изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью"Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее также - ООО "Стройиндустрия",заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)":не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили письменное пояснение,
рассмотревжалобыООО "Стройинвест",ООО "Стройиндустрия"на действия заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с.СаскылахАнабарского улуса (извещение N 0316300177416000026), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
03июня2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с.СаскылахАнабарского улуса (извещение N 0316300177416000026).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 10июня 2016 года в 11 часов 30 минут.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы:
1) В аукционной документации установлена неверная дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона 44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона 44-ФЗ запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации официального сайта единой информационной системы, датой окончания подачи заявок на участие в обжалуемой закупке является 06.06.2016 г, а дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе 30.06.2016г.
В данном случае заказчик вводит участников закупки в заблуждение, когда устанавливает неправильную дату окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Тем самым нарушено право участника закупки, закрепленное в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2)В соответствии с пунктом 13 статьи34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".
В нарушение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системевпроектеконтракта не предусмотреноусловие о сроках оплаты работы.
3) В проекте контракта указан конкретный размеробеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер, применяемых в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе, в том случае, если цена контракта будет снижена победителем закупки на двадцать пять и более процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
4)В проекте контракта не установлено условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), что является нарушением пункта 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "Стройиндустрия" заявлен следующий довод:
Заказчик неправомерно требует от участников аукциона документы подтверждающие, что они не являются организациями, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления Правительства РФ N 1457 от 29.12.2015 г. подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащимобразом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом,в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, представление указанных документов участником предусмотрено в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Улусная (районная) администрация муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)"по доводам жалоб ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия"поясняет следующее.
1) При указании даты окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе была допущена опечатка. Данная опечатка не повлекла нарушение чьих-либо прав, фактически ни один участник закупки не был введен в заблуждение.
2)Согласно пункту 1.2 проекта контракта "Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с техническим заданием заказчика, в соответствии с условиями настоящего контракта. Объем и состав работ определяются проектно-сметной документацией, утвержденной заказчиком. При этом виды работ, указанные в технической части аукционной документации не должны быть изменены".
Подпунктом 4 пункта 2 Технического задания предусмотрено, что оплата за выполненные работы производится заказчиком на основании подписанных сторонами актов выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ(форма КС-3) и выставленных подрядчиком счетов, счетов - фактур, а также иных документов, указанных в контракте в течение 10 (десяти) рабочих дней.
3)В нарушение пунктов 1,2 статьи 37 Закона контрактной системе заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи сниженияначальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более в связи с невозможностью предусмотреть все варианты снижения цены контракта на 25 % и более в твердой сумме. При наступлении вышеуказанного случая размер обеспечения исполнения контракта будет определяться согласно нормам Закона о контрактной системе.
4) Требуемые статьей 34 Закона о контрактной системе условия о применении неустойки отражены в проекте контракта. Отсутствие прямого указания на возможность отсрочки, рассрочки или списания по неустойке не препятствует их предоставлению, поскольку нормативным правовым актом Правительства РФ такая возможность уже предусмотрена.
5) Указом Президента РФ N 583 от 28.11.2015 г., Постановлением Правительства РФ N1457 от 29.12.2015 г. не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которым возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой республики и не контролируется гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики. Таким образом, заказчик самостоятельно определил, что в целях подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии со статьями 14 и пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, необходимо представить декларацию о соответствии вышеуказанным требованиям. Кроме того, аукционная комиссии рассматривает вторые части заявок на участие в аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, которая также подтверждает, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой республики.
Просят признать жалобы не обоснованными.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
20мая 2016 года заказчикомУлусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)"на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер"размещены извещение N 0316300177416000026 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с.СаскылахАнабарского улуса,а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила26 200 000.00 руб.
24 мая 2016 года, 30 мая 2016 года в аукционную документацию внесены изменения.
06июня 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N0316300177416000026-1.
Согласно указанному протоколу, на участие в закупке поступило 2 заявки с порядковыми номерами 1,2. К участию в электронном аукционе допущены все участники закупки.
10июня 2016 года состоялась процедура электронного аукциона. Ценовые предложения участников, согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0316300177416000026-2, выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
1 |
26 069 000,00 руб. |
10.06.2016 03:25:25 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
10 июня 2016 подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протоколN0316300177416000026-3. Согласноуказанному протоколу, вторая часть заявки участника закупки с порядковым номером 1 признана соответствующей требованиям, установленным документацией.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест" частично обоснованной на основании следующего.
Довод об указании невернойдаты окончаниясрока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе признан обоснованным в силу следующего.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе и о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 64Закона о контрактной системе,в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из материалов дела, дата окончания срока подачи участниками закупки заявок на участие в электронном аукционе - 06.06.2016 г. Следовательно, с учетом положения части 4 статьи 64, датой окончаниясрока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе является 08.06.2016 г.
Между тем п.2.2. части 1 Информационной картыэлектронного аукциона установлена дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 30.06.2016г.
Таким образом, заказчик в нарушение п. 11 ч. 1, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установил неверную дату окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Довод о том, что в проекте контрактане предусмотрено условие о сроках оплаты работы, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Как следует из материалов дела, пунктом 1.1 проекта контракта установлено следующее: "Подрядчик обязуется качественно своими силами и средствами или с привлечением субподрядных организаций в установленный настоящим Контрактом срок выполнить работы по заданию Заказчика на объекте: МБУ ЭКЦ "АЛМАЗ" (далее - объект), а Заказчик обязуется оплатить обусловленную настоящим Контрактом цену".
Согласно проекту контракта, техническое задание является одним из приложений контракта.
Подпунктом 4 пункта 2 Технического задания установлено, чтооплата за выполненные работы производится заказчиком на основании подписанных сторонами актов выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) и выставленных подрядчиком счетов, счетов-фактур, а также иных документов, указанных в контракте, в течение 10 (десять) рабочих дней.
Следовательно, срок оплаты установлен, нарушений ч.13 ст.34Закона о контрактной системе не выявлено.
Довод заявителя признан необоснованным.
Довод о том, что в проекте контракта указан конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер, применяемых в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе, в том случае, если цена контракта будет снижена победителем закупки на двадцать пять и более процентов от начальной (максимальной) цены контракта, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с.СаскылахАнабарского улуса составляет 26 200000,00 рублей.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Из материалов дела следует, что пунктом 15.2проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 1 310 000, 00 рублей, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Положение, в соответствии с которым, победителем закупки, в случае, если предложенная им цена контракта будет на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, надлежит в целях заключения контракта предоставить обеспечение исполнения контракта в размере превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), закреплено п.15.8 проектаконтракта.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта установлены требования к размеру обеспечения исполнения контракта, согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Довод заявителя не нашел подтверждения.
Довод о том, что в проекте контракта заказчиком не установлено условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Закона в контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 года N 190 (далее также - Постановление N 190).
Между тем, ни Закон о контрактной системе, ни указанное выше Постановление N 190 не содержат положений, обязывающих заказчика включать условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в аукционную документацию. Не указание в аукционной документации условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в аукционную документацию не подразумевает освобождение заказчика от исполнения указанных норм и не оказывает влияния на результат определения поставщика, что не может являться нарушением Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройиндустрия" необоснованнойна основании следующего.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583 от 28.11.2015 года "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных ииных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалами дела установлено, что аукционная документация содержит запрет на выполнение (оказание) отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457.
Соответствие участника закупки установленным требованиям подтверждаетсясведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский языкдокументов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица), а также декларацией о том, что участники закупки не являются организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (пункт1.9 части 2, пункт 6 подпункта 3.1.4 части 1 аукционной документации).
Между тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Всоответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Следовательно, любой довод жалобы нуждается в доказывании, при этом из положений Закона о контрактной системе следует, что данная обязанность возложена на подателя жалобы.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройиндустрия", в связи с чем довод заявителя признан необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
Материалами дела установлено, что в пункте 2 подпункта 3.1.4. Информационной карты установлено следующее: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
- копия выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельства о допуске к следующему виду работ:
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Участник закупки, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), должен соответствовать требованиям, установленным ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, заказчик установил, что участник закупки должен обладать свидетельством саморегулируемой организации только в качестве генерального подрядчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Положениями проекта контракта на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с.СаскылахАнабарского улуса предусмотрено право подрядчика привлечь к выполнению работ по контракту субподрядные организации. Между тем, объем работ, который в обязательном порядке надлежит выполнить с привлечением субподрядных организаций, заказчиком в проекте контракта не установлен.
Таким образом, участник закупки вправе выполнить работы, предусмотренные проектом контракта, самостоятельно либо с привлечением субподрядных организаций.
Следовательно, участник закупки (генеральный подрядчик) привлекает для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
Между тем, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установленное в пункте 2 подпункта 3.1.4 Информационной карты требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам толькопо организации строительства в качестве генерального подрядчика без указания определенных видов работ, выполняемых в соответствии с аукционной документацией, неправомернои нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с.СаскылахАнабарского улуса (извещение N 0316300177416000026)частично обоснованной, в части установления в аукционной документации неверной даты окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
2. Признать жалобуООО "Стройиндустрия" на действия заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МБУ ЭКЦ "Алмаз" с.СаскылахАнабарского улуса (извещение N 0316300177416000026)необоснованной.
3. Признать заказчика Улусную (районную) администрацию муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)"нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 31, часть3, 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)"предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 июня 2016 г. N 06-474/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016