Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Вагрант" на действия Заказчика - Таймырского муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Дудинская средняя школа N7" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и потребительского рынка Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение капитального ремонта помещений пищеблока в ТМК ОУ "Дудинская средняя школа N7"" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Вагрант" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "(далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес Заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено в отсутствие представителей заказчика, ООО "Вагрант", уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Из жалоба ООО "Вагрант" содержит следующие доводы:
"П.22 Информационной карты установлено, что первая часть заявки должна содержать: Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукцион-ной документацией.
Техническим Заданием предусмотрено, что "Используемые для выполнения работ материалы, оборудование отражены в проектных документациях: шифр Р-26-15-К Водоотведение, шифр Р-26-15-В Водоснабжение, шифр Р-26-15-ЭМ Электроснабжение, шифр Р-26-15-АР Архитектурные решения, шифр Р-26-15-ТХ Технологические решения, шифр Р-26-15-ОВ Вентиляция, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции.
Участник аукциона вправе использовать для выполнения работ материалы, оборудование с товарными знаками отличными от тех, которые содержатся в Проектных документациях: шифр Р-26-15-К Водоотведение, шифр Р-26-15-В Водоснабжение, шифр Р-26-15-ЭМ Электроснабжение, шифр Р-26-15-АР Архитектурные решения, шифр Р-26-15-ТХ Технологические решения, шифр Р-26-15-ОВ Вентиляция, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции. При этом функциональные, технические характеристики используемых строительных материалов, оборудования должны быть эквивалентными материалами и оборудованию, указанными в Проектных документациях : шифр Р-26-15-К Водоотведение, шифр Р-26-15-В Водоснабжение, шифр Р-26-15-ЭМ Электроснабжение, шифр Р-26-15-АР Архитектурные решения, шифр Р-26-15-ТХ Технологические решения, шифр Р-26-15-ОВ Вентиляция, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции."
При ознакомлении с проектной документацией установлено, что ею предусмотрено установка оборудования и использование материалов конкретных производителей, товарных знаков и т.п. (Кабель-канал "Элекор", подвесные потолки "Армстронг", линолеум "Таркетт" и т.п. - много других позиций ) и товаров с отметкой "или аналоги" (Краска "Тикурилла Джокер", грунтовка "Церезит" и т.п.).
Требований к товарам, используемым при выполнении работ, параметров эквивалентности для товаров с пометкой "или аналоги" аукционная документация не содержит.
Согласно п1) ч.1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, _ при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в аукционной документации не установлены параметры эквивалентности в отношении товаров, указанных в проектной документации с указанием производителя , товарного знака и т.п. с возможностью применения аналогов, не обоснована невозможность применения исключительно товаров описанных с указанием производителя, товарного знака. Есть все основания полагать, что в данном случае отсутствуют признаки несовместимости товара с имеющимися у Заказчика, и не предусмотрена закупка запасных частей к оборудованию уже имеющемуся у Заказчика.
Несмотря на продекларированную в Техническом задании возможность использования аналогов и эквивалентов, аукционная документация не позволяет участникам предложить в первой части заявки использование товаров, эквивалентных указанным в проектной документации:
- во-первых, ввиду отсутствия требований к функциональным, техническим и иным значимым характеристикам,
- во-вторых, отсутствия параметров эквивалентности,
- в-третьих, в связи с требованием аукционной документации (п.22 Информационной карты) к первой части заявки, сформулированной в соответствии с п. 2) ч. 3 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. участник не имеет возможности предложить иной товар, поскольку первая часть заявки предусматривает лишь возможность выразить согласие на выполнение работ на условиях, указанных в аукционной документации, в том числе использование при выполнении работ только тех товаров, которые поименованы в проектной документации, даже в тех случаях, где предусмотрена возможность применения аналогов, поскольку такая форма первой части как "Согласие" не позволяет участнику указать иной товар, кроме того не установлены параметры эквивалентности, что в совокупности ограничивает конкуренцию и создает неопределенность при оценке заявок.
Из вышеизложенного следует сделать вывод, что аукционная документация содержит серьезные противоречия и нарушения требований законодательства.
2. Данное уполномоченным органом разъяснение не устраняет указанных противоречий и нарушений: "Победитель аукциона, после заключения контракта, вправе предложить Заказчику оборудование и материалы конкретных производителей, товарных знаков, не ухудшающих результат произведенного капитального ремонта объекта, по согласованию с Проектировщиком.
Так же обращаем внимание что форма "Согласие участника аукциона" (Приложение N1 к аукционной документации) является рекомендуемой, участник вправе вместе с согласием предложить описание предлагаемых материалов для выполнения работ."
Техническим заданием аукционной документации прямо предусмотрено, что участник (не победитель аукциона) вправе использовать для выполнения работ материалы, оборудование с товарными знаками отличными от тех, которые содержатся в Проектных документациях, при этом функциональные, технические характеристики используемых строительных материалов, оборудования должны быть эквивалентными материалами и оборудованию, указанными в Проектных документациях. Имеются и серьезные сомнения в возможности после подписания контракта "согласования с проектировщиком использования иных материалов", учитывая, что участник обязан приступить к выполнению работ с момента заключения контракта (этап согласования применения аналогов с третьим лицом, не являющимся стороной контракта, в графике выполнения работ не предусмотрен), кроме того, проект контракта и его приложение "Технической задание" уже не содержат возможности применения аналогов, в отличие от Технического задания Приложения N 1 к Информационной карте, входящего в состав собственно аукционной документации, а с учетом того, что аукционной документацией предусмотрено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, такое право выглядит как минимум весьма спорным. При этом давая такое противоречивое "разъяснение", не соответствующее опубликованной аукционной документации и проекту контракта, уполномоченный орган не внес соответствующих изменений в опубликованный проект контракта - документ, которым стороны будут руководствоваться после заключения контракта.
Требований к изменению Формы "Согласия участника аукциона (Приложение 1 к аукционной документации)" участником при подаче запроса на разъяснение положений аукционной документации не заявлялось, она вообще не являлась предметом разъяснений, в связи с чем не ясно, зачем она упомянута в разъяснениях.
Доводы о том, что уполномоченный орган не имеет права вносить в проектную документацию изменения, может быть принят во внимание, но лишь в части изменения самой проектной документации. Как видно из титульных листов разделов проектной документации, она была подготовлена в 2015 г., то есть это было очевидно сделано в рамках муниципальной контрактной системы, задание на проектирование было составлено уполномоченным органом или заказчиком, которые должны владеть информацией о вышеупомянутых требованиях ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ. Полагаем, что запрет на указание конкретных производителей, товарных знаков, патентов и тп. должен был быть учтен при задании на проектирование, например, путем включения требования о составлении параметров эквивалентности или возможности дать разъяснение Заказчику проекта, как определяются аналоги. Полагаем, что Заказчик проекта мог при подготовке Технического задания обратиться к проектировщику за дачей указанного разъяснения и не утратил такой возможности на настоящий момент. Возложение этой обязанности на участников или победителя аукциона выглядит, как минимум, необъяснимо, а как максимум - как установление препятствий к участию в торгах, что запрещено ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчиком, Уполномоченным органом даны следующие пояснения:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно требованиям части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией (техническая документация) установлена также в части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда сохранности объектов культурного наследия.
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащею материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно- технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, в которой указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта.
По мнению ООО "Вагрант", проектная и аукционная документации не содержат параметров эквивалентности закупаемых товаров. В Техническом задании документации об аукционе установлено описание объектов закупки, краткие характеристики, объем работ согласно проектной документации шифр Р-26-15-К Водоотведение, шифр Р-26-15-В Водоснабжение, шифр Р-26-15-ЭМ Электроснабжение, шифр Р-26-15-АР Архитектурные решения, шифр Р-26-15-ТХ Технологические решения, шифр Р-26-15-ОВ Вентиляция, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе (далее - Проектная документация). При этом в пункте "Требования к используемым для выполнения работ материалам" Технического задания (Приложение N 1 к Информационной карте), являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, имеется примечание, что "...участник аукциона вправе использовать для выполнения работ материалы с товарными знаками отличными от тех, которые содержатся в Проектной документации".
Таким образом, проектная и аукционная документации не предполагают запрет на использование в процессе выполнения работ эквивалентных товаров.
2) По пункту N 3 жалобы:
10 мая 2016 года по решению заказчика в извещение о проведении электронного аукциона были внесены изменения, срок окончания подачи заявок был продлен, в следствии чего был изменен срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 24.05.2016г. (при условии, что запрос поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в данном аукционе). Порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе осуществляется в соответствии с положениями ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, ООО "Вагрант" при подаче жалобы была принята за основу аукционная документация в ранее действующей редакции".
Рассмотрев жалобу, представленные документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена указанным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.
Согласно требованиям части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией (техническая документация) установлена также в части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда сохранности объектов культурного наследия.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащею материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно- технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том что, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, в которой указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта.
В Техническом задании документации об аукционе установлено описание объекта закупки, краткие характеристики, объем работ согласно проектной документации шифр Р-26-15-К Водоотведение, шифр Р-26-15-В Водоснабжение, шифр Р-26-15-ЭМ Электроснабжение, шифр Р-26-15-АР Архитектурные решения, шифр Р-26-15-ТХ Технологические решения, шифр Р-26-15-ОВ Вентиляция, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции, шифр Р-26-15-АОВ Автоматизация отопления и вентиляции, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе (далее - Проектная документация). При этом в пункте "Требования к используемым для выполнения работ материалам" Технического задания (Приложение N 1 к Информационной карте), являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, имеется примечание, что "...участник аукциона вправе использовать для выполнения работ материалы с товарными знаками отличными от тех, которые содержатся в Проектной документации".
Таким образом, проектная и аукционная документации не предполагают запрет на использование в процессе выполнения работ эквивалентных товаров.
Согласно информации, представленной на сайте Единой информационной системы в сфере Закупок 10 мая 2016 года по решению заказчика в извещение о проведении электронного аукциона были внесены изменения, срок окончания подачи заявок был продлен, в следствии чего был изменен срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 24.05.2016г. (при условии, что запрос поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в данном аукционе). Порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе осуществляется в соответствии с положениями статьи 65 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия делает вывод о соответствии документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обстоятельства жалобы ООО "ВАГРАНТ" в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила: признать жалобу ООО "ВАГРАНТ" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 мая 2016 г. N 627
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016