31 марта, 27 октября 2014 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ "О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области", постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области", распоряжением Губернатора Томской области от 20.11.2012 N 372-р "О создании рабочей группы по разработке долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2014-2016 годы"
Постановляю:
1. Утвердить государственную программу Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить координатором государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" Департамент социальной защиты населения Томской области.
3. Департаменту информационной политики и общественных связей Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Феденёв |
Государственная программа
Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
(утв. постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2013 г. N 563а)
31 марта, 27 октября 2014 г.
Постановлением Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Паспорт
государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
Наименование Программы |
Государственная программа Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Основания разработки Программы |
Конвенция Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" от 13.12.2006; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р); постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации"; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р); распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (далее - Государственная программа); приказ Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)"; постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области"; распоряжение Губернатора Томской области от 20.11.2012 N 372-р "О создании рабочей группы по разработке долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2014-2016 годы"; распоряжение Губернатора Томской области от 30.01.2013 N 22-р "О проведении в Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
|||||||
Ответственный исполнитель (координатор) Программы |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
|||||||
Заказчик Программы |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
|||||||
Соисполнители Программы |
Департамент по культуре и туризму Томской области; Департамент общего образования Томской области; Департамент по вопросам семьи и детей Томской области; Департамент труда и занятости населения Томской области; Департамент профессионального образования Томской области; Департамент информационной политики Администрации Томской области; Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; Департамент здравоохранения Томской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) (далее - ОМСУ) |
|||||||
Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, на которую направлена реализация Программы |
Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации - формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области - благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей |
|||||||
Цель Программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Томской области |
|||||||
Показатель цели Программы и его значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области, % |
45,2 |
55,0 |
55,0 |
|||||
Задачи Программы |
1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности. 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области. 3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Томской области. 4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Томской области. 5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области |
|||||||
Показатели задач Программы и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Задача 1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности | ||||||||
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности в Томской области по результатам их паспортизации, в общем количестве приоритетных объектов и услуг (ДОСИК), % |
80 |
85 |
90 |
|||||
Задача 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области | ||||||||
Доля оборудованного для перевозки МГН парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования в Томской области (ДДПС), % |
5 |
11,7 |
15 |
|||||
Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области (ДПД), % |
20 |
50 |
60 |
|||||
Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Томской области (ДДО), % |
40 |
45 |
45 |
|||||
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования, % |
2,8 |
11,8 |
20,6 |
|||||
Задача 3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Томской области | ||||||||
Доля инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан (ДИ), % |
14,5 |
15 |
15 |
|||||
Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, от общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию, - численность инвалидов, положительно оценивающих проведенные реабилитационные мероприятия, в общей численности опрошенных инвалидов, которым в рамках Программы предоставлены реабилитационные мероприятия, % |
40 |
45 |
50 |
|||||
Задача 4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Томской области | ||||||||
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в общем количестве специалистов, занятых в указанной сфере в Томской области (ДОС), % |
30 |
40 |
50 |
|||||
Задача 5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области | ||||||||
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области (ДИ), % |
45,2 |
49,6 |
49,6 |
|||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2016 годы. I этап - 2014-2015 годы; II этап -2016 год |
|||||||
Объем и источники финансирования (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Источники |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Федеральный бюджет (по согласованию) |
106627,7 |
31276,5 |
75351,2 |
0,0 |
||||
Федеральный бюджет (утверждено) |
15504,0 |
15504,0 |
- |
0,0 |
||||
Областной бюджет (потребность) |
260073,1 |
56978,5 |
111260,8 |
91833,8 |
||||
Областной бюджет (утверждено) |
40850,0 |
40850,0 |
- |
- |
||||
Местные бюджеты (по согласованию) |
11564,8 |
850,0 |
6334,4 |
4380,4 |
||||
Местные бюджеты (утверждено) |
850,0 |
850,0 |
- |
- |
||||
Внебюджетные источники (по согласованию) |
5165,0 |
1700,0 |
1745,0 |
1720,0 |
||||
Внебюджетные источники (утверждено) |
1700,0 |
1700,0 |
- |
- |
||||
Всего по источникам (потребность) |
383430,6 |
90805,0 |
194691,4 |
97934,2 |
||||
Всего по источникам (утверждено) |
58904,0 |
58904,0 |
- |
- |
||||
Объем и основные направления расходования средств (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Основные направления расходования средств |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Инвестиции |
- |
- |
- |
- |
||||
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
||||
Прочие (потребность) |
383430,8 |
90805,2 |
194691,4 |
97934,2 |
||||
Прочие (утверждено) |
40850,0 |
40850,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
Организация управления Программой |
Реализацию Программы осуществляет Департамент социальной защиты населения Томской области. Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по социальной политике. Текущий контроль и мониторинг реализации Программы осуществляют Департамент социальной защиты населения Томской области, соисполнители, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств |
|||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации мероприятий Программы ожидаются: 1. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Томской области. 2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работы исполнительных органов государственной власти Томской области (далее - ИОГВ), ОМСУ при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области. 3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 4. Формирование на территории Томской области условий доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. 5. Обеспечение доступности на территории Томской области подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического транспорта, формирование условий доступности речного транспорта для инвалидов и других МГН. 6. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Томской области. 7. Создание на территории Томской области системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов. 8. Создание на территории Томской области эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов. 9. Преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе |
Введение
Государственная программа "Доступная среда Томской области на 2014-2016 годы" (далее - программа) направлена на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных группы населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации).
Основные понятия и сокращения
Доступная среда - среда, позволяющая инвалидам и другим маломобильным группам населения получать беспрепятственный доступ к объектам и услугам в сфере здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т. п.
МГН - маломобильные группы населения.
ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
Совет - Координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе Томской области.
1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области# на решение которых направлена Программа
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, реабилитация и социальная интеграция инвалидов - одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации до 2020 года.
Данный вектор развития нашел свое закрепление в Стратегии развития Томской области до 2020 года, утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)", провозгласившей одним из ключевых направлений развития Томской области создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей.
Актуальность проблемы обеспечения для инвалидов доступной среды определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов, комплексного подхода к ее построению.
В Томской области по состоянию на 1 марта 2013 года численность инвалидов составляла 62 800 человек (6% от общего количества населения), в том числе 3 200 детей-инвалидов. Большая часть граждан данной категории (29 200 человек или 46,5%) проживает на территории муниципального образования "Город Томск".
При этом в общей численности инвалидов возрастает доля инвалидов трудоспособного и пенсионного возраста.
Анализ статистических данных по Томской области за несколько предшествующих лет выявил тенденцию к незначительному увеличению числа инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Так, в 2011 году на территории Томской области проживали 59 873 инвалида, из них 3156 детей-инвалидов; в 2012 году - 61 665 и 3 187 человек соответственно. Численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста в Томской области в 2012 году составила 10,0 тыс. человек или 46,7% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
Инвалидов, проживающих на территории Томской области, объединяет ряд общих проблем, требующих комплексного подхода к их решению: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда, недостаточный уровень организации доступной среды.
Обеспечение для инвалидов доступной среды является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности десятков тысяч граждан области, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации и норм международного права.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Указанное положение нашло закрепление в российском законодательстве. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможности беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Исходя из положений данного закона одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Томской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.
Следует отметить, что в последние годы реализация мероприятий, направленных на обеспечение равных прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, стала более последовательной и комплексной. Этому во многом способствовала работа Совета.
В состав Совета входят руководители ИОГВ, представители законодательной власти, руководители региональных отделений федеральных структур, руководители областных общественных организаций инвалидов.
Обеспечение межведомственного взаимодействия позволило решить целый ряд вопросов в сфере создания безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
Распоряжением Администрации Томской области от 20.07.2010 N 629-ра "Об утверждении региональной программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы" утверждена региональная программа "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы".
Общая стоимость реализации ее мероприятий - 108,0373 млн. рублей за счет средств областного и местных бюджетов.
Значительно выросло число объектов социальной инфраструктуры, оборудованных пандусами, приобретено 24 низкопольных троллейбуса, что, несомненно, способствовало повышению уровня доступности городской среды для МГН.
На дорожных переходах в городе Томске устанавливаются светофоры со средствами звуковой сигнализации для слепых и слабовидящих пешеходов.
Все проекты строительства и крупные проекты по капитальному ремонту дорожной сети проходят обязательную государственную экспертизу в части включения мероприятий по обеспечению условий для передвижения МГН.
Продолжается работа по обеспечению транспортной доступности инвалидов за счет развития услуг социального такси. Услуга сегодня предоставляется на территории всех муниципальных образований Томской области. В 2012 году данная реабилитационная услуга предоставлена 1 511 инвалидам, в том числе 107 детям-инвалидам. Расходы областного бюджета на предоставление указанной услуги в 2012 году составили порядка 2 млн. рублей.
В рамках муниципальной программы "Социальная интеграция" на 2012-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города Томска от 05.09.2011 N 967, на территории города Томска организована служба "Социальное такси" в целях доставки на низкопольном микроавтобусе к социально значимым объектам инфраструктуры города инвалидов, в том числе детей-инвалидов, имеющих медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок.
Реализуются мероприятия, направленные на социокультурную реабилитацию инвалидов. Ежегодно около 30 тыс. инвалидов получают услуги социокультурной реабилитации.
Начиная с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера. Тем не менее необходимо расширять спектр мероприятий по социокультурной реабилитации детей-инвалидов.
Большое внимание уделяется вопросам лекарственного обеспечения, оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи инвалидам.
Силами ОМСУ осуществляется установка пандусов в подъездах многоквартирных домов, где проживают инвалиды, производится обустройство придомовой территории с учетом требований доступности для инвалидов, ведется работа с организациями розничной торговли в целях обеспечения доступности инвалидов к их услугам (установка пандусов, кнопки вызова), организуется доступ к иным объектам, находящимся в муниципальной собственности.
В рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы на территории Томской области создана и функционирует система дистанционного образования детей-инвалидов.
100% детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий, охвачены данным видом обучения.
Ряд образовательных организаций Томской области с 2011 года участвует в реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования. В 2011 году в 16 образовательных организациях были созданы условия для беспрепятственного посещения и организации совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет установки пандусов, расширения входных дверных проемов, оборудования санитарных комнат.
С 2012 года Томская область участвует в реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы" по созданию сети базовых образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В 2012 году в трех образовательных организациях была создана универсальная безбарьерная среда и приобретено специализированное, компьютерное, реабилитационное оборудование и автотранспорт. В 2013 году в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы" примут участие четыре образовательных организации.
Проводится целенаправленная работа по расширению социального информационного пространства - организована работа интернет-приемной Департамента социальной защиты населения Томской области и службы "Единый социальный телефон".
В рамках мероприятии областных долгосрочных целевых программ изначально предусмотрено развитие тех или иных сфер жизнедеятельности общества с учетом требований обеспечения их доступности для инвалидов и других МГН.
С целью поддержки занятости инвалидов в Томской области реализована ведомственная программа "Содействие занятости населения Томской области" (приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 28.12.2012 N 155 "Об утверждении ведомственных целевых программ") и Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области (приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 21.12.2012 N 148).
В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 20.07.2011 N 221а "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2011-2013 годы", запланировано строительство 30 спортивных сооружений, увеличение пропускной способности существующих спортивных сооружений, увеличение количества лиц, систематически занимающихся спортом. Общий объем запланированного финансирования составил 2044, 951 тыс. рублей, из них 1426,701 тыс. рублей - средства федерального бюджета, выделенные в рамках федеральной программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации". Реализация программных мероприятий осуществляется с учетом требований обеспечения доступности объектов физической культуры и спорта для инвалидов и других МГН.
В рамках мероприятий по развитию культуры и туризма на территории Томской области помимо реконструкции (с учетом обеспечения требований доступности) учреждений культуры предусматривается развитие альтернативных форм предоставления услуг, таких как приобретение мобильных культурных комплексов, создание интернет-портала "Культура Томской области", создание и поддержка интернет-сайтов учреждений культуры Томской области. Общий объем запланированного финансирования на реализацию программных мероприятий составил 572260,0 тыс. рублей, из них 38100 тыс. рублей в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)".
В рамках мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области на 2011-2012 годы реализованы крупные инфраструктурные проекты областного и муниципального уровня. Так, в 2011-2012 годах на территории муниципального образования "Город Томск" реализован комплекс мер, направленных на реконструкцию улиц Пушкина, Мичурина и Рабочая, а также строительство новой транспортной развязки. Указанные работы были проведены в строгом соответствии с требованиями обеспечения доступной среды для инвалидов.
Общий объем запланированного на реализацию программных мероприятий финансирования составляет 941,032 млн. рублей, из них 2875,98 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
Несмотря на принимаемые меры, инвалиды по-прежнему остаются одной из незащищенных категорий населения.
Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусы, звуковые и световые указатели) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН остается актуальной на всей территории Томской области.
Пешеходные дороги на пути к обследованным зданиям находятся в неудовлетворительном состоянии. Светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, лишь в 4% процентах случаев оснащены звуковыми сигналами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственное и безопасное передвижение инвалидов и других МГН.
Обеспеченность парковочными местами для автотранспорта инвалидов на территории Томской области составляет всего 38%.
Остро стоит вопрос об устранении отношенческих барьеров и изменении общественного мнения в отношении инвалидов и МГН, требующий реализации комплекса мероприятий, включающих подготовку цикла публикаций, радиопередач, адаптированных ТВ-программ, раздаточного материала, проведение социальных конкурсов, интернет-опросов, информационных акций и марафонов идеологического, разъяснительного, сопровождающего характера.
Актуальными остаются проблемы получения инвалидами образовательных услуг и социокультурной реабилитации.
Объекты общего образования зачастую не отвечают критериям доступности для инвалидов, а развитие системы инклюзивного образования не может в полной мере обеспечить социализацию ребенка-инвалида. В этой связи в Программу включен комплекс мероприятий, направленных на формирование сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. Указанные мероприятия включены в Программу по причине неполучения софинасирования# на их реализацию из федерального бюджета и иных источников.
Необходимым условием обеспечения доступности объектов образования является создание в образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Проведение мероприятий по социализации актуально и в организациях, предоставляющих услуги по получению инвалидами высшего, среднего профессионального образования.
В 70% образовательных организаций Томской области осуществляется обучение граждан с ограниченными возможностями здоровья (в 31 образовательной организации из 44). При этом частично доступны для граждан с ограниченными возможностями здоровья здания и помещения только одной образовательной организации.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья перечень получаемых профессий и специальностей ограничен, при приеме в образовательные организации учитывается состояние их здоровья. Подготовка данной категории обучающихся проводится по 10 рабочим профессиям и 10 специальностям.
Расширение перечня образовательных программ, по которым могут обучаться граждане с ограниченными возможностями здоровья, требует как затрат на создание учебно-материальной базы, так и комфортных условий для обучения и проживания обучающихся.
Учитывая состояние здоровья инвалидов, для их обучения необходимо создание дополнительных условий по доступности зданий и помещений, используемых для образовательного процесса, и их дополнительное оснащение на предмет доступности. Кроме того, в учебном процессе образовательных организаций должны быть использованы специальные средства и приспособления, необходимые для освоения учебно-программного материала различными категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
На местном телевидении отсутствует субтитрирование передач о событиях в области, что ограничивает получение информации и не позволяет инвалидам принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.
Существуют проблемы и при обеспечении доступной среды к учреждениям культуры. Из 642 областных и муниципальных учреждений культуры Томской области в настоящее время для людей с ограниченными возможностями доступен только 41 объект (6,4%), поскольку финансирование обеспечения доступности данных объектов может быть предусмотрено только из средств на текущее содержание учреждений культуры. В этих условиях разработка системы мер комплексного характера возможна только при условии дополнительного бюджетного финансирования.
Несмотря на то, что многие учреждения культуры работают с людьми с ограниченными возможностями здоровья - проводят различные культурно-досуговые, образовательные мероприятия, лишь немногие оборудованы для беспрепятственного доступа инвалидов к культурным услугам и организации досуга.
Для реализации мероприятий региональной программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы предусматривалось использование средств на обеспечение текущей деятельности ИОГВ (исполнителей программы), что не позволило обеспечить выполнение поставленных задач.
В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:
высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов;
дискомфорт и ограничение жизнедеятельности иных МГН;
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
низкий трудовой вклад инвалидов в социально-экономическое развитие области.
Проведя анализ существующих проблем, можно сделать вывод об их тесной взаимосвязи. Так, проблемы по обеспечению доступного образования для инвалидов не могут быть в полной мере решены без решения проблемы по обеспечению доступности объектов транспортной и социальной инфраструктуры.
Указанные вопросы не могут быть решены Томской областью за счет собственных средств.
Потребность в привлечении денежных средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы обусловлена большим объемом работ, направленных на обеспечение доступной для инвалидов среды, невозможностью финансирования указанных мероприятий в полном объеме за счет средств областного бюджета, отсутствием иных источников финансирования.
Например, в рамках мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на территории Томской области создана и функционирует система дистанционного образования для детей-инвалидов, благодаря которой 100% детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к обучению с использованием дистанционных технологий, охвачены данным видом обучения.
На реализацию указанного мероприятия в период 2009-2012 годов израсходовано средств федерального бюджета в объеме 84 105, 841 тыс. рублей. В связи с завершением реализации за счет средств федерального бюджета приоритетного национального проекта "Образование" с 2013 года Томская область самостоятельно финансирует расходы по организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Более того, выделяемые денежные средства не учитывают потребность комплексного подхода к обеспечению доступной для инвалидов среды, а лишь частично обеспечивают ее доступность в тех или иных сферах жизнедеятельности инвалидов. Например, при решении проблемы доступности спортивных объектов и объектов образования не учитываются проблемы транспортной инфраструктуры, без обеспечения доступности которой результат проводимых мероприятий будет сведен к минимуму.
Результаты выборочного мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры показали, что не все обследованные объекты оборудованы необходимыми приспособлениями, облегчающими доступ к ним инвалидов и других МГН, - отсутствуют пандусы, перила, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифты либо стационарные подъемники на 2-й и другие этажи внутри зданий; нет специализированных санузлов для инвалидов.
Однако единого системного подхода к проведению обследования объектов и принятию решений по их адаптации до 2013 года в области выработано не было.
В этой связи в 2013 году в Томской области началась работа по паспортизации объектов социальной инфраструктуры, результаты которой станут основной для планирования программных мероприятий как регионального, так и муниципального уровней.
По прогнозным данным численность объектов, подлежащих паспортизации, составляет 3 500 и только на 10% из них подготовлены паспорта.
Методологической основой проведения паспортизации на территории области стал Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения".
Конкретные задачи в данной сфере определены распоряжением Губернатора Томской области от 30.01.2013 N 22-р "О проведении на территории Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
С учетом мнения общественных организаций инвалидов и других МНГ определены приоритетные сферы, в которых паспортизация будет проведена в первую очередь:
- здравоохранение;
- социальная защита населения и социальное обслуживание населения;
- образование;
- потребительский рынок.
Результатом проведенной паспортизации станут составление реестра объектов социальной инфраструктуры, оформление паспортов на каждый объект и принятие управленческих решений по адаптации объектов посредством включения соответствующих мероприятий в муниципальные и региональные программы с учетом имеющихся ресурсов.
На всех этапах проведения паспортизации предполагается активное сотрудничество с общественными формированиями инвалидов, которые принимают участие:
- в отборе объектов, нуждающихся в проведении обследования и составлении паспорта доступности в первоочередном порядке;
- в проведении натурального обследования объектов на предмет установления степени их доступности;
- в работе комиссий и принятии управленческих решений по адаптации объектов.
Следует отметить также, что вся проектная документация на строительство новых объектов либо реконструкцию уже существующих проходит обязательное согласование с общественными организациями.
На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы создания (развития) доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области программно-целевым методом (необходимость эффективного межведомственного взаимодействия и координации действий различных ИОГВ и других участков создания доступной среды жизнедеятельности; а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета с 2014 года) и, как следствие, о необходимости разработки Программы.
В Программу с 2014 года войдут мероприятия региональной программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 20.07.2010 N 629-ра, а также государственной программы "Право быть равным на 2013-2016 годы", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 N 510а, в связи с этим указанные программы прекратят свое действие с 1 января 2014 года.
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Цель и задачи Программы определены в соответствии со стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации - формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы").
Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Томской области.
Задачи Программы:
1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности.
2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области.
3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Томской области.
4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Томской области.
5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области.
Решение данных задач позволит к 2016 году обеспечить доступность приоритетных объектов и услуг для инвалидов на территории Томской области.
Применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы Система целевых показателей (индикаторов) государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" представлена в приложении N 3 к Программе.
Источниками информации по показателям цели и задач Программы будут данные, предоставленные соисполнителями Программы.
3. Перечень мероприятий Программы
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МНГ на территории Томской области, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов в общество.
Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для достижения инвалидами социальной адаптации и интеграции их в общество.
Перечень мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" представлен в приложении N 1 к Программе.
Распределение объемов финансирования за счет средств областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета в 2014 году представлено в приложение N 2 к Программе.
Перечень мероприятий Программы состоит из 3 разделов, соответствующих цели и задачам Программы.
Раздел 1. Перечень мероприятий, направленных на формирование нормативной правовой базы и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов на территории Томской области, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности.
Раздел включает мероприятия по приведению действующей областной и муниципальной нормативной правовой базы в соответствие с ратифицированными нормами международного права и федерального законодательства в части мероприятий по организации доступной среды для лиц с ограниченными возможностями и установлению ответственности за необеспечение доступности, разработке управленческих решений и контролю их исполнения, формированию и обновлению карт доступности.
Раздел 2. Перечень практических мероприятий.
Раздел включает в себя комплекс практических мероприятий по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, расположенных на территории Томской области, для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и других МГН и состоит из двух подразделов:
Подраздел 2.1 содержит мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МНГ: здравоохранения, социальной защиты образования, культуры, занятости, транспорта и спорта, в том числе приобретение и обустройство пандусов, оборудование помещений поручнями, оснащение тактильными указателями и плитками, информационными табло для глухих и слабослышащих.
Подраздел 2.2 содержит мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции:
приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов;
создание в образовательных организациях, реализующих образовательные программы, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов;
организация сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательной организации во время реализации образовательного процесса;
создание информационно-методического сопровождения образовательного процесса инвалидов в профессиональных образовательных организациях, организация работы и проведение клубов по интересам для инвалидов;
обеспечение информационной доступности, в том числе создание интернет-классов, приобретение компьютеров и расходных материалов.
А так же иные мероприятия, направленные на обеспечение информационной доступности для инвалидов и других МГН услуг, предоставляемых на территории Томской области.
Раздел 3. Содержит комплекс информационных, просветительских, общественных мероприятий и состоит из двух подразделов.
Подраздел 3.1 содержит мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН в виде:
- подготовки и проведения семинаров, конференций, курсов повышения квалификации;
- подготовки и публикации справочных, учебно-методических пособий, рекомендаций.
Подраздел 3.2 содержит мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН:
- организация и проведение совместных мероприятий для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности;
- проведение информационных кампаний, развитие информационных ресурсов с учетом особых потребностей инвалидов как общих, так и специализированных);
- проведение мероприятий, направленных на осуществление взаимодействия и координации деятельности заинтересованных ведомств и организаций в решении проблем инвалидов по вопросам социальной адаптации и интеграции их в общество, формирование благоприятного общественного мнения.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы 2014-2016 годы. Программа реализуется в два этапа. Разделение на этапы обусловлено выходом срока действия Программы за рамки Государственной программы и, как следствие, прекращением федерального финансирования ее реализации.
I этап: 2014-2015 годы;
II этап: 2016 год.
Постановлением Администрации Томской области от 31 марта 2014 г. N 98а в главу 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации и управления Программой, включая ресурсное обеспечение
На реализацию мероприятий Программы дополнительно привлекаются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
Прогнозируемый объем средств федерального бюджета, необходимый для реализации мероприятий Программы, составляет 106 627,7 тыс. рублей, из них:
в 2014 году (потребность) - 31 276,5 тыс. рублей;
в 2014 году (утверждено) - 15 504,0 тыс. рублей;
в 2015 году (потребность) - 75 351,2 тыс. рублей;
в 2016 году (потребность)- 0,0 тыс. рублей.
Всего на реализацию мероприятий Программы из областного бюджета требуется 260 073,1 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году (потребность) - 56 978,5 тыс. рублей;
в 2014 году (утверждено) - 40 850,0 тыс. рублей;
в 2015 году (потребность) - 111 260,8 тыс. рублей;
в 2016 году (потребность) - 91 833,8 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы обеспечиваются в размерах, установленных Законом Томской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Реализация мероприятий Программы предполагает привлечение дополнительных средств из бюджетов муниципальных районов и городских округов Томской области в общей сумме 11 564,8 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году (потребность) - 850,0 тыс. рублей;
в 2014 году (утверждено) - 850,0 тыс. рублей;
в 2015 году (потребность) - 6 334,4 тыс. рублей;
в 2016 году (потребность) - 4 380,4 тыс. рублей.
Из внебюджетных источников - 5 165,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год (потребность) - 1 700,0 тыс. рублей;
2014 год (утверждено) - 1 700,0 тыс. рублей;
2015 год (потребность) -1 745,0 тыс. рублей;
2016 год (потребность) - 1 720,0 тыс. рублей.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" планирование бюджетных ассигнований должно осуществляться в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других МГН от общего объема финансирования.
Стоит отметить несоответствие лимитов бюджетных ассигнований, указанных в вышеназванном приказе, объемам бюджетных ассигнований, отраженных в Программе.
Превышение объемов запланированных к выделению бюджетных ассигнований объясняется количественными показателями, характеризующими ту или иную сферу жизнедеятельности инвалидов и других МГН и существенную разницу в уровне развития указанных сфер, наличием ведомственных целевых программ, направленных на развитие той или иной сферы.
Так, объекты здравоохранения и образования более многочисленны и менее приспособлены к потребностям инвалидов и других МГН и, как следствие, требуют большего объема финансирования, чем объекты информации и связи, переходящие на новый формат цифрового вещания и, как следствие, более приспособленные к потребностям инвалидов и других МНГ и менее затратные.
В то же время объекты здравоохранения не включены в Программу в связи с выполнением работ по обеспечению их доступности в рамках проекта государственной программы Томской области "Развитие системы здравоохранения Томской области на 2013-2022 годы".
Аналогичная ситуация с объектами физической культуры и спорта, модернизация которых осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы". Так, в 2013 году на их модернизацию запланировано выделение 420 млн. 650 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
При распределении ассигнований по приоритетным сферам жизнедеятельности процентное соотношение распределено следующим образом:
2014 год:
здравоохранение - 10,0%;
социальная защита - 22%;
образование - 51,0%
спорт и физическая культура - 3,0%;
транспорт - 2,0%;
культура - 10,0%;
информация и связь 2,0%;
2015 год:
здравоохранение - 22,6%;
социальная защита - 8,8%;
образование - 43,1%;
спорт и физическая культура - 0,9%;
транспорт - 0,0%;
культура - 24%;
информация и связь - 0,6%.
Порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям Томской области на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Методикой предоставления субсидий муниципальным образованиям Томской области на реализацию мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы", заявленных к софинансированию за счет средств областного бюджета, приведенной в приложении N 4 к Программе.
Ответственным за реализацию Программы является Департамент социальной защиты населения Томской области. Реализация Программы осуществляется путем выполнения предусмотренных в Программе мероприятий.
Взаимодействие между соисполнителями Программы осуществляется Департаментом социальной защиты населения Томской области. Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия Программы. Внесение изменений в Программу, в том числе уточнение затрат на мероприятия Программы, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.
Порядок организации для детей-инвалидов реабилитационных мероприятий на базе санаториев-профилакториев Российской Федерации, организаций Российской Федерации, оказывающих медицинские услуги, а также анестезиологическое сопровождение стоматологической помощи детям-инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в использовании общего наркоза, путем предоставления компенсационных выплат их родителям (законным представителям) утверждается приказом Департамента социальной защиты населения Томской области и Департамента здравоохранения Томской области.
6. Контроль и мониторинг реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается выполнением мероприятий Программы, приведенных в приложении N 1 к Программе.
К участию в реализации Программы привлекаются по согласованию различные отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти, организации.
Перечень учреждений, привлеченных по согласованию к участию в реализации Программы для проведения мероприятий по формированию сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования и обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, приведен в приложении N 1 к Программе.
Управление реализацией Программы и контроль за ее реализацией осуществляет Департамент социальной защиты населения Томской области.
Соисполнители Программы организуют выполнение мероприятий Программы, в установленные сроки представляют информацию об их выполнении в Департамент социальной защиты населения Томской области, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки мероприятий Программы, источников и объемов их финансирования.
Соисполнители Программы ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют координатору Программы отчеты о реализации Программы (годовой отчет - в срок до 15 января года, следующего за отчетным годом) и об использовании финансовых ресурсов.
Департамент социальной защиты населения Томской области представляет ежеквартальный и годовой отчеты о реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской области по формам и в сроки, установленные постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области".
7. Оценка рисков в ходе реализации Программы
Программа будет способствовать созданию дополнительных условий для обеспечения социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество.
Реализация Программы позволит создать условия для обеспечения безбарьерной среды и доступа инвалидов:
к объектам социально-культурного назначения, произведениям культуры и искусства, образованию;
к объектам социальной инфраструктуры, транспорту.
Целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы приведены в приложении N 3 к Программе.
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование для них равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Эффективность Программы определяется достигнутыми значениями всех целевых индикаторов, предусмотренных Программой, по следующей таблице.
Эффективность Программы |
Соотношение достигнутых значений целевых индикаторов к плановым значениям |
Программа эффективна |
от 80% до 90% |
Программа малоэффективна |
от 60% до 80% |
Программа не эффективна |
менее 60% |
Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
проведения информационных кампаний и акций СМИ об освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
повышения уровня и качества услуг, открытых или предоставляемых населению.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по обеспечению доступной среды в Томской области.
Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, связанные с недостаточностью финансирования, а также с нарушением сроков реализации мероприятий Программы исполнителями, в том числе:
низкая исполнительская дисциплина соисполнителей Программы, должностных лиц, ответственных за выполнение ее мероприятий;
нарушение сроков принятия документов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы;
нарушение сроков исполнения мероприятий Программы;
недостаточное финансирование мероприятий Программы.
Для минимизации возникающих рисков в ходе реализации Программы планируется принятие следующих мер:
усиление контроля за ходом выполнения мероприятий Программы и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
детальное планирование хода реализации Программы;
оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы;
своевременная актуализация ежегодных планов реализации Программы, в том числе корректировка состава и сроков выполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы;
привлечение дополнительного финансирования из внебюджетных источников.
Постановлением Администрации Томской области от 31 марта 2014 г. N 98а в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к государственной программе
Томской области "Доступная
среда на 2014-2016 годы"
Перечень
мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
31 марта 2014 г.
Постановлением Администрации Томской области от 31 марта 2014 г. N 98а в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к государственной программе
Томской области "Доступная
среда на 2014-2016 годы"
Распределение
объемов финансирования за счет средств областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета в 2014 году
31 марта 2014 г.
Приложение N 3
к государственной программе
Томской области "Доступная
среда на 2014-2016 годы"
Система
целевых показателей (индикаторов) государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
Цель и задачи Программы |
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Фактическое значение на момент разработки Программы |
Изменение значений по годам реализации Программы |
Планируемое значение на момент окончания действия Программы |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Цель Программы - обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Томской области |
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области, %: ДИ = ИПОД/ОЧОИ*100 = 90/300*100 = 30%, где: ИПОД - количество инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; ОЧОИ - общая численность опрошенных инвалидов в Томской области |
30% |
45,2% |
55,0% |
55,0% |
55,0% |
Задачи Программы: 1) совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности; |
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности в Томской области по результатам их паспортизации, в общем количестве приоритетных объектов и услуг (ДОСИК), %: ДОСИК = ОСИК/ОСИ*100 = 920/4600*100 = 20,0%, где: ОСИК - количество объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности в Томской области по результатам их паспортизации; ОСИ - общее количество всех приоритетных объектов и услуг. |
20%
|
80%
|
85%
|
90%
|
90%
|
2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области; |
Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Томской области (ДДО), %: ДДО = ПД/ОСИ*100 = 1150/4600*100 = 25%, где: ПД - количество доступных объектов социальной инфраструктуры; ОСИ - общее количество объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области. |
25%
|
40%
|
45%
|
45%
|
45%
|
Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области (ДПД), %: ДПД = ПД/ОСИ*100 = 460/4600*100 = 10%, где: ПД - количество объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности; ОСИ - общее количество объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области. |
10%
|
20%
|
50%
|
60%
|
60%
|
|
Доля оборудованного для перевозки МГН парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования в Томской области (ДДПС), %: ДДПС = ДПС/ОПС*100 = 50/1000*100 = 5%, где: ДПС - количество подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МНГ; ОПС - общее количество подвижного состава в Томской области. |
5%
|
5%
|
11,7%
|
15%
|
15%
|
|
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций, %: |
2,8%
|
2,8%
|
11,8%
|
20,6%
|
20,6%
|
|
Расчеты по долям профессиональных образовательных организаций (далее - ОО), в которых предполагается создание безбарьерной среды: На 01.03.2013 количество образовательных учреждений, в отношении которых Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования исполняет функции и полномочия учредителя, - 36 ОО, т. е. 100%. На данный момент времени в одной ОО - ОГБОУ НПО "ПУ-12", которое условно доступное, обучаются 56 инвалидов, что составляет 2,8% (1/36*100 = 2,8%). В 2015 году планируется сделать доступными 2 образовательных организации - ОГБОУ НПО "ПУ-29", ОГБОУ НПО "ПУ-33", т. е. их количество увеличится до 4 (4/34*100 = 11,8%). К 2016 году 7 ОО должны стать доступными для обучения инвалидов (7/34*100 = 20,6%). |
|
|
|
|
|
|
3) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Томской области; |
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в общем количестве специалистов, занятых в этой сфере в Томской области (ДОС), %: ДОС = ОС/С*100 = 3/30*100 = 10%, где: ОС - количество специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; С - количество специалистов, занятых в указанной сфере, в Томской области. |
10%
|
30% |
40%
|
50%
|
50% |
4) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидности и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Томской области; |
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области (ДИ), %: ДИ = ИПО/ОЧОИ*100 = 90/300*100 = 30%, где: ИПО - количество инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов; ОЧОИ - общая численность опрошенных инвалидов в Томской области. |
30%
|
45,2%
|
49,6%
|
49,6%
|
49,6%
|
5) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан |
Доля инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан (ДИ), %: ДИ = (ДИСЗС*100)/ДИСЗНС = (320*100) /3200, где: ДИСЗС - доля детей-инвалидов, систематически занимающихся спортом. Доля детей инвалидов согласно данным органов социальной защиты населения Томской области. |
1,5% |
14,5%
|
15,0%
|
15,0%
|
15,0%
|
6) доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию |
Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию, - численность инвалидов, положительно оценивающих проведенные реабилитационные мероприятия, в общей численности опрошенных инвалидов, которым в рамках Программы предоставлены реабилитационные мероприятия, % |
40% |
45% |
50% |
55% |
55% |
Приложение N 4
к государственной программе
Томской области "Доступная
среда на 2014-2016 годы"
Методика
предоставления субсидий муниципальным образованиям Томской области на реализацию мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы", заявленных к софинасированию# за счет средств областного бюджета
В целях софинансирования мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" (далее - Программа), предусмотренных приложением N 1 к настоящей Программе, и обеспечения их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области местным бюджетам предоставляются субсидии из областного бюджета.
Предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области осуществляется при выполнении следующих условий:
1) наличие разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по формированию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
2) софинансирование программных мероприятий за счет средств местных бюджетов муниципальных районов (городских округов) Томской области в следующих размерах:
- при уровне бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) Томской области до 0,9 - коэффициент, определяющий долю софинансирования расходов из областного бюджета для муниципального района (городского округа) Томской области, составляет 0,95;
- при уровне бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) свыше 0,9 - коэффициент, определяющий долю софинансирования расходов из областного бюджета для муниципального района (городского округа) Томской области, составляет 0,8;
3) представление органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области главному распорядителю средств областного бюджета соответствующего мероприятия Программы (далее - государственному заказчику Программы) отчетов об использовании субсидий по целевому назначению;
4) целевое использование органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области субсидий из областного бюджета;
5) соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области бюджетного законодательства Российской Федерации.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) Томской области, рассчитывается по следующей формуле:
, где
Сji - размер субсидии, предоставляемый j-му муниципальному образованию Томской области на реализацию i-го мероприятия Программы;
Ci - общий объем средств, подлежащий распределению между муниципальными образованиями Томской области на реализацию i-го мероприятия Программы;
J - количество муниципальных образований Томской области, соответствующих условиям предоставления субсидии и критериям отбора;
Kji - потребность j-го муниципального образования Томской области на реализацию i-о мероприятия Программы, определяемая на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области документов, обосновывающих стоимость реализации мероприятий Программы.
Критериями отбора муниципальных районов (городских округов) Томской области для предоставления субсидий являются:
1) обеспечение доступности образовательных организаций для маломобильных групп населения:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области образовательных учреждений, не оборудованных пандусами и другими вспомогательными сооружениями для маломобильных групп населения;
2) обеспечение доступности лечебно-профилактических учреждений для маломобильных групп населения:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области лечебно-профилактических учреждений, не оборудованных пандусами и другими вспомогательными сооружениями для маломобильных групп населения;
3) обеспечение доступности учреждений социального обслуживания населения для маломобильных групп населения:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области учреждений социального обслуживания населения, не оборудованных пандусами и другими вспомогательными сооружениями для маломобильных групп населения;
4) оснащение учреждений социального обслуживания населения вспомогательной техникой, техническими средствами реабилитации, программным продуктом для слабослышащих и слабовидящих граждан:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области стационарных учреждений социального обслуживания населения, требующих оснащения вспомогательной техникой, техническими средствами реабилитации, программным продуктом для слабослышащих и слабовидящих граждан;
5) обеспечение доступности пешеходных переходов для незрячих и слабовидящих граждан:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области светофорных объектов, требующих оснащения звукосигнальными устройствами.
Для получения субсидий в текущем финансовом году органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области представляют главным распорядителям бюджетных средств Программы следующие документы:
1) на обеспечение доступности объектов социального назначения для инвалидов и других маломобильных групп населения, обустройство учреждений пандусами и комплексом вспомогательных сооружений в срок до 1 апреля текущего финансового года:
а) заявку на получение субсидии с указанием полного наименования объекта, его местонахождения и ведомственной принадлежности, объемов финансовых средств, необходимых на выполнение работ;
б) выписку из решения представительного органа муниципального района (городского округа) Томской области на соответствующий финансовый год о бюджетных ассигнованиях на выполнение работ в рамках реализации мероприятий Программы, заверенную финансовым органом муниципального района (городского округа) Томской области;
2) на оснащение учреждений социального обслуживания населения вспомогательной техникой, техническими средствами реабилитации, программным продуктом для слабослышащих и слабовидящих граждан в срок до 1 апреля текущего финансового года:
а) заявку на получение субсидии с указанием полного наименования учреждения, его местонахождения и ведомственной принадлежности, объемов финансовых средств, необходимых на реализацию мероприятий;
б) перечень технических средств и программных продуктов, необходимых для оснащения учреждений социального обслуживания;
в) выписку из решения представительного органа муниципального района (городского округа) Томской области на соответствующий финансовый год о бюджетных ассигнованиях на выполнение мероприятий Программы, заверенную финансовым органом муниципального района (городского округа) Томской области;
3) на обеспечение доступности пешеходных переходов для незрячих и слабовидящих граждан в срок до 1 апреля текущего финансового года:
а) заявку на получение субсидий с указанием перечня светофорных объектов, их местонахождения и ведомственной принадлежности, объемов финансовых средств, необходимых на реализацию мероприятий;
б) расчет стоимости работ по оборудованию светофорных объектов звукосигнальными устройствами.
в) выписку из решения представительного органа муниципального района (городского округа) Томской области на соответствующий финансовый год о бюджетных ассигнованиях на выполнение работ в рамках реализации мероприятий Программы, заверенную финансовым органом муниципального района (городского округа) Томской области.
Субсидии предоставляются муниципальным районам (городским округам) Томской области в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий в рамках реализации Программы между главными распорядителями бюджетных средств Программы и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области.
Условиями расходования субсидий муниципальными образованиями Томской области являются:
- целевое использование субсидий;
- своевременное представление отчетов об использовании субсидий.
Отчет об использовании субсидии представляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Томской области главным распорядителям бюджетных средств Программы нарастающим итогом с начала финансового года ежемесячно, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2013 г. N 563а "Об утверждении государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования
Текст постановления опубликован на сайте Администрации Томской области (http://www.tomsk.gov.ru), в сборнике "Собрание законодательства Томской области" от 15 января 2014 г. N 1/1 часть 2
Постановлением Администрации Томской области от 1 декабря 2014 г. N 447а настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Томской области от 25 декабря 2014 г. N 516а
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2014 г.
Постановление Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Постановление Администрации Томской области от 21 июля 2014 г. N 272а
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Администрации Томской области от 31 марта 2014 г. N 98а