изготовлено в полном объеме 03июня2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н.-главногогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест"):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее также - ООО "Стройиндустрия"): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Бетюнский наслег" "Амгинский улус (район)" Республика Саха (Якутия)(далее также -Администрация МО "Бетюнский наслег", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органаМКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)" (далее также - МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)", уполномоченный орган): представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Филиппова Николая Алексеевича (далее также - ИП Филиппов Н.А., заинтересованное лицо): Филиппов Н.А.,
рассмотревжалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика Администрации МО "Бетюнский наслег" "Амгинский улус (район)" Республика Саха (Якутия), уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ ул. А.М.Васильевой протяженностью 1035 м. методом холодного ресайклинга в с. Бетюнь, Амгинского района, Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816300022116000045),проведя в соответствиис пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20мая2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика Администрации МО "Бетюнский наслег" "Амгинский улус (район)" Республика Саха (Якутия), уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ ул. А.М.Васильевой протяженностью 1035 м. методом холодного ресайклингав с. Бетюнь, Амгинскогорайона, Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816300022116000045).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 31мая2016 года в 14 часов 00 минут.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы:
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, в соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
При этом в соответствии с положениями пункта 7 Правил, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В этой связи при расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых, применяются положения Постановления N 1063, то есть вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применяется ключевая ставка Банка России. Таким образом, указанное условие о пене в случае просрочки установлено некорректно и с нарушением действующего законодательства.
Кроме того,в аукционной документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"от 14 февраля 2015 года, нарушая тем самым законодательство.
В жалобе ООО "Стройиндустрия" заявлены следующие доводы:
В аукционной документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе иПостановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено"
В письменных пояснениях заказчика по жалобам ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" указано следующее:
В соответствии с указанием Банка России от 11 декабря 2015 года N 3894/У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" не отменяется понятие и действие ставки рефинансирования, а значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063"Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, условие о пени в случае просрочки является корректным.
С нарушением в части отсутствия в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"от 14 февраля 2015 годане согласны, поскольку данные требования установлены в аукционной документации.
С нарушением в части отсутствия в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе иПостановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" согласны.
В ходе рассмотрения ИП Филлипов Н.А. пояснил следующее:
В проекте контракта условие о пене в случае просрочки установлено правомерно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063"Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"от 14 февраля 2015 года в аукционной документации установлены.
Запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе, является специальной экономической мерой, которая законодательством Российской Федерации о контрактной системе не регламентируется.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
10мая 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещены извещение N 0816300022116000045о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ ул. А.М.Васильевой протяженностью 1035 м. методом холодного ресайклинга в с. Бетюнь, Амгинского района, Республики Саха (Якутия), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила15 531 000,00 руб.
26 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0816300022116000045-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступила1 заявка от ИП Филиппова Н.А, признанная соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест"необоснованнойна основании следующего.
Довод заявителя в части содержания в проекте контракта неправомерного условияоб уплате пенипризнан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной вПравилах.
По мнению заявителя, вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации применению подлежит ключевая ставка Банка России.
При этом в письме Минфина России от 10.02.2016 года N 02-01-10/6831 указано: "при расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых применяются положения постановления N 1063, то есть используется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке Банка России.
Учитывая изложенное, пеня в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.
В случае если в контракт включено условие о расчете пени от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России.
Минимальный размер пени в случае просрочки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнения обязательств по контракту определяется от ключевой ставки Банка России.
Если в контракте указано, что расчет осуществляется от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России".
Проектом контракта установлено следующее: "12.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерацииот цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле: <_>".
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения, поскольку в письме Минфина России от 10.02.2016 года N 02-01-10/6831 указано, что при расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых применяются положения постановления N 1063, то есть используется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке Банка России, а не как указано заявителем, что вместо ставки рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. применяется ключевая ставка Банка России.
Довод заявителя в части отсутствия в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки в соответствии Постановлением Правительства N 99 признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановление N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" от 14 февраля 2015 года (далее также - Постановление N 99) устанавливает следующие дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено следующее:
- предмет закупки - выполнение ремонтных работ ул. А.М.Васильевой протяженностью 1035 м. методом холодного ресайклингав с. Бетюнь, Амгинскогорайона, Республики Саха (Якутия);
- начальная (максимальная) цена контракта - 15 531 000,00 руб.;
- код по ОКПД - 42.11.20.000.
Следовательно, у заказчика, уполномоченного органа, в соответствии с требованиями части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе возникает обязанность по установлению дополнительных требований к участникам закупки.
Материалами дела установлено, что в разделе "Описание объекта закупки" требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 установлены, следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Комиссия считает жалобуООО "Стройиндустрия" обоснованной на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583 от 28.11.2015 года "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных ииных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между тем, материалами дела установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации не установлен.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1.Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системев извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроках завершения работ
В силу части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации, проекте контракта не должна содержать разночтений, в том числе в отношении сроков завершения работ.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указан срок завершения работ: "год 2016, месяц июль,срок исполнения отдельных этапов контракта: до 31 июля 2016 года", в пункте 6 Информационной карта аукционной документации: "30 августа 2016 г.", в пункте 5.1. проекта контракта"Начало производства работ исчисляется с даты заключения настоящего контракта и заканчивается в срок не позднее "30" августа 2016 года".
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗв извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации содержатся разночтения в части срока выполнения работ.
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения илиунитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Материалами дела установлено, что пунктом 12 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о правомочностизаключить контракт.
Между тем, требование к правомочности участника закупки заключить контракт, предусмотренное в пункте 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 года N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик установил излишнее требование к участникам закупки в части правомочности заключить контракт.
3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом ссылка на норму Закона о контрактной системе не является надлежащим исполнением требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Между тем, в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации отсутствует информация о дате начала и окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
4. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 19 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки: наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального строительства объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 годаN 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а именно, не указано, на какие виды работ, предусмотренные Перечнем, должно быть выдано свидетельство СРО по организации строительства.
5. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 531 000,00 руб.
Как установлено материалами дела, пунктом 13.3. проекта контракта аукционной документации установлено обеспечение исполнения контракта в размере 5 %.
При этом возможность измененияразмера обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, не установлена.
Таким образом, нарушены пункт 8 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, в части установления в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта.
6. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Следовательно, Законом N 44-ФЗ установлен запрет на включение в документацию требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Описанием объекта закупки аукционной документации установлено следующее требование к участникам закупки:
"Наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного использования контракта, договора.
Перечень оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании техники, необходимой для производства данных видов работ:
1 |
Катки |
не менее 1-й единиц |
2 |
Автомобили -самосвалы |
не менее 4-х единиц |
3 |
Автогрейдер |
не менее 1-й единицы |
4 |
Распылитель цемента |
не менее 1-й единицы |
5 |
Погрузчик |
не менее 2-й единицы |
6 |
Трактор 6 тягового класса, с мощностью 380 л.с. |
не менее 1-й единицы |
7 |
Разбрызгиватель жидкого раствора стабилизатора грунтов. |
не менее 1-й единицы |
Изучив вышеизложенное, Комиссией установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системеаукционная документация содержит неправомерное излишнее требование к материальным ресурсам участника закупки.
7. Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как установлено выше, в разделе "Описание объекта закупки" установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
Между тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системеданное требование отсутствует в извещении о проведении электронного аукциона.
8. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать, в том числе наименование объекта закупки.
Из части 1 статьи 64Закона о контрактной системе следует, что аналогичная информация должна содержаться в аукционной документации.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указано наименование объекта закупки: строительство автомобильных дорог и автомагистралей, а в аукционной документации: выполнение ремонтных работ ул. А.М.Васильевой протяженностью 1035 м. методом холодного ресайклингав с. Бетюнь, Амгинскогорайона, Республики Саха (Якутия).
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации содержатся разночтения в отношении наименования объекта закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации МО "Бетюнский наслег" "Амгинский улус (район)" Республика Саха (Якутия), уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ ул. А.М.Васильевой протяженностью 1035 м. методом холодного ресайклинга в с. Бетюнь, Амгинского района, Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816300022116000045)необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия"на действия заказчика Администрации МО "Бетюнский наслег" "Амгинский улус (район)" Республика Саха (Якутия), уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ ул. А.М.Васильевой протяженностью 1035 м. методом холодного ресайклинга в с. Бетюнь, Амгинского района, Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816300022116000045)обоснованной.
3. Признать заказчика Администрации МО "Бетюнский наслег" "Амгинский улус (район)" Республика Саха (Якутия), уполномоченный орган МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)" нарушившимичасть 1 статьи 31, часть 3 статьи 33 , пункт 2 статьи 42, пункт 6 части 5 статьи 63, части 1, 3 статьи 64, часть 6 статьи 96Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Администрации МО "Бетюнский наслег" "Амгинский улус (район)" Республика Саха (Якутия), уполномоченному органу МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Амгинский улус (район)"предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 мая 2016 г. N 06-446/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2016