изготовлено в полном объеме 30 мая 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - заказчик, Администрация МО "поселок Нижний Бестях" МР "Мегино-Кангалсский улус РС(Я): Гойкин А. А., Ващенко Н. С. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях (извещение N 0116300002716000015), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
17 мая 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях (извещение N 0116300002716000015).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25 мая 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" была оглашена в полном объеме.
Как следует из текста жалобы заявителем обжалуются положения аукционной документации:
1. В аукционной документации отсутствует указание на даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе.
2. В проекте контракта аукционной документации не установлено условие об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
3. В проекте контракта отсутствует условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта
Просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили следующее.
1. Условия о порядке предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации указаны в пункте 2.2 раздела 2 "Общие условия проведения аукциона" аукционной документации. Вместе с тем, даты предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации в аукционной документации не указаны.
2. Условие об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту установлены в пункте 6.8 проекта государственного контракта.
3. Из смысла части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта включается заказчиком непосредственно в контракт, при его заключении, а не в проект контракта.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
25 апреля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение N 0116300002716000015 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 000 000,00 руб.
19 мая 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300002716000015-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило 17 заявок с порядковыми номерами 1, 3-10, 12-19. Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
23 мая 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300002716000015-2. Согласно указанному протоколу все поступившие от участников электронного аукциона минимальные предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
2549400.00 |
понижение |
49.01 % |
23.05.2016 07:30:48 |
8 |
2 |
2549400.00 |
понижение |
49.01 % |
23.05.2016 07:42:18 |
4 |
3 |
3024400.00 |
понижение |
39.51 % |
23.05.2016 06:56:42 |
9 |
4 |
3025900.00 |
понижение |
39.48 % |
23.05.2016 06:56:40 |
12 |
5 |
3574400.00 |
понижение |
28.51 % |
23.05.2016 06:17:17 |
5 |
6 |
3750000.00 |
понижение |
25.00 % |
23.05.2016 06:12:37 |
7 |
7 |
3755000.00 |
понижение |
24.90 % |
23.05.2016 06:12:41 |
6 |
8 |
4114201.19 |
понижение |
17.72 % |
23.05.2016 06:12:07 |
3 |
9 |
4950000.00 |
понижение |
1.00 % |
23.05.2016 06:06:45 |
1 |
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной на основании следующего.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем, в аукционной документации на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях (извещение N 0116300002716000015) отсутствует указание на даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчиком указанное не оспаривается. Первый довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным, заказчик признается нарушившим положения пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Согласно пункту 5 указанных Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 6.8 проекта муниципального контракта установлено, что в случае просрочки оплаты за выполненные работы "Заказчик" уплачивает "Подрядчику" пеню в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом условие об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств в проекте муниципального контракта на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях отсутствует.
В связи с вышеизложенным, заказчик признается нарушившим части 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Материалами дела установлено, что условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в проекте контракта на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях отсутствует.
В связи с вышеизложенным, заказчик признается нарушившим часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе. Третий довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Между тем, заказчиком в пункте 1.6.1 раздела 2 "Общие условия проведения аукциона" аукционной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе, требованию о правомочности участника закупки.
Таким образом, заказчиком в нарушение частей 1 и 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено излишнее требование к участникам закупки о правомочности заключать контракт.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен запрет на требование от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Подпунктом 2 пункта 3.2.2 раздела 2 "Общие условия проведения аукциона" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, или копии документов подтверждающих соответствие участника электронного аукциона аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 Закона, а именно подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и правомочность участника закупки заключать контракт.
Между тем, пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливающий требование о правомочности участников закупки, утратил силу 04.06.2014 г.
Таким образом, действия заказчика, установившего требования о предоставлении участниками электронного аукциона в составе вторых частей своих заявок документов не предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе нарушают положения части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8 указанных Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Из смысла вышеизложенных норм закона следует, что надлежащим исполнением обязательств заказчика по включению обязательных условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом является:
- включение в проект контракта условий об ответственности за исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, в виде указания в проекте контракта всех пороговых значений штрафов для цены контракта, в которые входит начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится закупка;
- включение в проект контракта условий об ответственности за исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, в виде указания в проекте контракта пороговых значений штрафов для цены контракта, в которые входит начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится закупка;
- включение в проект контракта условий о размере пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом;
- включение в проект контракта формулы расчета пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Из материалов дела следует, что пунктом 6.7 проекта муниципального контракта на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях установлено следующее: "В случае ненадлежащего исполнения "Подрядчиком" обязательств, нарушения сроков, предусмотренного настоящим контрактом, "Заказчик" имеет право требовать уплаты штрафа в размере 1% от суммы контракта за каждое ненадлежащее исполнение, за каждый день просрочки".
При этом в проекте муниципального контракта на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях отсутствует условие о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а также указан размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения таких обязательств не соответствующий значениям, установленным в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В связи с вышеизложенным, заказчик признается нарушившим части 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из вышеизложенного следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов, заказчику надлежит устанавливать соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
В раздел III указанного перечня "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" включены 33 вида работ по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые, в свою очередь, разделены на подвиды по типу работ.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Из материалов дела следует, что в пункте 22 печатной формы извещения о проведении электронного аукциона и в пункте 19 раздела 3 "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлено, что в соответствии с п. 1.6 документации об электронном аукционе, заказчиком к участникам закупки устанавливаются требования о наличии свидетельства и копии действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624. При этом должны быть разрешены следующие виды работ: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Между тем, в ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что для участия в электронном аукционе участникам закупки надлежит представить свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске ко всем видам работ, предусмотренным разделом III приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, при этом основными работами, предусмотренными контрактом, на право заключить который проводится электронный аукцион, являются работы по монтажу и демонтажу крыши здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях, при этом указанное здание представляет собой деревянную конструкцию.
Таким образом, учитывая то, что разделом III приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 установлен перечень работ, охватывающий широкий спектр видов работ по объектам капитального строительства, ремонта и реконструкции, включающий в себя земляные, свайные, буровзрывные работы, работы по монтажу сборных бетонных и железобетонных конструкций и т.д., принимая во внимание то, что предметом контракта на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях такие работы не предусмотрены, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что требования заказчика к участникам закупки о необходимости представления свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске ко всем видам работ, предусмотренным разделом III приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, при том, что контрактом не предусмотрено выполнение всех указанных работ, является избыточными.
На основании вышеизложенного заказчик признается нарушившим положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем заказчиком в пункте 1 "Перечень и объем выполняемых работ" части II аукционной документации "Техническая часть" указано, что полный перечень и объем выполняемых работ указан в Локальном сметном расчете.
При этом в ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что в составе аукционной документации имеется локальный сметный расчет N 3 на капитальный ремонт здания СКИЦ МБУК МФКК, на основании которого заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта, который участникам закупки следует рассматривать как описание объекта закупки.
Между тем, в соответствии с пунктом 3.16 методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1, локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Из вышеизложенного следует, что локальный сметный расчет является документом, составляемым для определения стоимости работ, необходимых для осуществления строительства.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного смысла положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что качество описания объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами.
Между тем, в рамках Закона о контрактной системе, локальный сметный расчет не может являться описанием объекта закупки, поскольку такой расчет составляется в целях определения начальной максимальной цены контракта, в нем указываются объемы и стоимость услуг и материалов, необходимых для производства строительных работ, однако показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком, в таком расчете отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика, не обеспечившего надлежащее описание объекта закупки, нарушают положения пункта 1 части 1 и части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУК многофункционального культурного комплекса МО п. Нижний Бестях (извещение N 0116300002716000015) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципальное образование "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившим части 1 и 6 статьи 31, пункт 1 части 1 и часть 4 статьи 33, части 4, 5 и 27 статьи 34, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Поселок Нижний Бестях" Муниципального района Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я. Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 мая 2016 г. N 06-413/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2016