Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.А. Акимовой, государственного инспектора, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобы ООО "ВКС", ООО "Крас-тендер", ООО "Строительные технологии", ООО "Реставрация СТК", ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на положения документации о проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта "Спортивный зал в п. Новохайский Богучанского района"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "ВКС", ООО "Крас-тендер", ООО "Строительные технологии", ООО "Реставрация СТК", ООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на положения документации о проведении электронного аукциона (далее - жалобы).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателей жалоб было направлено уведомление о содержании жалоб и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
Существо жалоб: установление положений документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований законодательства.
Из содержания жалобы ООО "ВКС", а также дополнений к жалобе, следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением положений законодательства, а именно:
- документацией о проведении электронного аукциона установлено незаконное требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, поскольку законодательством о контрактной системе не предусмотрено таких требований,
- в документации о проведении электронного аукциона содержатся противоречивые сведения об условиях исполнения контракта, а именно: в пункте 5 "Объем и срок предоставления гарантии качества выполненных работ" раздела "Требования к результатам работ" указано: "гарантийный срок устанавливается в 5 лет со дня подписания сторонами акта выполненных работ после проведения ремонта", в пункте 11.2. проекта контракта указано: "Гарантийный период на качество выполненных работ и использованных материалов по Контракту устанавливается 5 лет со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства".
Из содержания жалобы ООО "Крас-Тендер" следует, что, по мнению подателя жалобы, в документации о проведении электронного аукциона содержаться положения, нарушающие требования законодательства, а именно:
- документацией о проведении электронного аукциона установлены противоречивые требования к используемому товару по позиции "Олифа натуральная",
- документацией установлено требование не к товару, а к химическому составу материала.
Из содержания жалобы ООО "Строительные технологии" следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства, а именно:
- документацией о проведении электронного аукциона установлено незаконное требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, поскольку законодательством о контрактной системе не предусмотрено таких требований,
- документацией неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе декларации о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
Из содержания жалобы ООО "Реставрация СТК" следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства, а именно:
- документацией установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе сведений об участнике закупки относительно отсутствия решения арбитражного суда об открытии аукционного производства, что противоречит требованиям законодательства,
- заказчиком нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки по позиции 9 таблицы "Технические требования к применяемым материалам, конструкциям и изделиям" в отношении указания характеристики "диапазон предельных отклонений",
- в описании объекта закупки (пункты 6, 7, 26 таблицы "Технические требования к применяемым материалам, конструкциям и изделиям") применены нестандартные показатели запрашиваемых характеристик.
Из содержания жалобы ООО "Стройинвест" следует, что податель жалобы считает, что положения документации о проведении электронного аукциона содержат следующие нарушения законодательства:
- заказчиком в проекте контракта неправомерно установлен срок оплаты выполненных работ,
- заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений документации о проведении электронного аукциона в части не указания в таких разъяснениях предмета запроса,
- заказчиком нарушен порядок внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона, установленный законодательством.
Из содержания жалобы ООО "Стройиндустрия" следует, что, по мнению подателя жалобы, в проекте контракта, включенном в содержание документации о проведении электронного аукциона, не установлено обязательное требование об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от уполномоченного органа, заказчика, из которых следует, что уполномоченный орган, заказчик не согласны с доводами подателей жалоб.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по строительству объекта "Спортивный зал в п. Новохайский Богучанского района".
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Во исполнение указанного положения Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Согласно указанному перечню предмет электронного аукциона относится к работам, на которые распространяется установленный названным Постановлением Правительства запрет.
Таким образом, на основании вышеуказанных положений законодательства для заказчика установлена обязанность по установлению требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе. При этом законодательством о контрактной системе не установлено какие именно документы следует требовать от участников закупки во исполнение указанных положений. Следовательно, участники закупки самостоятельно определяют вид, форму и содержание такого документа.
Согласно положениям документации о проведении электронного аукциона заказчиком установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а так же организациями контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. N 1457.
Кроме того, документацией о проведении электронного аукциона установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного закона, или копии этих документов.
Из анализа указанных положений законодательства и положений документации о проведении электронного аукциона следует, что заказчиком правомерно были установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 11.2 проекта контракта предусмотрено, что гарантийный период на качество выполненных работ и использованных материалов по Контракту устанавливается 5 лет со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Пунктом 5 раздела "Требования к результатам работ" установлено, что предоставление гарантии на выполненные работы предусмотрено на весь объем выполняемых работ подрядчиком; гарантийный срок устанавливается в 5 лет со дня подписания сторонами акта выполненных работ после проведения ремонта.
Таким образом, в документации о проведении электронного аукциона установлены условия предоставления гарантий на выполненные работы, противоречащие друг другу, что является нарушением требований статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы подателя жалобы ООО "Крас-Тендер" Комиссией Красноярского УФАС признаются несостоятельными по следующим причинам:
- в адрес Красноярского УФАС России не предоставлены доказательства того, что установленные в документации о проведении электронного аукциона требования к товару "Олифа натуральная" являются противоречивыми,
- законодательством о контрактной системе не установлено запрета на установление требований к составляющим товара, используемого при выполнении работ.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного закона.
Таким образом, требование о предоставлении декларации об отсутствии у участника закупки статуса оффшорной компании является неправомерным, поскольку не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Пунктом 8 раздела 1.1.1.10 документации о проведении электронного аукциона установлено требование о том, что участником закупки не может быть офшорная компания.
Разделом 1.1.3.3 документации о проведении электронного аукциона установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований в информационной карте) Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, документация о проведении электронного аукциона содержит нарушение требований законодательства о контрактной системе в части неправомерного установления требования о предоставлении в составе заявки декларации об отсутствии у участника закупки статуса оффшорной компании.
Пунктом 3 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Документацией о проведении электронного аукциона (пункт 2 раздела 1.1.1.10) установлено требование к участникам закупки непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии аукционного производства.
Таким образом, в документации о проведении электронного аукциона установлено неправомерное требование к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 9 Таблицы "Технические требования к применяемым материалам, конструкциям или изделиям" части II "Описание объекта закупки" предусмотрено использование, в том числе: Горячекатаная арматурная сталь номинальным диаметром стержней 6 мм, 10 мм, 14 мм (стр. 71-74) с требованием "Диапазон предельных отклонений от массы профилей применяемых стержней не должны превышать: +11,0_-9,0 %".
Инструкцией по заполнению "Технические требования к применяемым материалам, конструкциям или изделиям" установлено, что в случае указания в требованиях к материалам (товарам) значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон _" участник размещения заказа должен указать именно диапазонные значения данного показателя в заданном диапазоне. В случае указания в требованиях к материалам (товарам) значений показателей, сопровождающихся словами: "в диапазоне _", участник размещения заказа должен указать именно диапазонные значения данного показателя в заданном диапазоне либо один конкретный показатель, соответствующий требуемому диапазону значений.".
Документацией об электронном аукционе (часть II) также установлено требование о соответствии товаров, в том числе ГОСТ 5781-82.
Предельные отклонения по массе стальных профилей установлены Таблицей 1 указанного ГОСТ. Согласно ГОСТ 5781-82 показатель "предельное отклонение от массы профилей" имеет только конкретные значения, а не диапазонные.
Установление заказчиком требования об указании участником закупки "именно диапазонных значений данного показателя в заданном диапазоне" противоречит указанному ГОСТ. Соответственно, в документации о проведении электронного аукциона неправомерно установлены противоречивые требования к товару, используемому при выполнении работ.
Довод подателя жалобы ООО "Реставрация СТК" о том, что заказчиком установлены нестандартные показатели к товарам, используемым при выполнении работ, Комиссией Красноярского УФАС России отклоняется, поскольку указанные в документации о проведении электронного аукциона единицы измерений требуемых характеристик и единицы измерений, установленных соответствующими ГОСТ, являются единицами измерений одной величины (длины, размера и т.д.).
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
При этом законодательством не установлено требований к максимальной продолжительности срока оплаты работ по контракту. На основании указанного, довод подателя жалобы ООО "Стройинвест" Комиссией Красноярского УФАС России отклоняется.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушение указанной нормы заказчиком были размещены на официальном сайте Единой информационной системы разъяснения положений документации о проведении электронного аукциона без указания предмета запроса.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
При проведении электронного аукциона заказчиком были приняты решения об изменении положений документации.
Довод подателя жалобы ООО "Стройинвест" о том, что заказчиком при внесении изменений в документацию о проведении электронного аукциона были нарушены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" Комиссией Красноярского УФАС России отклоняется, поскольку указанный нормативный акт прекратил свое действие с 31.12.2015 в связи с вводов в эксплуатацию единой информационной системы.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом согласно условиям документации о проведении электронного аукциона победителем электронного аукциона не может быть физическое лицо (поскольку участник закупки обязан имеет свидетельство СРО на допуски к выполнению работ). Таким образом, отсутствие в проекте контракта положения о внесении в проект контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта не может быть нарушением.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Крас-Тендер", ООО "Стройиндустрия" необоснованными.
2. Признать жалобы ООО "ВКС", ООО "Реставрация СТК", ООО "Строительные технологии", ООО "Стройинвест" частично обоснованными.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими положения статей 33, 64, 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона. С этой целью аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры электронного аукциона, заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней
5. Предать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностных лиц заказчика, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.А. Акимова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 июня 2016 г. N 773
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2016