изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" (далее также - ООО "СтройКом", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", заказчик): Павлов Р.Н. (представитель по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия)" по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0116200007916002649), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
19 мая 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия)" по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0116200007916002649).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 26 мая 2016 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "СтройКом" были оглашены в полном объеме.
Как следует из текста жалобы заявителем обжалуются положения конкурсной документации, в том числе:
1. Неустановление требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявок на участие в открытом конкурсе копий свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (далее по тексту решения - свидетельство СРО) о допуске к работам в соответствии с пунктом 12 раздела II приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее по тексту решения - приказ Минрегиона N 624). Указывают, что поскольку предметом закупки являются работы по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния наличие допуска СРО к выполнению вышеуказанного вида деятельности является обязательным.
2. Установление порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с которым указанный показатель оценивается, в том числе, исходя из наличия у участника закупки справки о квалификационном составе из СРО, в котором участник является членом. Указывают, что выдача подобных справок не входит в обязанности саморегулируемой организации, следовательно порядок оценки заявок участников открытого конкурса по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" не соответствует положениям законодательства о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной, приостановить процедуру осуществления закупки, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
Представитель уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) с жалобой не согласилась и пояснила следующее.
1. Согласно подпункту 4 пункта 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 N2425 заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единой требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния.
В соответствии с перечнем работ, установленным в описании объекта закупки, предметом контракта являются инженерно-геодезические изыскания, обследование с оценкой технического состояния.
В связи с вышеизложенным, в пункте 26 Информационной карты конкурсной документации, к участникам закупки установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии свидетельства СРО согласно приказа Минрегиона N 624 о допуске к следующим видам работ:
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод
2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории
2.4. Гидрогеологические исследования
2.5. Инженерно-геофизические исследования
2.6. Инженерно-геокриологические исследования
6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений
или
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
При этом работы по пункту 12 "Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений" раздела II приказа Минрегиона N 624 относятся к работам по подготовке проектной документации, которые к предмету закупки не относятся.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требование о предоставлении справки о квалификационном составе СРО установлено в качестве подтверждения квалификации участника закупки, в том числе в целях подтверждения у него наличия трудовых ресурсов.
Отсутствие в составе заявки участника открытого конкурса указанной справки не является основанием для отклонения такой заявки, следовательно никаких препятствий для формирования ценового предложения и подачи заявки на участие в открытом конкурсе у ООО "СтройКом" не имелось.
Кроме того, Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в установлении требований о предоставлении документов (сведений) по нестоимостным критериям оценки заявок.
Таким образом, установленный порядок оценки по заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" не противоречит нормам законодательства о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.
Просит признать жалобу ООО "СтройКом" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика также выразил свое несогласие с жалобой ООО "СтройКом" и пояснил следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Заказчиком, в данном случае, установлены достаточные требования к участникам закупки, в том числе требование о наличии свидетельства о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод
2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории
2.4. Гидрогеологические исследования
2.5. Инженерно-геофизические исследования
2.6. Инженерно-геокриологические исследования
6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений
или
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Указывает, что довод заявителя по включению в число показателей для оценки предложений участников по критерию "Квалификация участников закупки" справки о квалификационном составе из СРО, в котором участник является членом, несостоятелен по следующим основаниям:
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013, установлено, что оценка заявок участников закупки осуществляется в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
Пункт 27 Правил оценки заявок устанавливает, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Критерий оценки "Квалификация участников закупки" включает в том числе подкритерий "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ".
Сведения поданные участниками в составе заявки должны подтверждаться предоставлением следующих документов:
- копии дипломов;
- справка о квалификационном составе из СРО, в котором участник является членом.
- копии трудовой книжки предоставляются первые и последние листы трудовой книжки, заверенные отдела кадров и отметкой "Работает по настоящее время".
- для привлеченных сотрудников - копии трудовых договоров.
Частью 7 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О саморегулируемых организациях" предусмотрено право СРО раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов в порядке, установленном саморегулируемой организацией, если такое раскрытие не влечет за собой нарушение установленных членами саморегулируемой организации порядка и условий доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, а также возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации, интересов ее членов и определяется саморегулируемой организацией в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов.
При своевременном обращении саморегулируемые организации выдают справки участникам о квалификационном составе.
Несостоятельность указанного довода заявителя подтверждается также тем, что на участие в открытом конкурсе было подано 3 заявки.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
21 апреля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0116200007916002649 о проведении открытого конкурса на Выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)", а также конкурсная документация.
29 апреля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены изменения N ИИ1 извещения N 0116200007916002649 о проведении открытого конкурса на Выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)", а также измененная конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 883 415,20 руб.
19 мая 2016 состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу по окончанию срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе поступило 3 (три) заявки с номерами КД-170, КД-172, КД-173. У участника закупки с номером КД-173 в составе заявки имелись не все документы, предусмотренные конкурсной документацией, а именно отсутствовала выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки. Остальные участники открытого конкурса предоставили документы в соответствии с требованиями конкурсной документации.
24 мая 2016 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО1. Согласно указанному протоколу по итогам рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявки участников закупки с номерами КД-172 и КД-173. Причиной отклонения участника закупки N КД-172 является непредставление копия свидетельства СРО о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, причиной отклонения участника закупки N КД-173 является непредставление копия свидетельства СРО о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также представление не замеренной нотариально копии выписки из ЕГРЮЛ.
В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе открытый конкурс признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СтройКом" необоснованной по следующим основаниям.
Заявитель указывает на то, что заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе, не установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявок на участие в открытом конкурсе копий свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (далее по тексту решения - свидетельство СРО) о допуске к работам согласно пункту 12 "Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений" раздела II приказа Минрегиона N 624.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного смысла положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что установление требования к участникам закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами.
Согласно подпункту г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 26 Информационной карты конкурсной документации к участникам закупки установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии свидетельства СРО согласно приказа Минрегиона N 624 о допуске к следующим видам работ:
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод
2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории
2.4. Гидрогеологические исследования
2.5. Инженерно-геофизические исследования
2.6. Инженерно-геокриологические исследования
6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений
или
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
При этом как следует из пояснений представителей заказчика и уполномоченного органа, работы, являющиеся предметом закупки относятся к разделу I приказа Минрегиона N 624 "Виды работ по инженерным изысканиям".
Виды работ по инженерным изысканиям установлены в разделе I перечня видов работ, утвержденного приказом Минрегиона N 624. При этом вид работ, предусматривающий организацию работ по инженерным изысканиям разделом I приказа Минрегиона N 624 не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту решения - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускается подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, в этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Из смысла части 5.2 статьи 48 ГрК РФ следует, что в случае выполнения инженерных изысканий субподрядной организацией, генеральному подрядчику достаточно иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
При этом, из пояснений представителей заказчика и уполномоченного органа следует, что предметом закупки являются работы по инженерным изысканиям.
В связи с вышеизложенным, учитывая специфику объекта закупки, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает, что заказчиком в целях осуществления закупки, предметом которой является выполнение работ, предусмотренных разделом I приказа Минрегиона N 624, установлены правомерные требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ, предусмотренным разделом I, либо к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Вместе с тем, учитывая, что предметом закупки являются работы по инженерным изысканиям, установление к участникам закупки требования о наличии свидетельства СРО о допуске к виду работ, предусмотренному разделом II приказа Минрегиона N 624 "Виды работ по подготовке проектной документации", при том, что предметом контракта, на право заключить который проводится закупка, такие работы не предусмотрены, является излишним.
В связи с вышеизложенным, первый довод жалобы ООО "СтройКом" признается необоснованным.
Заявитель указывает на то, что заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с которым указанный показатель оценивается, в том числе, исходя из наличия у участника закупки справки о квалификационном составе из СРО, в котором участник является членом.
Пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе критерий "квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок оценки заявок установлен Правилами утвержденными, постановлением Правительства РФ от 28.13.2013 года N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 10 указанных Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Из материалов дела следует, что заказчиком ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", в целях оценки заявок участников открытого конкурса на выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)", установлены следующие критерии оценки и показатели, раскрывающие указанные критерии;
Стоимостной критерий "цена контракта", значимость критерия - 60 %.
Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки", значимость критерия - 40%.
Заказчиком установлены следующие показатели нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", а также порядок оценки указанного критерия:
N |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки" |
Значение показателя оцениваемого критерия |
Коэффициент значимости, % |
Подтверждающие документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ |
- наличие до 15 специалистов - 50 баллов, - наличие от 16 до 50 специалистов - 75 баллов, - наличие от 51 и более специалистов - 100 баллов
|
20% |
Будет оцениваться количество и состав штатных сотрудников организации, имеющих профильное образование в области гражданского проектирования со стажем работы в должности проектировщика (инженера по проектированию) не менее 3 (трех) лет. Подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов: - копии дипломов; - справка о квалификационном составе из СРО, в котором участник является членом. - копии трудовой книжки предоставляются первые и последние листы трудовой книжки , заверенные отдела кадров и отметкой "Работает по настоящее время". - для привлеченных сотрудников, - копии трудовых договоров. |
2 |
Общий опыт работы участника |
Количество исполненных работ по обследованию зданий и сооружений с ценой не менее начальной (максимальной) цены контракта за 2013 - 2015 гг. - отсутствие выполненных работ (0 баллов), - от 1 до 10 (20 баллов), - от 11 до 20 (60 баллов), - от 21 и более (100 баллов) |
10% |
В случае не заполнения столбца 5 ф. "Сведения о квалификации участника размещения заказа" или некорректного заполнения выполненные работы не учитываются (0 баллов) Подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов: - копии исполненных Контрактов (договоров). Наличие положительного опыта в проведении подобных работ (рекомендации Заказчика). |
3 |
Опыт выполненных аналогичных работ |
Количество исполненных аналогичных работ по обследованию особо опасных зданий и сооружений с ценой не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта за 2013 - 2015 гг. - отсутствие выполненных работ (0 баллов), - от 1 до 5 (20 баллов), - от 6 до 10 (60 баллов), - от 11 и более (100 баллов) |
70% |
Исходя из количества выполненных аналогичных работ по обследованию особо опасных зданий и статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов: - копии исполненных Контрактов (договоров) |
|
|
100% |
ИТОГО (НЦБi=НЦБ1+НЦБ2+НЦБ3) |
В соответствии с подпунктом б) пункта 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке такой нестоимостной критерий оценки заявок как "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и максимально соответствующие его потребностям при осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Конкурсная документация открытого конкурса на выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0116200007916002649) не содержит обязательных требований к опыту работы участника закупки, связанному с предметом контракта, таким образом, отсутствие документов, подтверждающих соответствие участника закупки показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" в составе конкурсных заявок участников закупки не является основанием для отклонения заявок от участия в открытом конкурсе, и не является ограничением допуска к участию в закупке, так участник закупки даже в случае получения меньшего количества баллов по указанному критерию имеет возможность стать победителем закупки, например, путем снижения ценового предложения.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность по доказыванию доводов жалобы возлагается на заявителя жалобы.
Вместе с тем ООО "СтройКом" в составе своей жалобы не представило доказательств того, что установленный государственным заказчиком порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0116200007916002649) ограничивает число участников закупки, также ООО "СтройКом" не представило доказательств относительно невозможности предоставления в составе заявки на участие в открытом конкурсе справки о квалификационном составе СРО.
В связи с вышеизложенным Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" не противоречит законодательству о контрактной системе.
Второй довод жалобы ООО "СтройКом" признан необоснованным.
При изложенных обстоятельствах жалоба ООО "СтройКом" подлежит признанию необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Из смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что положения конкурсной документации и проекта контракта не должны содержать разночтений.
Пунктом 2.3 проекта государственного контракта установлено следующее: "Аванс не предусмотрен. Оплата за выполненные работы в размере 90 % (девяносто) Цены Контракта производится поэтапно согласно объемам выполненных работ (Приложение N2) в пределах годового лимита бюджетных обязательств и оплачивается в течение 30 календарных дней с даты подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (с предоставлением счет-фактуры), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Оплата производится по мере поступления лимитов бюджетных обязательств на лицевой счет Заказчика.
Окончательный расчет по Контракту в размере 10 % (десять) Цены Контракта производится после положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации, а также после предоставления Подрядчиком результатов работ, в количестве и форматах согласно Приложению N3".
Пунктом 12.7 проекта контракта установлены условия соблюдения прав сторон на создаваемую (продаваемую) проектную документацию.
Между тем, из пояснений представителей заказчика и уполномоченного органа следует, что предметом контракта является не подготовка проектной документации, а работы по инженерным изысканиям.
Относительно вышеизложенного заказчик пояснил, что положения, касающиеся создания проектной документации, включены в проект государственного контракта ошибочно.
В связи с вышеизложенным заказчик ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" признается нарушившим положения пункта 1 части 1 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия)" по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение работ по комплексному обследованию здания с оценкой технического состояния объекта: "Строительство здания Якутского укрупненного центра УВД ЕС ОрВД в г. Якутске, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0116200007916002649) необоснованной.
2. Признать заказчика государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 мая 2016 г. N 06-417/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2016