изготовлено в полном объеме 01июня2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест"):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее также - ООО "Стройиндустрия"): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика муниципального казенного учреждения"Управление строительного комплекса" муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)(далее также - МКУ "Управление строительного комплекса", заказчик): представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотревжалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" при проведении электронного аукциона на строительство многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000019),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20мая2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" при проведении электронного аукциона на строительство многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000019).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 27мая2016 года в 11 часов 30 минут.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы:
Установленная заказчиком дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе неправомерно приходится на выходной день.
Кроме того,заказчиком неправомерно не размещен документ, содержащий перечень внесенных изменений в положения аукционной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 года N 913"Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию".
Просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В жалобе ООО "Стройиндустрия" заявлены следующие доводы:
Установленная заказчиком дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе неправомерно приходится на выходной день.
Кроме того, впроекте контракта отсутствует условие о заключении контракта с физическим лицом, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В письменных пояснениях заказчика по жалобам ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" указано следующее:
У заказчика отсутствует возможность изменять дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в зависимости от того, является ли такойдень рабочим или нерабочим.
Условие о заключении контракта с физическим лицом, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе,при необходимости может быть включено в проект контракта на стадии заключения контракта.
Считают, что в действияхМКУ "Управление строительного комплекса" отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
31марта 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещены извещение N 0316300134416000019о проведении электронного аукциона на строительство многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила20 000 000,00 руб.
31 марта, 06 мая 2016 года в аукционную документацию внесены изменения.
23 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300134416000019-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило 4 заявки с порядковыми номерами 2, 8, 9, 10. Аукционная комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 8 и допустила остальных участников закупки.
27 мая 2016 года состоялась процедура электронного аукциона. Ценовые предложения участников выглядят следующим образом:
НОМЕР ЗАЯВКИ |
ДАТА И ВРЕМЯ ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРИЗНАК ЦЕНОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРЕДЛОЖЕННАЯ ЦЕНА, РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ |
9 |
27.05.2016 13:30 |
Понижение |
19 600 000,00 |
10 |
27.05.2016 13:39 |
Понижение |
19 500 000,00 |
31 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300134416000019-2.
Согласно указанному протоколу вторые части заявок участников закупки, подавших ценовые предложения, признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест"частично-обоснованнойна основании следующего.
Довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлена дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, признан обоснованным в силу следующего.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в котором должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом Законом о контрактной системе не указано, что дни должны быть рабочими.
Между тем, согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, законодательство Российской Федерации устанавливает, что окончание срока должно быть определено только рабочим днем.
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.03.2016 года, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 000 000,00 рублей, а датой окончания срока подачи заявок установлено 21.05.2016года (аналогичное положение содержится в пункте 12 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки"аукционной документации).
Согласно производственному календарю на 2016 год 21.05.2016года является выходным днем, а следующим рабочим днем является 23.05.2016 года.
Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации 21.05.2016 года не может являться датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, установлениесрока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день нарушает требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан обоснованным.
Довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно не размещен документ, содержащий перечень внесенных изменений в положения аукционной документации, признан необоснованным в силу следующего.
Заявитель в жалобе указал, что заказчик при внесении изменений в аукционную документацию не разместил документ, содержащий перечень внесенных изменений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913"Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию".
Из материалов дела следует, что 06.05.2016 года заказчик внес изменения в аукционную документацию и разместил ее новую редакцию со всеми изменениями на официальном сайте.
Согласно пункту 1 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913 (далее - Положение) Положение устанавливает порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), подлежащей размещению в соответствии с Законом о контрактной системе в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 года N 36 единая информационная система в сфере закупок введена в эксплуатацию с 01.01.2016 года.
Учитывая, что в настоящее время введена в действие единая информационная система в сфере закупок, по мнению Комиссии, нормы Положения не распространяются на порядок размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя.
Комиссия считает жалобуООО "Стройиндустрия" частично-обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о том, что установленная заказчиком дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе неправомерно приходится на выходной день, признан обоснованным в силу вышеизложенного в решении по аналогичному доводу ООО "Стройинвест".
Довод заявителя о том, чтов проекте контракта отсутствует условие о заключении контракта с физическим лицом, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, признан необоснованным в силу вышеизложенного.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Материалами дела установлено, что в проекте контракта аукционной документации не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем предметом закупки является строительство многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса.
Пунктом 20 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено, что в составе вторых частей заявок участникам закупки необходимо представить копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624.
Согласно пункту 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, контракт не может быть заключен с физическим лицом, который не является индивидуальным предпринимателем.
Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
Пунктом 20раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки"аукционной документации установлено, что в составе вторых частей заявок участникам закупки необходимо представить копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624, а именно:
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Следовательно, участник закупки должен обладать свидетельством саморегулируемой организации в качестве генерального подрядчика и к определенным видам работ (пункты 12.10, 17.1. Перечня) одновременно.
Комиссия приходит к выводу, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе установленные заказчиком требования влекут ограничение количества участников закупки, в частности, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не имеющих свидетельства саморегулируемой организации в качестве генерального подрядчика, но имеющих допуск к определенным видам работ (пункты 12.10, 17.1. Перечня).
При этом антимонопольный орган обращает внимание заказчика на следующее.
В перечень работ выполняемых подрядчиком, входят, в том числе работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации, которые являются лицензируемыми работами, в связи с чем в пункте 20 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено, что в составе вторых частей заявок участникам закупки необходимо представить копию лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанным положением законодательства Российской Федерации, а также в случае, если в аукционной документации содержится условие о том, что подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право выполнять работы как лично, так и с привлечением субподрядных организаций.
Наличие у участника допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624) исключает обязательное условие наличия у участника закупки наличия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, поскольку указанный допуск свидетельства саморегулируемой организации позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
По мнению антимонопольного органа, в случае содержанияв перечне выполняемых работ аукционной документации работ, подлежащих лицензированию, заказчик можетустановить следующие требования к участникам закупки:
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика и (или) к определенным видам работ, а также требование о наличии лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
и/или
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика, а такжевозможность привлечения подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобООО "Стройинвест"на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" при проведении электронного аукциона на строительство многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000019)частично обоснованной в части того, что установленная заказчиком дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе неправомерно приходится на выходной день.
2. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" при проведении электронного аукциона на строительство многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000019) частично обоснованной в части того, что установленная заказчиком дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе неправомерно приходится на выходной день.
3. Признать заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" нарушившимпункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 63, часть 2 статьи 64Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МКУ "Управление строительного комплекса" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 мая 2016 г. N 06-433/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2016