Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика-застройщика Северо-Енисейского района" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации Северо-Енисейского района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На выполнение работ по строительству 60 квартирного жилого дома по ул. Донского (стр.N12) в гп Северо-Енисейский", на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки", номер извещения 0119300019616000109, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "На выполнение работ по строительству 60 квартирного жилого дома по ул. Донского (стр.N12) в гп Северо-Енисейский" (далее - жалоба).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалоб.
Заказчику, уполномоченному органу, подателям жалоб было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Башкарева Таисия Геннадьевна (доверенность N2 от 12.01.2016);
- представитель уполномоченного органа Пономарева Юлия Александровна (доверенность N ви.20-а от 12.01.2016).
ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалоб, своих представителей не направили. От ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" и ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" поступи ходатайства о рассмотрении жалоб в отсутствии своих представителей.
Из содержания жалоб ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" следует, что аукционная документация составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами, изложенными в жалобах, представили письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На выполнение работ по строительству 60 квартирного жилого дома по ул. Донского (стр.N12) в гп Северо-Енисейский", номер извещения 0119300019616000109.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. Других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика законом не предусмотрено.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
В перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) согласно сноске N 4 в перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных
объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе, довод жалобы ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" является необоснованным.
Из требований части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе следует, что Закон о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закона у о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с контрагентом в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.
Согласно письма Федерального казначейства от 19 мая 2015 г. N 07-04-05/09- 319, при установлении в проекте контракта сроков его действия необходимо принимать во внимание предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки поставки товаров, завершения работ и оказания услуг, а также сроки выполнения иных обязательств по контракту (приемки и оплаты товаров, работ, услуг, а также выполнения гарантийных обязательств).
Согласно рекомендациям, изложенным в письме Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 02-02-07/32132 в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Законом о контрактной системе закупка товаров, работ, услуг завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные контрактом, могут включать в себя гарантийные обязательства. Указанные положения корреспондируют с нормами статей 470, 722, 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми договор может включать требования о предоставлении гарантии качества товара, работы.
Таким образом, требования о предоставлении гарантии качества по предмету контракта, а также обеспечение указанной гарантии могут быть включены в проект контракта.
Закон о контрактной системе устанавливает нормы об обеспечении исполнения исключительно основного обязательства по контракту. При этом, Закон о контрактной системе не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникающих после исполнения основного обязательства по контракту.
Следовательно, документация о закупке может включать требование о предоставлении гарантии качества и ее обеспечении. При этом заказчик вправе определить способ обеспечения обязательств в соответствии с главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если таким способом является предоставление банковской гарантии, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить банковскую гарантию, обеспечивающую как основное, так и гарантийное обязательство. Такая гарантия в части основного обязательства должна соответствовать требованиям, установленным статьей 45 Закона о контрактной системе, требования гарантии в части гарантийных обязательств могут быть определены заказчиком в документации о закупке, проекте контракта. Таким образом, довод жалобы ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" является необоснованным.
Довод ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" о том, что подрядчику до начала выполнения работ необходимо завезти на место выполнения работ не менее 50% строительных материалов в течении 14 дней после заключения контракта Комиссией Красноярского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.
При анализе проекта контракта, Комиссия Красноярского УФАС установила, что в соответствии п. 7.3 подрядчик обязан до начала выполнения работ завезти на место выполнения работ (на объект) и предъявить для осмотра Заказчику оборудование и инструменты, а также не менее 50% строительных материалов, указанных в локальных сметных расчетах N02-01-01 (раздел 4, 5) и N02-01-02 (раздел 1, 2) в течение 14 календарных дней после заключения контракта.
Как следует из пояснений заказчика и уполномоченного органа, Северо-Енисейский район является районом Крайнего Севера, имеет значительную транспортную удаленность от крупных населенных пунктов Красноярского края (железнодорожное сообщение с районом также отсутствует). Районный центр гп Северо-Енисейский расположен в 643 км от г. Красноярска с паромной переправой (в летнее время) и ледовой переправой (в зимнее время) через р. Енисей в районе г. Енисейска. В весенний и осенний периоды наступает период распутицы, когда 300 км автодороги Северо-Енисейский - Епишино, отделяющие районный центр от переправы находятся в неудовлетворительном, практически "непроезжаемом" для большей части автотранспорта состоянии. Кроме этого, транспортное сообщение с "материком" полностью прекращается в период ледостава и ледохода на р. Енисей. При составлении технического задания и проекта муниципального контракта в составе аукционной документации выполнение работ по строительству 60 квартирного жилого дома по ул. Донского (стр. N 12) в гп Северо-Енисейский Заказчик указал, что работы по строительству объекта начнутся не со дня заключения муниципального контракта, а через 14 календарных дней со дня заключения муниципального контракта.
Учитывая, что в соответствии статьей 70 Закона о контрактной системе контракт по результатам электронного аукциона может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, Подрядчик имеет возможность заблаговременно подготовиться к добросовестному выполнению работ.
Тем самым, Заказчик, учитывая непростые транспортные условия района, дает Подрядчику достаточное время на завоз на место выполнение работ (на объект) 50 % строительных материалов и предоставление их заказчику (минимум 25 дней), которые будут требоваться для выполнения работ. При этом, включение в аукционную документацию требования о завозе не менее 50% строительных материалов не является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика, который обязан выполнять работы на объекте в соответствии с графиком производства работ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статьей 766 ГК РФ регламентировано, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Кроме указанных условий, в проект муниципального контракта также включаются положения в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе. Ограничений по сроку действия контракта Законом о контрактной системе не установлено.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе устанавливать сроки выполнения работ, являющихся объектом закупки, в соответствии со своей потребностью, Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в данном праве.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что установленные заказчиком сроки выполнения работ создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.06.2016 N1463513 на участие в аукционе было подано 4 заявки. Указанные заявки были допущены к участию в процедуре электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в данной части аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Довод ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" о том, что в п. 8 проекта муниципального контракта Заказчиком не указаны размеры пеней и штрафов Комиссией Красноярского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, в том числе, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Комиссией принята во внимание следующая правовая позиция, изложенная в письмах ФАС России от 01.12.2014 N АД/48791/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" (вместе с "Типовыми положениями, включаемыми в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условиями об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта") и от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" (далее - Правовая позиция, изложенная в письмах ФАС России):
"Надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта".
В результате изучения положений проекта муниципального контракта в части ответственности сторон такого контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) Комиссия установила, что такая ответственность установлена пунктами 8.3 и 8.5 следующим образом:
8.3. Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом в размере ________(__________) рублей, определенном в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации):
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
8.5. Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в размере ________(__________), определенном постановлением Правительства Российской Федерации:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Установив вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание размер начальной (максимальной) цены контракта (277 735 040,00 рублей), учитывая Правовую позицию, изложенную в письмах ФАС России, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Довод ООО "СТРОЙИНВЕСТ" о том, что заказчиком установлены сроки действия контракта, не соответствующие срокам исполнения обязательств по контракту, а именно, несоразмерно увеличен срок действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ Комиссией Красноярского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссией установлено, что Проект контракта (раздел III Документации об аукционе) содержит следующие условия (пункты 1.6, 2.3, 11.1):
1.6. Срок выполнения работ:
Выполнение работ согласно Графику производства работ (ГПР), согласованному с Заказчиком в течение 5 календарных дней со дня заключения контракта.
Выполнение работ осуществляется в 2 этапа:
1 этап - 2016 год: Начало выполнения работ - через 14 календарных дней со дня заключения муниципального контракта. Окончание работ - через 180 календарных дней, согласно календарному графику выполнения подрядных работ.
2 этап - 2017 год: Начало выполнения работ - 01.03.2017г. Окончание работ - через 150 календарных дней, согласно календарному графику выполнения подрядных работ.
2.3. Оплата осуществляется Заказчиком в рублях в безналичной форме путем перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Подрядчика. Авансирование не предусмотрено.
Оплата за выполненные подрядные работы производится ежемесячно после подписания Подрядчиком и Заказчиком актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) за отчетный период, оформленных в установленном порядке и исполнительной документации на выполненные работы (согласно РД-11-02-2006). Указанные документы должны быть представлены Подрядчиком Заказчику не позднее 24 числа каждого месяца.
Оплата производится Заказчиком не позднее 5 рабочих дней со дня получения Заказчиком от Подрядчика счета-фактуры и актов о приемке выполненных работ за истекший период, подписанных в установленном порядке. Датой платежа считается дата списания денежных средств с расчетного счета Заказчика.
Окончательный расчет за выполненные работы по объекту в рамках контракта производится не позднее 30-ти дней после полного завершения работ по нему, включая устранение выявленных дефектов, после подписания акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11), на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и передачи объекта эксплуатирующей организации.
11.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 20.12.2017.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 527 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статьей 766 ГК РФ регламентировано, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Кроме указанных условий, в проект муниципального контракта также включаются положения в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе. Ограничений по сроку действия контракта Законом о контрактной системе не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
У участника закупки имеется возможность представить обеспечение исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии со сроком действия более месяца относительно срока действия контракта, так как заказчиком установлен конкретный срок действия контракта. Также у участника закупки имеется возможность выбрать способ обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет.
Частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно пояснениям заказчика, уполномоченного органа срок действия контракта установлен с учетом срока предоставления гарантии качества работ, указанного в пункте 5.2 Проекта контракта, и с учетом положений статьи 242 Бюджетного кодекса РФ о завершении текущего финансового года.
В соответствии с позицией Федерального казначейства России, изложенной в письме от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок", при установлении в проекте контракта сроков его действия необходимо принимать во внимание предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки поставки товаров, завершения работ и оказания услуг, а также сроки выполнения иных обязательств по контракту (приемки и оплаты товаров, работ, услуг, а также выполнения гарантийных обязательств).
Установление сроков действия контракта, не соответствующих срокам исполнения обязательств по контракту (например, несоразмерно увеличивающих срок действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате товаров, работ, услуг, а также выполнению гарантийных обязательств), может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, установление заказчиком срока действия контракта с учетом срока предоставления гарантии качества работ не противоречит Закону о контрактной системе.
В части довода жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" о неверном сроке предоставления Заказчику обеспечения исполнения контракта Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в разделе 4 проекта контракта "Обеспечение исполнения контракта" указаны пункты, в соответствии с требованиями статьи 96 Закона о контрактной системе.
При этом податель жалобы ссылается на раздел 6 проекта контракта "Обеспечение гарантии качества работ", как указано выше довод жалобы ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" о неправомерном установлении обеспечения гарантии качества работ является необоснованным.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
При анализе документации электронного аукциона, проекта контракта Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчик не вменил обязанность подрядчику предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с таким подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Таким образом, довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" является обоснованным.
В части довода жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" о некорректности требования к участникам, установленного в пункте 18 проекта муниципального контракта, Комиссией Красноярского УФАС России отмечает, что одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Ни ГК РФ, ни Закон о контрактной системе не содержат указаний на установление заказчиком определенных конкретных обязанностей для подрядчика.
Заказчик принял решение о необходимости включения в условия контракта определенных обязанностей, указанных в п. 7.3 проекта контракта, исходя из потребностей, связанных с выполнением конкретного вида работ.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что установленные заказчиком в п. 18 проекта контракта об иных обязанностях подрядчика создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено. Таким образом, довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом)
В части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в документации об аукционе в разделе I "Общие условия проведения аукциона", а именно в п. 4.1 ч. 4 "Подача заявки на участие в аукционе" указано:
4.1 Размер обеспечения заявки.
Заказчиком устанавливается требование обеспечения заявки на участие в аукционе. Размер обеспечения заявки указан в Информационной карте аукциона.
Требование обеспечения заявки на участие в аукционе в равной мере относится ко всем участникам закупки.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
В разделе II "Информационная карта аукциона" установлено:
Размер обеспечения заявки на участие в закупке (раздел 4.1) |
5% |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (раздел 4.1) (устанавливается в соответствии с требованиями статьи 44 Закона N 44-ФЗ) |
В соответствии со ст. 44 Закона N 44-ФЗ. Порядок внесения обеспечения: обеспечение должно быть представлено до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе. За несвоевременное предоставление обеспечения заявки отвечает участник закупки. Реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона: средства обеспечения заявок перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, находящейся на электронной площадке. |
В извещении о проведении электронного аукциона N 0119300019616000109, размещенном в единой информационной системе, указано:
|
|
||
Обеспечение заявок |
|
||
Требуется обеспечение заявок |
|
||
Размер обеспечения заявок |
13886752.00 |
||
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
В соответствии со ст.44 Закона N 44-ФЗ. Порядок внесения обеспечения: обеспечение должно быть представлено до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе. За несвоевременное предоставление обеспечения заявки отвечает участник закупки. Реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона: средства обеспечения заявок перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, находящейся на электронной площадке. |
||
Платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта |
"Номер расчётного счёта" 40302810800003000099 "Номер лицевого счёта" 05193041150 "БИК" 040407001 |
Следовательно, нормы Закона о контрактной системе Заказчиком в части указания размера обеспечения заявки соблюдены, в связи с чем, довод ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" является необоснованным.
Доводы жалобы ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" об установлении заказчиком "и т.п." в описании объекта закупки и инструкции по заполнению заявки, об использовании показателя "тщательно", об установлении в пункте 8 "несколько турников должны быть расположены на разной высоте" Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что установленные заказчиком в аукционной документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. За разъяснениями ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" не обращалось.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.06.2016 N1463513 на участие в аукционе было подано 4 заявки. Указанные заявки были допущены к участию в процедуре электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в данной части аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "КРАЕВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" и ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" необоснованными.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе закупок.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников в сфере закупок путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 июня 2016 г. N 785
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016