Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта, рассмотрев жалобы ООО "АТОМ", ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ", ООО "Юридическое агентство "Глобал"" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: "Быстровозводимая крытая спортивная площадка в п. Тура, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края"" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "АТОМ", ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ", ООО "Юридическое агентство "Глобал"" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежали принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель Заказчика - Соболев Герман Юрьевич (доверенность от 24.05.2016);
- представитель Заказчика - Сизых Елизавета Валерьевна (доверенность от 24.05.2016).
ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "АТОМ" следует, что проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчиком не установлено в проекте контракта условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение в позиции 9 и 2, имеются расхождения между показателями установленными в аукционной документации с ГОСТ 24454-80 и ГОСТ 3282-74.
Из содержания жалобы ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ" следует, что Заказчиком не установлен документ, подтверждающий соответствие запрету и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Из содержания жалобы ООО "Юридическое агентство "Глобал"", что Заказчиком незаконно установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Заказчиком необоснованно включено требование в проект контракта о принятии от Муниципального заказчика по акту приема - передачи проектную документацию и помещения по месту проводимых работ. В акте приема - передачи помещения (объекта) Стороны отражают техническое состояние объекта, количество помещений, осуществляют совместный осмотр объекта и фото фиксацию. При выявлении причин и условий о невозможности начала проведения работ, Стороны отражают данные сведения в акте, с указанием мер по их устранению.
Заказчиком необоснованно включено требование в проект контракта о том, что в трехдневный срок от даты подписания Контракта предоставить Муниципальному заказчику на согласование и утверждение график производства работ (Приложение N 7 к Контракту), а так же письменно уведомить о дате начала работ и предоставить сведения, об ответственном лице от имени Подрядчика, имеющего право предоставлять интересы по месту проводимых работ.
В пункте 7 проекта контракта Заказчиком не установлено обеспечение исполнения контракта ни в процентном ни в суммовом выражении.
В приложении N 4 аукционной документации по мнению ООО "Юридическое агентство "Глобал"" невозможно прочитать.
Заказчиком при описании объекта закупки по несколько раз указаны характеристики отдельных материалов.
Из содержания жалобы ООО "СТРОЙИНСЕСТ" следует, что пункт 1.3 проекта контракта предполагает, что все работы будут выполнены подрядчиком самостоятельно.
Пункт 1.4 проекта контракта дает право подрядчику привлекать субподрядные организации.
В аукционной документации Заказчик при описании объекта закупки не указал на характеристики необходимого к поставке товара, а именно: каркас металлический, пена монтажная, гидроизоляционный материал, клей, герметик пенополиуретановый (пена монтажная), дюбели монтажные, клинья пластиковые монтажные, оконный блок.
Заказчиком не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Заказчик не согласился с доводами жалоб.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
Предметом электронного аукциона является "Выполнение работ по строительству объекта: "Быстровозводимая крытая спортивная площадка в п. Тура, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края"".
Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе и проекте контракта не установлено требование в соответствии с частями 5 и 6 статьи 30 Закона о контрактной системе о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, соответственно проект контракта не должен содержать условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В разделе 8 проекта контракта заказчиком установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться использованием, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В п/н 15 пункте 9 "Описание объекта закупки" указано - Пиломатериалы хвойных пород (лиственница или сосна или ель или кедр или пихта) должны представлять из себя бруски обрезные, сортом 1-3. Максимальная влажность пиломатериалов должна составлять не более 22%. Толщина, мм., 40-75. Ширина, мм., 75-150. Длина брусков требуется от 4,0 до 6,5 м. Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов должны быть: по длине, мм., не более +50 и -25; по толщине, менее, мм., 2,1; по ширине, мм., не более
3,0. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов, не более 1250 мкм. ГОСТ 18288-87. ГОСТ 24454-80. ГОСТ 8486-86.
В пункте 7 ГОСТа 24454-80 указано - предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов устанавливают, мм: по длине +50 и -25, что соответствует Описанию объекта закупки.
В п/н 45 пункте 2 "Описание объекта закупки" указано - Проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная диаметром 1,1 мм., повышенной или нормальной точности, первого или второго класса, предельные отклонения по диаметру проволоки не более -0,06 мм. ГОСТ 3282-74.
В ГОСТе 3282-74 установлено требование о предельном отклонении по диаметру не более -0,06 мм.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 не устанавливает требование к форме документа, подтверждающего соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им работы или услуги установленным запретам, Заказчиком в требованиях к участникам электронного аукциона применяются единые требования в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В Информационной карте аукциона в электронной форме установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами - в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки - обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В Информационной карте аукциона в электронной форме установлены требования к участникам аукциона, одним из них является обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Требование установленное в аукционной документации является единым требованием установленным Законом о контрактной системе.
Данное требование предъявляется лишь к интеллектуальным работам, на которые заказчик приобретает права.
В пункте 4.3.1 Проекта контракта указано - при исполнении Муниципальным заказчиком пункта 4.1.1. Контракта, принять от Муниципального заказчика по акту приема - передачи проектную документацию и помещения по месту проводимых работ. В акте приема-передачи помещения (объекта) Стороны отражают техническое состояние объекта, количество помещений, осуществляют совместный осмотр объекта и фото фиксацию. При выявлении причин и условий о невозможности начала проведения работ, Стороны отражают данные сведения в акте, с указанием мер по их устранению.
Условие об осмотре места проводимых работ являются условиями исполнения контракта, и служат для приемки подрядчиком объекта строительства в целостности для дальнейшего выполнения работ на объекте. Перечень необходимых для выполнения работ, установлен в соответствии с документацией электронного аукциона.
В пункте 4.3.2 Проекта контракта указано - в трехдневный срок от даты подписания Контракта предоставить Муниципальному заказчику на согласование и утверждение график производства работ (Приложение N 7 к Контракту), а так же письменно уведомить о дате начала работ и предоставить сведения, об ответственном лице от имени Подрядчика, имеющего право предоставлять интересы по месту проводимых работ.
Пунктом 3 проекта контракта установлен срок выполнения работ. Начало работ: в двадцатидневный срок от подписания Контракта. Окончание работ: до 30.11.2016.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 748 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставляемых материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Таким образом Заказчик имеет право согласовать график производства работ.
Согласно части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В разделе 7 Проекта контракта содержится обеспечение исполнения контракта.
Пунктом 7.2 Проекта контракта указано процентное значение обеспечения исполнения контракта от начальной максимальной цены контракта.
В пункте 7.3 Проекта контракта указано суммовое значение обеспечения исполнения контракта от начальной максимальной цены контракта.
Пунктом 7.10 Проекта контракта указано - в случае, если предложенная участником закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закон о контрактной системе.
Комиссией Красноярского УФАС России было проанализировано приложение N 4 аукционной документации, и было установлено, что все файлы аукционной документации открываются, имеют читаемый текст.
Приложение N 1 аукционной документации "Описание объекта закупки" после наименования каждой работы установлен перечень материалов, используемых в этой работе, что служит для участников закупки доведением полной информации об использовании в каждой работе конкретных материалов и является объективным описание закупки.
Пунктом 1.3 Проекта контракта установлено, что работы выполняются иждивением Подрядчика, из его материалов, собственными силами и средствами.
Пунктом 1.4 Проекта контракта установлено, что Подрядчик вправе выполнить работы, указанные в п. 1.1. Контракта лично, либо с привлечением субподрядных организаций.
Пункт 1.3 Проекта контракта не запрещает привлекать субподрядные организации для выполнения работ, так как согласно статье 704 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком приведен перечень материалов, используемых в работах, в том числе и без указания показателей, что не противоречит части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь статьей 106 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобы ООО "АТОМ", ООО "ТЕХНОСИНТЕЗ", ООО "Юридическое агентство "Глобал"" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ", необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 июня 2016 г. N 824
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2016