Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 июня 2016 г. N 499
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 9 июня 2016 года жалобу ООО "Медпром" (далее - Заявитель) на действия ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме N 0209100000116000073 на поставку слуховых аппаратов различных модификаций для обеспечения ими в 2016 году инвалидов. Всего 195 штук, на сумму 2 988 005 рублей 00 копеек (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 02.06.2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 06.06.2016 N 818 рассмотрение жалобы назначено на 09.06.2016 года в 15 часов 00 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1) в документации об Аукционе установлены излишние требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, а именно: "документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе;
2) в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком необоснованно установлено требование к слуховому аппарату, а именно: "Бинауральная координация кнопки-переключателя и бинауральная система динамического подавления обратной связи".
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 29.04.2016 на официальном сайте Единой информационной системы по адресу: http://zakupki.gov.ru, одновременно на сайте электронной торговой площадки по адресу: http://www.sberbank-ast.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0209100000116000073 на поставку слуховых аппаратов различных модификаций для обеспечения ими в 2016 году инвалидов. Всего 195 штук, на сумму 2 988 005 рублей 00 копеек.
Заказчиком 05.05.2016 г. и 26.05.2016 г. вносились изменения в документацию об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 988 005,00 рублей.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 13.4 документации об Аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.
Между тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что ни извещение, ни документация об Аукционе не содержит указания на преимущества предусмотренные статьями 28, 29 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что предметом закупки являются слуховые аппараты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта", утвержден перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Согласно вышеуказанного постановления, слуховые аппараты не входят в перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта", утвержден перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Согласно вышеуказанного постановления, слуховые аппараты не входят в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Таким образом, содержание извещения и документации об Аукционе позволяет сделать вывод об отсутствии преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов.
В связи с вышеизложенным, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракт.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 3 Технических требований документации об Аукционе Заказчик установил требование к "бинауральной системе динамического подавления обратной связи" и к "бинауральной координация кнопки-переключателя".
Одной из основных задач устанавливающих порядок проведения торгов, является в том числе выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования в частности к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, в соответствии с порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями", Заказчик осуществляет организацию обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Пунктом 17 распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" установлен один из видов технических средств реабилитации - слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Подбор слухового аппарата для инвалида осуществляется согласно рекомендации бюро медико-социальной экспертизы, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее - ИПР).
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории РФ, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 Аппараты слуховые электронные реабилитационные.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости инвалидом по слуху. Наличие функции "Бинауральной синхронизации" является обязательной для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что по позиции 3 Технического задания документации об Аукционе соответствуют следующие слуховые аппараты, представленные на рынке: CHILI SP 5, SAFARI 300 (Дания), Барс (Россия).
Каких - либо доказательств ограничения Заказчиком количества участников закупки Заявителем не представлено.
Таким образом, требование Заказчика, установленное к слуховым аппаратам ("бинауральная система динамического подавления обратной связи" и "бинауральная координация кнопки-переключателя"), является законным.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России довод Заявителя нашел свое подтверждение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 21.03.2016 года N 23-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпром" на действия ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия при проведении аукциона в электронной форме N 0209100000116000073 на поставку слуховых аппаратов различных модификаций для обеспечения ими в 2016 году инвалидов. Всего 195 штук, на сумму 2 988 005 рублей 00 копеек необоснованной.
2. Производство по делу N 353 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 июня 2016 г. N 499
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016