изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее по тексту решения - ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от заказчика Бабушкинской наслежной администрации Верхоянского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту решения - Бабушкинская наслежная администрация, заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлено письменное пояснение;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Бабушкинской наслежной администрации Верхоянского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (извещение N 0116300040716000010), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
24 мая 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Бабушкинской наслежной администрации Верхоянского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (извещение N 0116300040716000010.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 31 мая 2016 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации об электронном аукционе.
1. В Дефектной ведомости аукционной документации по позиции "Электроснабжение" содержится указание на товарный знак без обязательной оговорки об эквивалентности, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе
2. В аукционной документации в нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не включено обязательное требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
3. В п. 2.2 проекта контракта указано следующее: "Общая цена контракта составляет ______________(_____) копейки, НДС не облагается".
Вместе с тем, объектная смета, размещенная на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru в качестве обоснования начальной максимальной цены контракта, содержит в себе указание на НДС.
Таким образом, по мнению заявителя, заказчик приводит противоречивую информацию относительно цены контракта в части оплаты налоговых платежей.
Просят признать жалобу обоснованной.
Как следует из письменного пояснения, заказчик не согласен с доводами изложенными в жалобе на основании следующего:
1. В дефектной ведомости по позиции "Электроснабжение" указано "Кабель-канал (короб) "Электропласт" 25*25".
Вместе с тем, "Электропласт" не является фирменным наименованием кабель канала, а является только материалом, указывающим на его функциональные, технические и качественные характеристики.
2. В аукционной документации в п. 20 ч. 1 "Информационная карта" установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
3. В соответствии с Законом о контрактной системе проект контракта может быть изменен протоколом разногласий в процессе подписания муниципального контракта.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 апреля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116300040716000010 при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 590 485,00 руб.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок рассмотрения первых частей заявок не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной по следующим основаниям.
Довод жалобы в части указания в Дефектной ведомости товарного знака "Электропласт" без обязательной оговорки об эквивалентности признается необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что в Дефектной ведомости на электроснабжение аукционной документации в пп. 3 указано "Кабель-канал (короб) "Электропласт" 25x25 мм".
При этом в обоснование начальной максимальной цены контракта включена Локальная смета N 6 на Электроснабжение, где также указано "Кабель-канал (короб) "Электропласт" 25x25 мм".
Между тем, в соответствии с пунктом 3.16 методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1, локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Из вышеизложенного следует, что локальный сметный расчет является документом, составляемым для определения стоимости работ, необходимых для осуществления строительства и не является описанием объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу о том, что дефектная ведомость и состоящий на ее основании локально-сметный расчет составлены заказчиком в целях определения начальной (максимальной) ценой контракта.
Также, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Поскольку довод жалобы о наличии в дефектной ведомости товарного знака "Электропласт" без обязательной оговорки об эквивалентности предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест".
Таким образом, первый довод жалобы признан необоснованным.
Довод заявителя в части отсутствия в аукционной документации требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о том, что: участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как следует из материалов дела, в п. 20 ч. 1 "Информационная карта" установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, второй довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части указания в проекте контракта стоимости выполненных работ без учета НДС признан обоснованным на основании следующего:
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, закон выделяет организации и индивидуальных предпринимателей, которые платят налог на добавленную стоимость, а также организации и индивидуальных предпринимателей, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализующие товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Как установлено материалами дела, в п. 2.2 проекта контракта установлено следующее: "Общая цена контракта составляет ______________(_____) копейки, НДС не облагается".
Между тем, в объектном сметном расчете при обосновании начальной максимальной цены контракта сметная стоимость указа с учетом НДС (18%).
Вместе тем, заказчик при размещении извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации не обладает сведениями о том, какая система налогообложения применяется победителем электронного аукциона.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу о том, что действие заказчика по указанию в проекте контракта оговорки о том, что цена контракта НДС не облагается могут привести к заключения контракта по цене увеличенной на сумму НДС, а следовательно не соответствующей НМЦК, указанной в извещении и аукционной документации.
Вместе с тем, принимая во внимание, что выявленные нарушения могут быть устранены в ходе заключения контракта путем приведения его в соответствие с извещением о закупке, антимонопольный орган, принимает решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем включения в проект контракта указания НДС.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Бабушкинской наслежной администрации Верхоянского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (извещение N 0116300040716000010) частично обоснованной, в части указания в проекте контракта оговорки о том, что цена контракта указана без НДС.
2. Признать заказчика Бабушкинскую наслежную администрацию Верхоянского района Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Бабушкинской наслежной администрации Верхоянского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июня 2016 г. N 06-424/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2016