изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Якимова Андрея Леонидовича (далее - ИП Якимов А.Л., заявитель): Якимов А.Л., Седенко Е.Г. (представитель по доверенности),
от заявителя индивидуального предпринимателя Савинкова Виталия Александровича (далее - ИП Савинков В.А., заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрении дела не явились,
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС (Я), аукционная комиссия, уполномоченный орган): Сметанина Л.В. (представитель по доверенности),
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" (далее - заказчик, ГБУ РС(Я) "Детский туберкулезный санаторий") - Федоров А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ИП Якимова А.Л., ИП Савинкова В.А. на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год (извещение N 0116200007916003011), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
03 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Якимова А.Л. на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год (извещение N 0116200007916003011).
07 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Савинкова В.А. на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год (извещение N 0116200007916003011).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Совместное рассмотрение указанных жалоб назначено на 10 июня 2016 года в 10 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ИП Якимова А.Л. огласили доводы жалобы в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию второй части заявки ИП Якимова А.Л. не соответствующей требованиям аукционной документации.
Указывают, что у ИП Якимова А.Л. имеется лицензия, выданная на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с указанием кода отхода 73210001304 (отходы (осадки) из выгребных ям), с разрешенным видом деятельности сбор и транспортировка. Указанный вид отходов соответствует коду отходов 7 32 000 00 00 0 "Отходы коммунальные жидкие" указанному заказчиком в аукционной документации.
Таким образом, поскольку ИП Якимов А.Л. в составе второй части своей заявки на участие в электронном аукционе представил лицензию на право обращения с отходами, вид которых входит в тип 732 000 00 00 0, указанный заказчиком, действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по признанию заявки заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации, являются необоснованными.
Просят признать жалобу обоснованной, признать аукционную комиссию нарушившей положения Закона о контрактной системе, выдать предписание о признании аукционной заявки ИП Якимова А.Л. соответствующей требованиям аукционной документации.
В ходе рассмотрения дела жалоба заявителя Савинкова В.А. была оглашена в полном объеме.
Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуются действия заказчика по установлению неправомерных требований в аукционной документации и действия аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию второй части заявки ИП Савинкова В.А. не соответствующей требованиям аукционной документации.
Указывают, что заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки о предоставлении лицензий на право осуществления:
- деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности;
или
- деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
По перечню: Сбор отходов III-IV классов опасности; Транспортирование отходов III-IV классов опасности.
По виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов:
7 32 000 00 00 0 Отходы коммунальные жидкие.
или
- деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности.
Указывает, что в настоящее время лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. При этом согласно части 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту решения - Закон об отходах), отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 3.1 статьи 23 Закона об отходах внесены изменения, согласно которым юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Следовательно, до 01.07.2016 г. деятельность по обращению с отходами разрешается осуществлять при наличии лицензии старого образца, выданной на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, заказчик, установивший требование о наличии у участников закупки лицензии нового образца, выданной на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, при том, что на момент публикации извещения о проведении электронного аукциона, деятельность по обращению с отходами разрешается при наличии лицензии старого образца, а также действия аукционной комиссии уполномоченного органа по рассмотрению аукционных заявок на предмет соответствия требованиям аукционной документации с незаконными требованиями, являются неправомерными.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать аукционной комиссии уполномоченного органа предписание о повторном рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, признать заявку ИП Савинкова В.А. соответствующей требованиям аукционной документации.
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссии уполномоченного органа с жалобами ИП Якимова А.Л. и ИП Савинкова В.А. не согласилась и пояснила следующее.
Согласно подпункту 4 пункта 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 N2425 (далее - Порядок) заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены подпунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в редакции, действующей до 01.07.2015, лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2015 N 1062 (далее - Положение от 03.05.2015 N 1062).
В силу пункта "а" части 5 Положения от 03.05.2015 N 1062, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности;
В пункте 20 раздела 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участники осуществления закупок во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию лицензии согласно пункту 30 статьи 12 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) \"О лицензировании отдельных видов деятельности\", на основании Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 \"О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности\" (вместе с \"Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности\"), а также на основании Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) \"О внесении изменений в Федеральный закон \"Об отходах производства и потребления\", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации\" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) на осуществление:
- деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности;
или
- деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
По перечню: Сбор отходов III-IV классов опасности; Транспортирование отходов III-IV классов опасности.
По виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов:
7 32 000 00 00 0 Отходы коммунальные жидкие;
или
- деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности.
При этом третий вид лицензии - на право осуществления "деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности" указан по причине технической ошибки, заказчику требуется, чтобы у исполнителя по государственному контракту имелась одна из двух первых указанных в аукционной документации лицензий.
То есть, заказчиком правомерно установлено требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, или лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданной до 1 июля 2015 года, сохраняющей свое действие до 1 января 2019 года, и нарушения со стороны заказчика отсутствуют.
Заявки ИП Якимова А.Л. и ИП Савинкова В.А. признаны не соответствующими в связи с отсутствием в представленных ими лицензиях вида отхода по федеральному классификационному каталогу отходов: 73200000000 Отходы коммунальные жидкие.
Таким образом, при рассмотрении вторых частей заявок аукционной комиссией уполномоченного органа нарушений не допущено, поскольку аукционная комиссия руководствовалась положениями документации об электронном аукционе.
Кроме того, фактически доводы, изложенные заявителем ИП Савинковым В.А., являются оспариванием положений документации об электронном аукционе.
В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Жалоба ИП Савинкова Виталия Александровича подана 07.06.2016 года, а окончанием срока подачи заявок установлено 23.05.2016 года.
Таким образом, при рассмотрении вторых частей заявок аукционной комиссией уполномоченного органа нарушений не допущено, поскольку аукционная комиссия руководствовалась положениями документации об электронном аукционе, а срок подачи жалобы на положения документации заявителем пропущен.
Просит признать жалобы обоих заявителей необоснованными требования, содержащиеся в них, - не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения дела пояснил следующее.
Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности или деятельности сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, по перечню: сбор отходов III-IV классов опасности, транспортирование отходов III-IV классов опасности, по виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 7 32 000 00 00 0 "отходы коммунальные жидкие или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности".
При этом в данное время у ГБУ РС(Я) "Детский туберкулезный санаторий" отсутствует паспорт отходов, в связи с чем код позиции, которому соответствуют отходы ГБУ РС(Я) "Детский туберкулезный санаторий", в настоящее время неизвестен.
На основании вышеизложенного, заказчиком было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии с указанием группы (подтипа) отходов 7 32 000 00 00 0 "Отходы коммунальные жидкие". Между тем, исполнителю по государственному контракту не нужно иметь лицензию, выданную на право осуществления деятельности по обращению со всеми отходами, включенными в группировку (подтип) 7 32 000 00 00 0, участникам закупки достаточно иметь лицензию на право осуществления деятельности по обращению с одним из видов отходов, включенных в указанную группировку.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
28 апреля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" размещены извещение N 0116200007916003011 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год, а также документация об электронном аукционе.
10 мая 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" размещены изменения N ИИ1 извещения N 0116200007916003011 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год, а также измененная документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 2 876 400,00 руб.
19 мая 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007916003011-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявки в соответствующими порядковыми номерами. Аукционная комиссия, рассмотрев указанные заявки, приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
26 мая 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007916003011-2.
Согласно указанному протоколу все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками закупки и ранжированные по мере убывания, выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N2 |
23-05-2016 13:47:32 [GMT +9] |
2 099 772.00 |
RUR |
Заявка N2 |
2 |
Участник N3 |
23-05-2016 14:01:41 [GMT +9] |
2 099 772.00 |
RUR |
Заявка N3 |
3 |
Участник N1 |
23-05-2016 13:59:19 [GMT +9] |
2 100 000.00 |
RUR |
Заявка N1 |
4 |
Участник N4 |
23-05-2016 13:19:50 [GMT +9] |
2 257 974.00 |
RUR |
Заявка N4 |
26 мая 2016 года состоялось рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, а также подведение итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007916003375-3.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе, признала заявки участников закупки с порядковыми номерами 1 (ИП Якимов А.Л.), 2 и 3 (ИП Савинков В.А.) не соответствующими требованиям аукционной документации по следующему основанию: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных аукционной документацией. Участником не представлены документы, предусмотренные пунктом 20 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (отсутствует лицензия по виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов: 73200000000 Отходы коммунальные жидкие).".
Заявка участника закупки с порядковым номером 4 была признана не соответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных аукционной документацией. Участником не представлены документы, предусмотренные пунктом 20 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (отсутствует лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности).".
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы ИП Якимова А.Л. и ИП Савинкова В.А. необоснованными по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 названной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что действия аукционной комиссии, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, заключаются в их проверке на предмет соответствия требованиям аукционной документации.
Из извещения о проведении закупки N 0116200007916003011 следует, что к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Участники закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности", на основании Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"), а также на основании Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), предоставляют копию лицензии на осуществление: деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности; или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности. "По перечню: Сбор отходов III-IV классов опасности; Транспортирование отходов III-IV классов опасности. " По виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов: 7 32 000 00 00 0 Отходы коммунальные жидкие.
В пункте 20 раздела 1 "Информационная карта" части I "Информационная карта, инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено аналогичное требование.
Материалами дела установлено, что участник закупки ИП Якимов А.Л. представил в составе второй части своей заявки копию лицензии, выданной на право осуществления деятельности по обращению с отходами, которым соответствует код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 7 32 100 01 30 4, а участник закупки ИП Савинков В.А. представил в составе второй части своей заявки копию лицензии, выданной на право осуществления деятельности по обращению с отходами, которым соответствует коды отходов по федеральному классификационному каталогу отходов 9510000000000, 9110010001004, 9120040001004.
Заявки ИП Якимова А.Л. и ИП Савинкова В.А. признаны не соответствующими в связи с отсутствием в представленных ими лицензиях вида отхода по федеральному классификационному каталогу отходов: 73200000000 Отходы коммунальные жидкие.
Таким образом, действия аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию участников закупки, представивших в составе второй части своей заявки на участие в электронном аукционе лицензии не соответствующие требованиям, установленным в аукционной документации, не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе являются правомерными и не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым обратить внимание на следующее.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего установлен статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 указанной статьи обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год (извещение N 0116200007916003011) установлено 09 часов 00 минут 18.05.2016 г.
Между тем, из материалов дела следует, что жалоба ИП Савинкова В.А. поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 07.06.2016 г.
В связи с вышеизложенным жалобы ИП Якимов А.Л. и ИП Савинкова В.А. признаются необоснованными. Довод ИП Савинкова В.А. об обжаловании положений аукционной документации признается не подлежащим рассмотрению в силу истечения сроков, установленных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Статьей 12 Закона о контрактной системе установлен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
Согласно части 1 указанной статьи, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов, заказчику, в целях достижения заданных результатов обеспечения государственных/муниципальных нужд надлежит установить соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как указано выше, из извещения о проведении закупки N 0116200007916003011 следует, что к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Участники закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности", на основании Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"), а также на основании Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), предоставляют копию лицензии на осуществление: деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности; или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности. "По перечню: Сбор отходов III-IV классов опасности; Транспортирование отходов III-IV классов опасности. " По виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов: 7 32 000 00 00 0 Отходы коммунальные жидкие.
В пункте 20 раздела 1 "Информационная карта" части I "Информационная карта, инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено аналогичное требование.
Перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию установлен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 30 указанной нормы закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1.1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.
Согласно пункту 8 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 Федеральный классификационный каталог отходов (далее по тексту решения - ФККО) имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:
- происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),
- химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),
- агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
В соответствии с пунктом 9 указанного порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:
X блок,
XX тип,
XXX подтип,
XXX XXX группа,
XXX XXX XX подгруппа,
XXX XXX XX XX позиция.
Согласно действующему ФККО, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445, подтип отходов 7 32 000 00 00 0 "Отходы коммунальные жидкие" включает в себя следующие группы и позиции отходов:
- 7 32 100 00 00 0 "Фекальные отходы нецентрализованной канализации";
- 7 32 100 01 30 4 "отходы (осадки) из выгребных ям";
- 7 32 101 01 30 4 "отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления";
- 7 32 115 31 30 4 "фекальные отходы туалетов воздушных судов";
- 7 32 200 00 00 0 "Отходы очистки туалетных кабин, биотуалетов, химических туалетов";
- 7 32 221 01 30 4 "отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин";
- 7 32 280 01 39 4 "осадок промывных вод накопительных баков мобильных туалетных кабин".
Между тем, в ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что в данное время у ГБУ РС(Я) "Детский туберкулезный санаторий" отсутствует паспорт отходов, в связи с чем код позиции, которому соответствуют отходы ГБУ РС(Я) "Детский туберкулезный санаторий", в настоящее время неизвестен.
Также представитель заказчика пояснил, что на основании вышеизложенного, заказчиком было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии с указанием группы (подтипа) отходов 7 32 000 00 00 0 "Отходы коммунальные жидкие". Между тем, исполнителю по государственному контракту не нужно иметь лицензию, выданную на право осуществления деятельности по обращению со всеми отходами, включенными в группировку (подтип) 7 32 000 00 00 0, участникам закупки достаточно иметь лицензию на право осуществления деятельности по обращению с одним из видов отходов, включенных в указанную группировку (подтип).
В связи с вышеизложенным, учитывая то, что в приложении к лицензии, выдаваемой на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности указываются конкретные виды отходов I - IV классов опасности, а не группировки (подтипы), в которые данные отходы включены, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, требования установленные заказчиком к участникам закупки о предоставлении в составе своих заявок лицензий, выданных на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности по подтипу отхода ФККО 7 32 000 00 00 0 "Отходы коммунальные жидкие", тогда как данный подтип включает в себя 6 различных групп и позиций отходов, являются излишними.
Таким образом, заказчик, не установивший в извещении о проведении закупки и в аукционной документации надлежащие требования к участникам закупки и составу заявок на участие в электронном аукционе, признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Андрея Леонидовича на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год (извещение N 0116200007916003011) необоснованной.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Савинкова Виталия Александровича на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу ЖБО с объекта "РДТС им.Т.П. Дмитриевой" на 2016 год (извещение N 0116200007916003011) необоснованной. Довод заявителя об обжаловании положений аукционной документации признается не подлежащим рассмотрению в силу истечения сроков, установленных статьей 105 Закона о контрактной системе
2. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Нанова Т.А.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Васильева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 июня 2016 г. N 06-484/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2016