Резолютивная часть решения оглашена 02июня2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 15.03.2016 N34 в составе:
<___.>
при участии представителя от заказчика - Отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района Чувашской Республики- <___.>
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела;
рассмотрев жалобуООО "Стройинвест"о нарушении Заказчиком -Отделом строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района Чувашской РеспубликиФедерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 26.05.2016обратилось ООО "Стройинвест"с жалобойна положения аукционной документациипри проведении электронного аукциона на строительство стадиона на базе МАУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа - ФСК "Рассвет" в п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики (2 этап).
В жалобе ООО "Стройинвест" сообщает, что положения аукционной документации объявленной закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
- установления в проекте контракта неправомерного требования о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта на случай, если банковская гарантия перестанет действовать;
- в проект контракта не включено обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненных работ;
- в проекте контракта установлен размер штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту только для одного порогового значения (когда цена контракта не превышает 3 млн. рублей), что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит выдать предписание об устранении в аукционной документации нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении аукциона заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком, осуществляющим закупку, выступил Отдел строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района Чувашской Республики (далее - Заказчик).
11.05.2016 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0315300011416000008 о проведении электронного аукциона на строительство стадиона на базе МАУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа - ФСК "Рассвет" в п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики (2 этап), с начальной (максимальной) ценой контракта 11 352417,40 руб.
Довод жалобы ООО "Стройинвест" о неправомерном установлении в проекте контракта требования о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта на случай, прекращения действия банковская гарантия, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 7 статьи 96 Закона о контактной системе установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность предоставления "нового" обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке.
Таким образом, в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало считаться действительным, контракт не может считаться недействительным, но при этом такой контракт не соответствует требованиям части 1 статьи 34 Закона о контактной системе, поскольку в силу статьи 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации отсутствует надлежащее обеспечение обязательств подрядчика.
В целях устранения такого нарушения заказчик вправе требовать иное надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту на тех же условиях.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что данное условие, включенное в проект контракта, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
По доводу Заявителя о не включении в проект контракта обязательного условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненных работ, Комиссияустановила следующее.
Порядок осуществления приемки выполненных работ заказчиком установлен разделом 4 проекта контракта. При этом, срок приемки выполненных подрядчиком работ проектом контракта не предусмотрен, что не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения таких обязательств, заказчик, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафов, пеней).
Порядок расчета пеней и штрафов предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 5 указанного Правила, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно извещению N0315300011416000008 начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 352 417,40 рублей.
Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена разделом 8 проекта контракта.
Так, в пунктах 8.4. и 8.7 проекта контракта предусмотрены меры ответственности Муниципального заказчика и Подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб. (для Муниципального заказчика) и 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб. (для Подрядчика), при этом начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 11 352 417,40 руб.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание от обстоятельство, что на момент формирования аукционной документации заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которая сформируется на аукционе, но при этом заказчик должен предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении Муниципального заказчика, так и Подрядчика на случай, если участники закупки предложат цену контракта, в том числе от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия признает действия Заказчика по неустановленною в проекте контракта необходимых пороговых значений нарушением части 4 статьи 34 Закона о контактной системе, а довод жалобы ООО "Стройинвест" обоснованным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений и совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части и приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику - Отделу строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района Чувашской Республики предписания об устранении нарушения части 4, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части установления в проекте контракта размера штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту только для одного порогового значения и отсутствия сроков осуществления заказчиком приемки выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика- Отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района Чувашской Республики нарушение части 4, 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона (изв.N 0315300011416000008).
3.Выдать Заказчику - Отделу строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии <___.>
Члены Комиссии <___.>
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 2 июня 2016 г. N 110-К-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2016