изготовлено в полном объеме 08июня2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "ФК Сатиком"(далее также -ООО "ФК Сатиком", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Детская инфекционная клиническая больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "ЯГКБ", заказчик): Свинобоева Н.Н. (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Игнатьева А.А.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "ФК Сатиком" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Имипенем + Циластатин) (извещение N 0116200007916003276),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
27мая2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "ФК Сатиком" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Имипенем + Циластатин)(извещение N 0116200007916003276).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 03июня2016 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из жалобы ООО "ФК Сатиком"следует, что аукционная комиссия приняла решение отказать Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по причине не соответствия части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции ''Отсутствие в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам''.
ООО "ФК САТИКОМ" несогласно с решением аукционной комиссии по следующим основаниям:
ФАС России в Письме от 26.10.2015 года N АК/58960/15 обращает внимание на следующее: согласно части 1 статьи 13 Закона о лекарственных средствах лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Положения Закона о лекарственных средствах предусматривают проведение Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной регистрации лекарственных препаратов в целях подтверждения их эффективности, безопасности и качества. Таким образом, ФАС России утверждает, что зарегистрированный в установленном порядке лекарственный препарат соответствует требованиям эффективности, безопасности и качества.
Также ФАС России в своем письме N АД/634516 от 03.02.2016 г. "По вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов" указала, что в силу Федерального закона от 12.04.2010 г. N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика. Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом указание (1) МНН или при его отсутствии химического либо группированного наименования лекарственного препарата, (2) лекарственной формы и (3) дозировки (с указанием возможности поставки эквивалента) является необходимым и достаточным условием идентификации лекарственного препарата.
В своей заявке участник закупки ООО "ФК САТИКОМ" указал конкретные показатели, достаточные для идентификации лекарственного препарата.
В ходе рассмотрения дела представитель Госкомзакупок РС(Я) пояснила,чтоd соответствии с подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Также документацией об электронном аукционе в п. 1.1.2 ч. 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" установлены аналогичные требования.
Заявка ООО "ФК Сатиком" не соответствует части 2 "Описание объекта закупки" в части отсутствия в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам и цефалоспоринам.
Таким образом, предлагаемый заявителем товар не соответствует требованиям документации по отсутствию в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Относительно ссылки заявителя на письма ФАС России отмечаем следующее, в Постановлении Конституционного суда РФ от 31.03.2015 года N 6-П, под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, а под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Пленумом Верховного суда РФ в пункте 9 Постановления от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, какие признаки являются существенными для характеристики нормативного правового акта. К их числу относится издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Указанные в жалобе ООО "ФК Сатиком" разъяснения ФАС России не обладают приведёнными выше существенными признаками, характеризующими нормативно-правовой акт, а носит информационно-разъяснительный, рекомендательный характер, представляющий собой консолидированную позицию ФАС России по вопросу установления в документации об электронном аукционе требований к лекарственным средствам.
Таким образом, при рассмотрении заявки аукционная комиссия уполномоченного органа, руководствуясь положениями ст.ст. 66, 67 Закона о контрактной системе, требованиями документации об электронном аукционе, правомерно не допустила ООО "ФК Сатиком" к участию в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения дела представительГБУ РС(Я) "ЯГКБ"пояснила, что по смыслу положений, содержащихся в статье 33 Закона о контрактной системе, аукционная документация разрабатывается заказчиком и утверждается им, исходя из своих потребностей, при этом в техническом задании заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, и Закона N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товар.
Устанавливая в аукционной документации требование "отсутствие в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам и цефалоспоринам" заказчик исходит, в том числе из того, что требуемый для поставки лекарственный препарат "Имипинем-Циластин" по химической структуре относится, как и пенициллины и цефалоспорины, к бета-лактамным антибиотикам и соответственно повышенная чувствительность к ним может привести к аналогичной реакции в отношении "Имипинема", что недопустимо.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30апреля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" размещены извещение N 0116200007916003276о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Имипенем + Циластатин), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила998 560,67руб.
17мая2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916003276-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило5 (пять) заявокс порядковыми номерами 1, 2, 4, 5 (ООО "ФК Сатиком"), 6. Аукционная комиссия допустила к участию в электронном аукционе участников с порядковыми номерам заявок 1, 2, 4; отказала участникам с порядковыми номерам заявок 5 (ООО "ФК Сатиком"), 6.
20мая состоялась процедура электронного аукциона. Предложения участников закупки выглядят следующим образом:
НОМЕР ЗАЯВКИ |
ДАТА И ВРЕМЯ ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРИЗНАК ЦЕНОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРЕДЛОЖЕННАЯ ЦЕНА, РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ |
4 |
20.05.2016 10:56 |
Понижение |
993 567,87 |
2 |
20.05.2016 11:12 |
Понижение |
943 639,87 |
1 |
20.05.2016 11:15 |
Понижение |
938 647,07 |
25мая 2016 года проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916003276-2.
Согласно указанному протоколу вторые части заявок участников закупки, подавших ценовые предложения признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Комиссия считает жалобуООО "ФК Сатиком"необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007916003276-1 от 17мая 2016 года следует, что аукционная комиссия приняла решение отказать ООО "ФК Сатиком" в допуске к участию в электронном аукционе по причине не соответствия части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции ''Отсутствие в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам''.
Предметом закупки является поставка лекарственных средств (Имипенем + Циластатин).
Подпунктом "б" части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что при поставке товара первая часть заявки должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аукционной документацией в п. 1.1.2 ч. 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" установлены аналогичные требования.
В части 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие требования к товару:
N п/п |
Международное Непатентованное наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Имипенем + Циластатин |
порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг + 500 мг Должен иметь возможность применения у взрослых пациентов с тяжёлой почечной недостаточностью (с клиренсом креатинина менее 5 мл/мин/1,73 кв. м). Возможно одновременное применение с аминогликозидами. Не противопоказано применение в период беременности. Отсутствие в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам и цефалоспоринам. Отсутствие побочных эффектов в виде аллергических реакций в виде цианоза и гипергидроза. |
флаконы 20 мл (1) - пачки картонные. |
Упаковка |
1217 |
В дополнительных требованиях заказчик указывает, что товарная позиция должна строго соответствовать наименованию, быть соответствующей по составу, форме выпуска, дозе и упаковке.
Материалами дела установлено, что в заявке ООО "ФК Сатиком" указано следующее:
N п/п |
Международное Непатентованное наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Страна |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Имипенем и ЦиластатинДжодас |
порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг + 500 мг флаконы 20 мл N10- пачки картонные. Присутствие в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам и цефалоспоринам. Отсутствие побочных эффектов в виде аллергических реакций в виде цианоза и гипергидроза. |
Индия |
Упаковка |
122 |
Следовательно, заявка ООО "ФК Сатиком" не соответствует части 2 "Описание объекта закупки" в части отсутствия в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам и цефалоспоринам.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала ООО "ФК Сатиком" в допуске к участию в электронном аукционе.
При этом антимонопольный орган отмечает, что из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, закрепляющий порядок описания объекта закупки, следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Согласно пояснениям представителя заказчика, устанавливая в аукционной документации требование "отсутствие в противопоказаниях повышенной чувствительности к пенициллинам и цефалоспоринам" заказчик исходил, в том числе из того, что требуемый для поставки лекарственный препарат "Имипинем-Циластин" по химической структуре относится, как и пенициллины и цефалоспорины, к бета-лактамным антибиотикам и соответственно повышенная чувствительность к ним может привести к аналогичной реакции в отношении "Имипинема", что недопустимо.
В отношении писем ФАС России, на которые ссылается заявитель, антимонопольный орган поясняет, что письма ФАС России не обладают существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а носят информационно-разъяснительный, рекомендательный характер.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобуООО "ФК Сатиком" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Имипенем + Циластатин) (извещение N 0116200007916003276)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июня 2016 г. N 06-450/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016