изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СахаКластер" (далее также - ООО "СахаКластер", заявитель): Тарасов Г.А. (директор), Капранова Е.В., Третьяков В.Е. (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также - ОА г. Якутска, аукционная комиссия, уполномоченный орган): Попов А.Ю., Антонова С.Д. (представители по доверенностям);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (далее также - МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "город Якутск", заказчик): Мингалеева Н.А., Миронов П.А., Попов А.Ю., (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "СахаКластер" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" при проведении электронного аукциона на электронный аукцион N 4 на долевое участие в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (извещение N 0116300000116000486), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
25 мая 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СахаКластер" на действия заказчика МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "город Якутск" при проведении электронного аукциона на электронный аукцион N 4 на долевое участие в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (извещение N 0116300000116000486).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 01 июня 2016 года в 11 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 08 июня 2016 года для предоставления заказчиком документов, необходимых для рассмотрения дела, а также направления запросов в соответствующие органы в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя были приведены следующие доводы.
Заказчик неправомерно отказался заключать контракт с заявителем в связи с несоответствием степени готовности объекта менее, чем на 70% на основании актов муниципального бюджетного учреждения "Главное архитектурно-планировочное учреждение" городского округа "город Якутск" и Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
В данных актах имеются недостатки: в соответствии с проектом здание является 9-этажным, между тем, в акте осмотра указано 10 этажей.
Указывают на то, что по сводному сметному расчету стоимость строительства объекта составляет 243 644 200 рублей. Согласно справке о стоимости выполненных работ и акта приемки по форме КС-2 от 05.05.2016 года Обществом были выполнены работы на сумму 172 749 286 рублей, что составляет 71%.
Таким образом, по мнению заявителя, готовность объекта на момент подачи заявки заявителем на участие в электронном аукционе составляла 71%.
Указывают, что степень готовности объекта незавершенного строительства определяется по формуле, установленной пунктом 46 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 февраля 2012 года N 52, так, по мнению заявителя, акты осмотра здания были выполнены не в соответствии с положениями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 февраля 2012 года N 52.
Кроме того, по результатам независимой экспертизы готовность объекта на 25 мая 2016 года составляет 75%.
В подтверждение довода прилагают копию Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 февраля 2012 года N 52 "Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке", копию отчета N 62/16 общества с ограниченной ответственностью "Векторэкспертстройсервис" о проведении строительной технической экспертизы установления готовности объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Курнатовского в Новопортовском квартале г. Якутска" по договору N 62/16 от 25 мая 2016 года.
Отмечают, что заявителем ведется строительство одного объекта по улице Курнатовского (9-этажный жилой дом).
Просят отменить протокол отказа от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
В Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), муниципальное бюджетное учреждение "Главное архитектурно-планировочное учреждение" городского округа "город Якутск" заказчиком были направлены запросы на проведение оценки степени готовности объекта у участников закупки.
На основании данного запроса были получены акты муниципального бюджетного учреждения "Главное архитектурно-планировочное учреждение" городского округа "город Якутска" и Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), согласно которым объект у заявителя не готов на 70%, в связи с чем заявителю было отказано в заключении контракта на основании части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указывают, что в форме КС-2 отражаются, в том числе сведения о том, на какую сумму был произведен закуп материалов.
Вместе с тем, степень готовности объекта должна составлять 70% на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения дела представители аукционной комиссии уполномоченного органа с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Запросы на проведение оценки процента готовности объекта были направлены в целях эффективности исполнения контракта, поскольку данная закупка осуществляется в рамках реализации федеральной программы, срок исполнения которой - 31 декабря 2016 года.
Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) осуществляет надзор по строительству жилищного комплекса.
Отказ от заключения контракта должен был быть осуществлен на основании части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
19 апреля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0116300000116000486 о проведении электронного аукциона на электронный аукцион N 4 на долевое участие в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 543 420,00 рублей.
06 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300000116000486-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки с порядковыми номерами 1, 2 (ООО "СахаКластер").
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
10 мая 2016 года проведен электронный аукцион, о чем составлено протокол N 0116300000116000486-2.
Предложения о цене контракта, поступившие от участников закупки, выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
2 |
18 265 268,70 руб. |
10.05.2016 03:52:41 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
18 357 985,80 руб. |
10.05.2016 03:45:23 (по московскому времени) |
понижение |
10 мая 2016 года проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300000116000486-3.
Согласно указанному протоколу аукционной комиссией принято решение о признании вторых частей заявок всех участников закупки соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
23 мая 2016 года размещен протокол об отказе от заключения контракта N 0116300000116000486-4.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "СахаКластер" обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия заказчика в части отказа от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116300000116000486-3 от 10 мая 2016 года аукционной комиссией принято решение о признании победителем электронного аукциона участника закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО "СахаКластер").
Согласно протоколу N 0116300000116000486-4 от 23 мая 2016 года заказчик отказался заключать контракт с заявителем на основании следующего:
Основание причины отказа: |
|
Предоставление участником недостоверной информации в отношении своего соответствия требованиям, установленным статьей 31 Закона 44-ФЗ (часть 9 статьи 31 Закона 44-ФЗ) |
|
|
|
Причина отказа: |
На основании частей 9 и/или 10 ст. 31 Закона 44 - ФЗ |
|
|
|
|
Пояснение: |
недостоверная информация |
Также в данном протоколе указана ссылка на протокол об отказе от заключения муниципального контракта N 0116300000116000486 от 23 мая 2016 года, в котором указано, в том числе следующее:
"5. Факт(ы), являющийся (еся) основанием для отказа от заключения муниципального контракта/ контракта:
N п/п |
Сведения о факте (фактах), являющемся (являющихся) основанием для отказа от заключения муниципального контракта) |
Реквизиты документов, подтверждающих указанные факты |
1 |
Заключение Управления государственного строительного надзора РС(Я) |
N01-24-4299 от 10 мая 2016 |
2 |
Акт осмотра здания, сооружения МБУ "Главное архитектурно-планировочное учреждение" от 12 мая 2016 г. |
Акт от 12 мая 2016г. |
|
|
|
6. В соответствии с изложенным на основании ч. 9 ст.31 44-ФЗ муниципальный заказчик отказывается от заключения муниципального контракта N0116300000116000486 на долевое участие в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" с обществом с ограниченной ответственностью "СахаКластер", генеральный директор Тарасов Григорий Алексеевич".
Данный протокол был подписан руководителем заказчика.
Из вышеуказанных протоколов следует, что заказчик на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отказался от заключения контракта в связи с тем, что заявителем была представлена недостоверная информация о степени готовности объекта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 "Описание и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, в том числе следующее: "Описание объекта закупки приведено в Части N 3".
Из материалов дела установлено, что частью 3 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее требование:
Степень готовности объекта |
Степень готовности объекта не менее 70%. |
Таким образом, требование о степени готовности объекта относится к описанию объекта закупки.
Из материалов дела и пояснения аукционной комиссии уполномоченного органа следует, что сведения о степени готовности объекта на 70% были представлены заявителем в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика было пояснено, что основанием отказа от заключения контракта явилось то обстоятельство, что заявителем были представлены недостоверные сведения о степени готовности объекта.
В подтверждение данного факта заказчик ссылается на письмо Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (исх. N 01-24-4299 от 10 мая 2016 года), в котором дана оценка стройготовности объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Курнатовского в Новопортовском квартале г. Якутска" (на май 2016 года - не более 60%), а также на акт осмотра здания-сооружения от 12 мая 2016 года муниципального бюджетного учреждения "Главное архитектурно-планировочное учреждение" городского округа "город Якутска" с заключением о выполнении строительно-монтажных работ на 50%.
Между тем, согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Положения части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 Закона о контрактной системе регламентируют требования, устанавливаемые заказчиками к участникам закупки.
Таким образом, частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что основанием для отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является несоответствие участника закупки требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставления недостоверной информации в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Между тем, из материалов дела следует, что сведения о степени готовности объекта не относятся к сведениям об участниках закупки, предоставляемым в соответствии с положениями части 1, частей 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчик отказался от заключения контракта на основании, не предусмотренном частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки было выявлено следующее.
Из материалов дела установлено, что пунктом 30 "Дополнительные требования (в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям")" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявка на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Также извещением N 0116300000116000486 о проведении электронного аукциона установлено следующее требование к участникам закупки:
"1 Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Между тем, предметом данной закупки является долевое участие в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Следовательно, застройщик не обязан осуществлять самостоятельно строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, имеющую опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99. Требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99 возникает исключительно в тех случаях, когда имеет место необходимость выполнения строительных работ самим участником закупки, что не может являться обязательным в данной конкретной закупке.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99 является излишним.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что данные действия заказчика влекут ограничение количества участников закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона в составе заявки на участие в электронном аукционе предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 "Описание и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, в том числе следующее: "Описание объекта закупки приведено в Части N 3".
Из материалов дела установлено, что частью 3 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее требование:
Степень готовности объекта |
Степень готовности объекта не менее 70%. |
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика пояснено, что степень готовности требуемого к поставке объекта должна составлять не менее 70% на дату подачи заявки на участие в данном электронном аукционе.
Между тем, исходя из описания объекта закупки аукционной документации, невозможно установить, что степень готовности объекта должна составлять не менее 70% на дату подачи заявки на участие в данном электронном аукционе.
Следовательно, данное описание объекта закупки не носит объективный характер.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СахаКластер" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" при проведении электронного аукциона на электронный аукцион N 4 на долевое участие в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (извещение N 0116300000116000486) обоснованной.
2. Признать заказчика Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66, часть 1 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 июня 2016 г. N 06-428/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2016