Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СТЭС", на действия муниципального заказчика - Владикавказское муниципальное казенное учреждение "Дорожный фонд" (далее - ВМКУ "Дорожный фонд") и Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту улиц г. Владикавказа (ул. Барбашова, от ул. Леваневского до Гизельского круга), согласно техническому заданию и сметной документации (открытый аукцион N0310200000316000719) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
06 июня 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалобу ООО "СТЭС" (далее-Заявитель) на действия государственного заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" и Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания необоснованно отклонила его заявку на участие в Аукционе.
В жалобе Заявитель указал, что:
10.05.2016 года в Единой информационной системе было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0310200000316000719. 27.05.2016 года Заявитель подал заявку на участие в Аукционе.
31.05.2016 года Заявитель получил уведомление о не допуске к участию в Аукционе. Заявка Заявителя на участие в электронном аукционе N0310200000316000719 отклонена по следующему основанию: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: На основании п.2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, отказать в допуске к участию в электронном аукционе: участнику электронного аукциона, заявке которого присвоен порядковый номер 1 - информация, представленная в заявке на участие в электронном аукционе предусмотренная п/п "б" п. 3 ч.З ст, 66 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям предусмотренным абз. "б" п.п. 3 п.6.1, ч.б аукционной документации по поз. 1 "Асфальтобетонная смесь. Марки 2 тип Б. Мелкозернистая, плотная" технического задания в части размера минеральных зерен (предлагаемый Участником показатель размера минеральных зерен (20 мм) не предполагает возможности использования зерен размером не более 20 мм (до 20 мм) и не соответствуем показателю, установленному в аукционной документации и требуемому ГОСТом 9128-2013, согласно которому мелкозернистая смесь предполагает использование минеральных зерен размером до 20 мм).
В разделе 6 "Требования к содержанию, составу заявки на участие аукционе и инструкция по ее заполнению" пункте 6.3. "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" подпункте 6.3.5. изложено, что сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Заявитель считает, что конкретные показатели материала, предлагаемого им в заявке, соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации, т.к. размер минеральных зерен 20 мм входит в диапазонный показатель "Размер минеральных зерен не более 20 мм", указанный в требованиях аукционной документации. Кроме того, в Техническом задании не указан ГОСТ, на который ссылается Заказчик при отклонении заявки Заявителя. ГОСТы предполагают допустимые показатели и по размерам, и по процентному содержанию, но у каждого производителя имеются конкретные показатели выпускаемого им товара, соответствующие данному ГОСТу. Указанные в заявке Заявителя показатели не противоречат ни ГОСТу, ни требованием аукционной документации.
Представитель Управления РСО - Алания пояснил, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики
Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания",утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2,007 N 55, Управление, как уполномоченный орган получил заявку от Владикавказского муниципального казеного учреждения "Дорожный фонд" на выполнение работ по текущему ремонту улиц г. Владикавказа (ул. Барбашова (от ул. Леваневского до Гизельского круга).
На основании указанной заявки, Управлением была разработана и размещена в единой информационной системе аукционная документация (извещение N0310200000316000719).
С доводами жалобы не согласны, по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 25.12.2009г. N365 "О внесении изменений в постановление Правительства РСО-Алания от 19 марта 2007г. N55 "Вопросы агентства РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд" заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены.
В соответствии с ГОСТом 9128-2013, асфальтобетонная смесь -рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии (п.3.1).
Асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют: на щебеночные, гравийные; песчаные (п. 4.1.1). В соответствии с п. 4.1.3 названного ГОСТа смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие: виды:
- мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
- песчаные с размером зерен до 10 мм.
Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы:
- А с содержанием щебня св. 50% до 60%;
- Б с содержанием щебня (гравия) св. 40% до 50%;
- В с содержанием щебня (гравия) св. 30% до 40%; (п. 4.1.5)
Высокоплотные горячие смеси и асфальтобетоны должны содержать щебня от 50% до 70%.
Согласно техническому заданию Заказчику необходима была асфальтобетонная смесь Марки 2 тип Б мелкозернистая, плотная.
Согласно п. 4.1.8 ГОСТа зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать установленным в таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований и в таблице 3- для верхних слоев покрытой.
Согласно указанной таблице и требованиям Заказчика размер минеральных зерен должен быть не более 20 мм.
Пункт 4.1.20 ГОСТа - щебень из плотных горных пород и гравий, щебень из шлаков, входящие в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344 соответственно. Допускается применять щебень и гравий, выпускаемые по зарубежным нормам, при условии соответствия их качества требованиям настоящего стандарта.
Для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень и гравий фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 (15) мм, свыше 15 до 20 мм, свыше 20 (15) до 40 мм, а также смеси указанных фракций.
Таким образом, из требований ГОСТа и Заказчика необходимо было применить щебень и гравий фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 (15) мм, свыше 15 до 20 мм, а также смеси указанных фракций.
То есть предложенный размер минеральных зерен 20 мм не соответствует выпускаемым минеральным составляющим асфальтобетонной смеси.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 10 мая 2016 года в Единой информационной системе Управлением РСО-Алания были размещены извещение N0310200000316000719 о проведении Аукциона и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 10.05.2016 года уполномоченным специалистом Управления РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункта 5 Информационной карты Аукционной документации, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, требования к результатам работ установлены в Техническом задании и сметной документации, приложенным к Аукционной документации.
В пункте 1 Технического задания Аукционной документации установлено, что в ходе выполнения работ необходимо использовать, помимо прочего, асфальтобетонную смесь, Марки 2, Тип Б, Мелкозернистую, плотную, с размером минеральных зерен не более 20 мм.
В силу пп.б п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе и п. 9 Аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Заявка Заявителя содержит предложение использовать в ходе выполнения работ, предусмотренных контрактом, асфальтобетонную смесь, Марки 2, Тип Б, Мелкозернистую, плотную, с размером минеральных зерен 20 мм.
Согласно Протоколу N1 рассмотрения заявок на участие в открытом Аукционе в электронной форме от 13.05.2016 года, Единая комиссия Управления РСО-Алания отказало Заявителю в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе ввиду того, что информация, представленная в его заявке на участие в Аукционе предусмотренная п.п. "б" п.3 ч.3 ст 66 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям предусмотренным абз. "б" п.п.3 п.6.1 ч.6 Аукционной документации по поз.1 "Асфальтобетонная смесь. Марки 2 тип Б. Мелкозернистая, плотная" технического задания в части размера минеральных зерен (предлагаемый Участником показатель размера минеральных зерен (20мм) не предполагает возможности использования зерен размером не более 20 мм (до 20мм) и не соответствует показателю, установленному в аукционной документации и требуемому ГОСТом 9128-2013, согласно которому мелкозернистая смесь предполагает использование минеральных зерен размером до 20 мм).
Вместе с тем, согласно п. 4.1.3 ГОСТа 9128-20132013 "Смести асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен могут быть мелкозернистыми - до 20 мм.
Поскольку ГОСТ 9128-20132013 устанавливает требование именно к наибольшему размеру минеральных зерен, предложение Заявителя использовать в ходе выполнения работ асфальтобетонную смесь с конкретным наибольшим размером минеральных зерен - 20 мм соответствует требованиям указанного ГОСТа, поскольку предусматривает использовать минеральные зерна и меньшего размера, и конкретизирует лишь наибольший размер минеральных зерен.
То есть, вывод Единой комиссии Управления РСО-Алания о том, что предлагаемый Заявителем показатель размера минеральных зерен (20мм) не предполагает возможности использования зерен размером не более 20 мм (до 20мм) не соответствует показателю, установленному в Аукционной документации и требуемому ГОСТом 9128-2013, необоснован и не соответствует материалам дела.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
А в силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, отказав Заявителю в допуске к участию в Аукционе, Единая комиссия Управления РСО-Алания нарушила требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Действия членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников электронного аукциона, установленного статьей 67 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Технические характеристики асфальтобетонных смесей, указанные в Техническом задании Аукционной документации , не соответствуют требованиям ГОСТа 9128-2013 "Смести асфальтобетонный, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Так, в соответствии с указанным ГОСТом, водостойкость асфальтобетона из асфальтобетонной смеси должен составлять не менее 0,90 для плотной смеси, однако, в Техническом задании Заказчик устанавливает требование по указанному показателю менее 0,90, соответственно участники аукциона предлагают показатель 0,85 и 0,89 соответственно, то есть предлагают использовать асфальтобетонную смесь, которая не будет соответствовать ГОСТу 9128-2013.
Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования показателя водостойкости асфальтобетона из асфальтобетонной смеси, отличного от показателя, установленного в ГОСТе 9128-2013.
Действия должностного лица, по вине которого утверждена Аукционная документация, не соответствующая требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СТЭС" на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту улиц г. Владикавказа (ул. Барбашова, от ул. Леваневского до Гизельского круга), согласно техническому заданию и сметной документации (открытый аукцион N0310200000316000719)
2. Признать в действиях Управления РСО-Алания и ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310200000316000719 нарушение части 5 статьи 67 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона контрактной системе.
3.Выдать Управлению РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд и ВМКУ "Дорожный фонд" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА182-06/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд и ВМКУ "Дорожный фонд", виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 июня 2016 г. N А182-06/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016