введена в эксплуатацию единая информационная система.
Согласно п. 4 указанного постановления изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим постановлением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
При этом при изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию (п. 5 указанного постановления).
Уполномоченный орган при внесении изменений в документацию об аукционе действовало в соответствии с требованиями части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и не нарушало норм действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строительное управлении-1" обоснованной в части установления незаконных требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, их состава, веществ и компонентов, из которых они состоят, в составе заявок, а также использования нестандартных обозначений показателя товара и неустановление определенного срока, влекущего ограничение круга участников торгов.
2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части не установления конкретного объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства
3. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 30, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
|
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 31 мая 2016 г. N 04-50/137-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2016