Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.В. Меньшикова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика - МКУ "Дирекция эксплуатации зданий" администрации посёлка Тура (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Эвенкийский район п. Тура, ул. Кочечумская, 17 предназначенного для размещения жилых квартир, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда поселка Тура" на 2014-2018 годы" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300333016000006, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СО "Крас-Тендер" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Эвенкийский район п. Тура, ул. Кочечумская, 17 предназначенного для размещения жилых квартир, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда поселка Тура" на 2014-2018 годы" (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация электронного аукциона составлена с нарушениями требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Айменова М.А. (доверенность от 01.06.2016);
- представитель заказчика Киреев А.Н. (распоряжение N 22-ЛС от 09.02.2015, паспорт гражданина РФ).
ООО СК "Крас-тендер" уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы своего представителя не направило.
Из содержания жалобы следует, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями требований законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы, пояснил, что в извещении о проведении электронного аукциона на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Эвенкийский район п. Тура, ул. Кочечумская, 17, предназначенного для размещения жилых квартир, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда поселка Тура" на 2014-2018 годы в пункте 30 заказчик, в соответствии с требованиями подпунктом 8 пунктом 2 статьи 49 Закона о контрактной системе, указал на установленный им запрет: Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 установлен запрет допуска работ на территории Российской Федерации, которые осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Указанный запрет заказчиком указан, в соответствии с требованиями п.1 ст.50 Закона о закупках, и в пункте 14 аукционной документации.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Эвенкийский район п. Тура, ул. Кочечумская, 17 предназначенного для размещения жилых квартир, по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда поселка Тура" на 2014-2018 годы", номер извещения 0319300333016000006.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как указано в части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Данный запрет установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее соответственно - Постановление N 1457, Перечень)
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в соответствии с пунктом 14 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" информационной карты заказчиком установлены следующие ограничения "В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется в связи, с чем комиссия пришла к выводу, что доводы жалобы являются необоснованными.
При проведении внеплановой проверки, Комиссией по рассмотрению жалобы рассмотрены следующие положения аукционной документации.
Проведя анализ аукционной документации комиссия по рассмотрению жалобы установила, что заказчиком в аукционной документации указаны условия обеспечения исполнения контракта, в частности, касающиеся срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта. В пункте 16.4. проекте контракта указано: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 (один) месяц".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссией установлено, что проект контракта содержит следующие условия:
16.4 Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 (один) месяц.
В соответствии с разделом 4. "Сроки выполнения работ" п.4.2. проекта контракта заказчиком установлен срок начала работ - с момента заключения настоящего контракта. Срок завершения работ - 20 июля 2017г. К указанному сроку работы на Объекте, в том числе устранение замечаний Заказчика, должны быть выполнены и завершены в полном объеме. Работы по строительству Объекта считаются выполненными Подрядчиком после подписания Заказчиком акта приемки законченного строительством объекта по форме КС-11. Изменение сроков выполнения работ возможно только после оформления Дополнительного соглашения к настоящему Контракту по внесению изменений в Календарный план выполнения работ (приложение N2).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 527 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статьей 766 ГК РФ регламентировано, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Кроме указанных условий, в проект муниципального контракта также включаются положения в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе. Ограничений по сроку действия контракта Законом о контрактной системе не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
У участника закупки имеется возможность представить обеспечение исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии со сроком действия более месяца относительно срока действия контракта, так как заказчиком установлен конкретный срок действия контракта. Также у участника закупки имеется возможность выбрать способ обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет.
Таким образом, установление заказчиком срока банковской гарантии не противоречит Закону о контрактной системе.
Также комиссией установлено, что согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требования к энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, при оказании которых расходуется значительный объемы энергетических ресурсов.
При осуществлении работ исполнителем по указанному электронному аукциону не будет расходоваться значительные объемы энергетических ресурсов в связи с чем комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что установление данного требования в документации будет противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
-товары согласно приложению
-товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности. За исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил
-товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений
При производстве работ, являющихся объектом закупки, товары, перечисленные в приложении к правилам (пп. "а" п.3 Правил) не используются.
Пунктом 2 Требований установлено требование энергетической эффективности в отношении водоразборных смесителей и кранов для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны. Оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
Между тем, перечисленные в описании объекта закупки (приложение N4 к электронному аукциону) краны и смесители, предусмотрены для установки в каждом жилом помещении (квартире) многоквартирного жилого дома, предназначены для обслуживания только одной квартиры и не могут быть квалифицированы как оборудование, используемое в местах общественного пользования многоквартирного жилого дома.
Таким образом, перечисленные в пункте 2 Требований товары при производстве работ, являющихся объектом настоящей закупки не используются.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок
Так согласно Согласно пункту 4 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 913) изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Как указано в постановление Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений. Однако 31.12.2015 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (вместе с "Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок"). При изменении информации и документов, размещенных на официальном сайте, предыдущие редакции измененных информации и документов сохраняются и остаются доступными для ознакомления пользователями официального сайта.
Таким образом, в случае принятия заказчиком решения о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона и (или) о внесении изменений в аукционную документацию такие изменения вносятся непосредственно в извещение и (или) конкурсную документацию с сохранением предыдущих редакций измененных документов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Красноярского УФАС пришла к выводу, что действия заказчика не содержат признаков нарушения положений Федерального закона о контрактной системе.
Рассмотрев обстоятельства жалобы в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО СО "Крас-Тендер" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июня 2016 г. N 811
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016