изготовлено в полном объеме 27 мая 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Чурапчаавтодор" (далее также - ООО "Чурапчаавтодор", заявитель): Петров С.В. (генеральный директор), Гуляев В.В. (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по строительству, архитектуре и эксплуатации Чурапчинского улуса" (далее также - МКУ "СЕЗСАЭ Чурапчинского улуса", заказчик) и уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Чурапчинский улус (район)" РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Артемьева М.Д., Федорова Л.И., (представители по доверенностям);
рассмотрев жалобу ООО "Чурапчаавтодор" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Чурапча-Арылах" (извещение N 0316300225016000004), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
17 мая 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Чурапчаавтодор" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Чурапча-Арылах" (извещение N 0316300225016000004).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 24 мая 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя поддержали указанные в жалобе доводы и огласили следующие доводы жалобы.
ООО "Чурапчаавтодор" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине того, что заявителем не были представлены конкретные показатели товаров, материалов, применяемых при выполнении работ. Между тем, в аукционной документации не установлены показатели материалов, товаров. В части 3 аукционной документации заказчиком указано следующее: "В ЧАСТИ 2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ документации Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в ЧАСТИ 2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ документации.
При подготовке предложения о товарах, которые будут использоваться участником при выполнении работ, оказании услуг во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, за основу может быть взята ЧАСТЬ 2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ или необходимая таблица, в нем содержащаяся".
Также заявителем обжалуются положения аукционной документации. Проектная документация предусматривает выполнение работ на сумму в 33 миллиона рублей, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 397 317,64 рублей, при этом не указан сам участок строительства, указана только его протяженность.
Проектно-сметная документация не размещена на официальном сайте единой информационной системы, указана только ссылка на иной сайт в сети Интернет.
В пункте 1.6 части 2 аукционной документации указано неверное название места выполнения работ.
Также указывают, что в составе аукционной комиссии отсутствуют сотрудники заказчика.
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика и уполномоченного органа пояснено, что согласно подпункту "б" пункта 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В части 2 "Описании объекта закупки" аукционной документации указано следующее: "требования к материалам и оборудования, применяемым для производства работ, должны полностью соответствовать техническим характеристикам, указанным в ведомости материальных ресурсов.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров, не должно сопровождаться словом "эквивалент", "не более", "не менее", "типа" и т.п".
В разделе "Материальные ресурсы" части 7 "Ведомость применяемых материалов" аукционной документации установлены требования к применяемым материалам, товарам.
Заявитель (заявка с номером 2) в своей заявке указал сведения не по всем материалам.
Место выполнения работ указано в проектно-сметной документации.
Проектно-сметная документация не была размещена на официальном сайте единой информационной системы, поскольку это сделать не позволял большой размер файла.
На довод заявителя в части отсутствия сотрудников заказчика в составе аукционной комиссии поясняют, что Распоряжением Главы муниципального образования "Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 года N 1043/1 уполномоченный орган и единая комиссия по осуществлению закупок, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" производят осуществление закупок, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика по строительству, архитектуре и эксплуатации Чурапчинского улуса".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26 апреля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0316300225016000004 о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Чурапча-Арылах" и аукционная документация.
26 апреля 2016 года заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 397 317,64 рублей.
12 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300225016000004-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступило 3 (три) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3.
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с порядковым номером заявки 3 и об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
13 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения второй части заявки единственного участника закупки, допущенного к участию в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300225016000004-2.
Согласно указанному протоколу аукционной комиссией принято решение о признании данной заявки соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Чурапчаавтодор" необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части неправомерного отказа заявителю в допуске к участию в электронном аукционе подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0-1 от 2016 года участнику закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО "Чурапчаавтодор") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Несоответствие заявки требованиям документации по разделу 1 части 3 аукционной документации: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров"; Непредоставление сведений предусмотренных п.п. б), пункта 3, частью 3, статьи 66 Закона о контрактной системе и отклонить по п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе".
Предметом данной закупки является выполнение работ с применением материалов/товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в данном случае участники закупки в первых частях заявок на участие в электронном аукционе указывают, в том числе, конкретные показатели используемого при выполнении товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Из материалов дела установлено, что в разделе 1 "Первая часть заявки" части 3 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации, а именно в пункте 1.2.3. указано следующее:
"1.2.3. Если документацией предусмотрено использование товаров, при выполнении работ, оказании услуг и не имеется указание на товарный знак:
Участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ), а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ товаров, соответствующие значениям показателей, установленным документацией, и их товарные знаки (при наличии). При этом наименования, количество и значения показателей товаров, применяемых при выполнении работ, содержащиеся в первой части заявки закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей оказания услуг, в том числе техническим и функциональным характеристикам, установленным в ЧАСТИ 2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ документации (подпункт "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ)".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела установлено, что пунктом 2.2 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее:
N п/п |
Перечень основных данных и требований |
Содержание требований по объекту |
1 |
2 |
3 |
2.2 |
Требования к материалам и оборудованию, применяемым для производства работ |
Оборудование и материалы для производства работ должны быть новыми ранее не использовавшимися. Полностью соответствовать техническим характеристикам, указанным в ведомости материальных ресурсов, иметь паспорта и сертификаты. Перед началом производства работ необходимо согласовать с заказчиком образцы применяемых материалов. |
Часть 7 "Ведомость потребных ресурсов" представлена и размещена в виде совокупности следующих ведомостей потребных ресурсов: "Дорожная одежда", "Земляное полотно", "Обустройство дороги", "Устройство объездов в местах устройства труб", "Рубка леса", "Строительство металлических гофрированных труб д=1,5м", "Укрепительные работы" "Демонтаж существующего мостового перехода на ПК4+50".
В ходе рассмотрения дела представителями уполномоченного органа пояснено, что в составе первой части заявки не представлены конкретные показатели товара по пункту 20 "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, III сорта" ведомости потребных ресурсов "Обустройство дороги".
Из материалов дела установлено, что в данной ведомости пункт 20 содержит следующее:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Материальные ресурсы | ||||
20. |
С102-0029 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, III сорта |
м3 |
3.737664 |
Таким образом, в аукционной документации установлены требования к товарам/материалам, применяемым при выполнении работ.
Между тем, в первой части заявки с номером 2 (ООО "Чурапчаавтодор") отсутствовали сведения о конкретных показателях товара/материала "Бруски обрезные хвойных пород", соответствующих значениям, установленным аукционной документацией.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционной комиссией правомерно отказано заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку заявителем в первой части своей заявки не представлены конкретные показатели.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе рассмотрения данной жалобы по существу заявителем были приведены доводы в части обжалования аукционной документации.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Между тем, дата окончания срока подачи заявок на участие в данном аукционе - 11.05.2016 года.
Таким образом, доводы в части обжалования положений аукционной документации не подлежат рассмотрению согласно пункту 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе: жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0316300225016000004-1 от года участникам закупки с номерами заявок 1, 2 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по одному и тому же следующему основанию: "Несоответствие заявки требованиям документации по разделу 1 части 3 аукционной документации: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров"; Непредоставление сведений предусмотренных п.п. б), пункта 3, частью 3, статьи 66 закона N 44-ФЗ и отклонить по п.2 ч.4 ст.67 закона N 44-ФЗ.".
Между тем, в данном протоколе не указано обоснование причин отказа в допуске к участию в электронном аукционе: не указано какие конкретные показатели, соответствующие установленным в аукционной документации, не были представлены в первых частях заявок вышеуказанных участников закупки.
Таким образом, аукционной комиссией нарушен пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 397 317,64 рублей.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Между тем, в проекте контракта не указаны условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в случаях, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком нарушены части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
26 апреля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0316300225016000004 о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Чурапча-Арылах" и аукционная документация.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 1457 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2015) и действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28.11.2015 N 583.
Между тем, в аукционной документации, извещении о проведении электронного аукциона не было установлено соответствующего запрета в соответствии с Постановлением N 1457.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем, в аукционной документации не были указаны конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика было пояснено, что предметом данного электронного аукциона является выполнение работ, для выполнения которых требуется наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Предметом данной закупки является строительство автомобильной дороги "Чурапча-Арылах".
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Положение Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее также - Положение N 87) устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
Согласно Положению N 87 объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Таким образом, в соответствии с пунктом 25 раздела III Перечня работы по строительству автомобильных дорог относятся к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает следующие требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
В пункте 13.1 проекта контракта указано следующее: "Подрядчик вправе, письменно уведомив Заказчика, привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему договору других юридических лиц (субподрядчиков)".
Поскольку проектом контракта прямо не запрещено привлечение субподрядчиков, то участник закупки (подрядчик) вправе привлечь для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика, обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки, обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Между тем, в аукционной документации не установлено требования к участникам закупки о наличии свидетельств СРО по определенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а в случае отсутствия у участника закупки допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, - допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64, Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является строительство автомобильной дороги "Чурапча-Арылах".
В силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации.
В соответствии с частью 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Пункт 5.1 проекта контракта изложен следующим образом: "Для реализации предмета настоящего договора Подрядчик обязуется. Качественно выполнить все работы по строительству Объекта в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим договором, приложениями к нему и утвержденной проектно-сметной документацией сдать законченный строительством Объект в установленном порядке".
Таким образом, подрядчик, исполняя свои обязательства по контракту, обязан руководствоваться и проектно-сметной документацией.
Комиссия антимонопольного органа, изучив представленные материалы дела, а также информацию, находящуюся на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, установила, что заказчиком не размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru проектно-сметная документация как описание объекта закупки, а указана ссылка на другой сайт в сети Интернет.
Данный факт представителями заказчика не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте единой информационной системы, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений ч. 2 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части не размещения проектной документации в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Чурапчаавтодор" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги "Чурапча-Арылах" (извещение N 0316300225016000004) необоснованной, доводы в части обжалования положений аукционной документации - не подлежащими рассмотрению.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившей пункт 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика по строительству, архитектуре и эксплуатации Чурапчинского улуса" нарушившим часть 2 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 5, 8 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 1, 11 части 1, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Служба единого заказчика по строительству, архитектуре и эксплуатации Чурапчинского улуса" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 мая 2016 г. N 06-405/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016