изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Среднеколымская центральная районная больница" (далее также - заказчик, ГБУ РС (Я) "Среднеколымская ЦРБ"): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС (Я)): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Среднеколымская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания больничного комплекса ГБУ РС (Я) "Среднеколымская ЦРБ" (извещение N 0116200007916003238), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
16 мая 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Среднеколымская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания больничного комплекса ГБУ РС (Я) "Среднеколымская ЦРБ" (извещение N 0116200007916003238).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 23 мая 2016 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации:
Заказчиком в пункте 7.2 проекта контракта, в нарушение части 1, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, а именно: "Размер обеспечения исполнения контракта составляет ______рублей_____копеек (5% процентов от начальной (максимальной) цены контракта", в то время как порог снижения начальной (максимальной) цены контракта не уточнен. Между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, что является нарушением части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7.3 проекта контракта срок действия обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии - до 31 декабря 2016 года. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения подрядчиком всех своих обязательств по контракту. Также, в пункте 12.1 проекта контракта определено, что контракт вступает в силу со дня подписании его сторонами и действует до 31 декабря 2016 года, то есть заказчиком установлен срок действия банковской гарантии, равный сроку действия контракта, что нарушает положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее:
1. Обязанность включения в проекте контракта условий о применении антидемпинговых мер не установлена Законом о контрактной системе, поскольку согласно данному закону контракт заключается после предоставления обеспечения исполнения контракта. Указание в проекте контракта размера обеспечения исполнения контракта в виде 5% процентов от начальной (максимальной) цены контракта не может являться нарушением статей 34, 37 Закона о контрактной системе, поскольку предоставление обеспечения исполнения контракта увеличенного в 1,5 раза, предусмотрено только в определенном случае. При этом статья 37 Закона о контрактной системе предусматривает предоставление как и увеличенного в 1,5 раза, так и установленного документацией, то есть, 5% процентов от начальной (максимальной) цены контракта со сведениями, подтверждающими добросовестность участника.
2. При указании срока действия банковской гарантии в проекте контракта допущена техническая опечатка. Между тем, потенциальные участники закупки объективно уведомлены о предоставлении банковской гарантии со сроком ее действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку в пункте 16 "Информационная карта" аукционной документации указаны сведения об обеспечении исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно. Согласно документации об электронном аукционе, в случае разночтения сведений, содержащихся в документации об электронном аукционе, преимущество имеют сведения, указанные в части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации.
Просит признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной, а также предоставить возможность исправления допущенной в проекте контракта технической опечатки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30 апреля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки АО "ЕЭТП" размещено извещение N 0116200007916003238 на выполнение работ по капитальному ремонту здания больничного комплекса ГБУ РС (Я) "Среднеколымская ЦРБ" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 904 587,00 руб.
19 мая 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916003238-1.
Согласно данному протоколу на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" поступило 4 (четыре) заявки с порядковыми номерами 1, 3, 4, 5.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о допуске к участию в закупке заявок участников с порядковыми номерами 1, 3 и об отказе в допуске участникам закупки с порядковыми номерами 4, 5.
23 мая 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007916003238-2, согласно которому все поступившие от участников электронного аукциона минимальные предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N5 |
23-05-2016 09:53:50 [GMT +9] |
9 855 064.06 |
RUR |
Заявка N5 |
2 |
Участник N4 |
23-05-2016 10:04:19 [GMT +9] |
9 855 064.06 |
RUR |
Заявка N4 |
На момент рассмотрения жалобы срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части установления конкретного размера исполнения контракта в проекте контракта в отсутствие положений, в соответствии с которыми размер обеспечения исполнения контракта может измениться в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, признается обоснованным на основании следующего:
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьдесят миллионов рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В извещении о проведении данной закупки, а также в разделе 1 "Информационная карта" аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта - 5.00% от начальной (максимальной) цены контракта (договора): 495 229,35 рублей.
В п 7.2 проекта контракта установлено, в том числе следующее: "Размер обеспечения исполнения Контракта составляет _____ рублей __ копеек (5% процентов от начальной (максимальной) цены контракта)".
Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в проекте контракта установлен фиксированный размер обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, заказчиком в нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указана возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении аукциона, но не менее чем обеспечение исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Также, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы об отсутствии в проекте контракта порога снижения начальной (максимальной) цены контракта, а также положений, в соответствии с которыми размер обеспечения исполнения контракта может измениться в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, как следует из материалов дела, заказчиком в пункте 4 части 16 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации установлены условия предоставления обеспечения исполнения контракта, соответствующие положениям части 1, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно протоколу от 23 мая 2016 года N 0116200007916003238-2, предложения о цене контракта каждого из участников закупки, допущенных к участию в электронном аукционе, составляет 9 855 064,06 рубля. Таким образом, в ходе электронного аукциона цена контракта не была снижена на 25 и более процентов.
Таким образом, отсутствие в проекте контракта порога снижения начальной (максимальной) цены контракта, а также положений, в соответствии с которыми размер обеспечения исполнения контракта может измениться в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, не повлияло на результаты закупки и не повлекло нарушения прав и законных интересов участников закупки.
Довод заявителя в части установления заказчиком в проекте контракта срока действия банковской гарантии, равного сроку действия контракта, признается необоснованным на основании следующего:
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе, о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 3 части 16 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что срок действия обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как установлено из материалов дела, согласно пункту 12.1 проекта контракта, контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2016 года.
Между тем, Законом о контрактной системе не установлена обязанность указывать в проекте контракта условия о сроке действия банковской гарантии.
Таким образом, довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Вместе с тем, в пункте 7.3 проекта контракта, заказчиком установлен срок действия обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии до 31 декабря 2016 года. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения подрядчиком всех своих обязательств по контракту.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснила, что в п. 7.3 проекта контракта допущена техническая опечатка в части указания срока обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии.
В силу вышеуказанных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС отмечает объективную необходимость выдачи соответствующего предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Среднеколымская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания больничного комплекса ГБУ РС (Я) "Среднеколымская ЦРБ" (извещение N 0116200007916003238) частично обоснованной в части установления конкретного размера исполнения контракта в проекте контракта в отсутствие положений, в соответствии с которыми размер обеспечения исполнения контракта может измениться в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
2. Признать заказчика Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Среднеколымская центральная районная больница" нарушившим часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Среднеколымская центральная районная больница" предписание привести в соответствие пункт 7.3 проекта контракта, устанавливающий срок действия обеспечения исполнения контракта, при направлении проекта контракта победителю закупки.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 мая 2016 г. N 06-397/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2016