Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, П.М. Зинкеева, государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО НПФ "Резольвента" на действия Заказчика - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Проведение проектных и изыскательских работ на ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Путепровод через автомобильную дорогу на км 8+370 автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке "Малый обход г.Красноярска", Красноярский край" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО НПФ "Резольвента" на действия конкурсной комиссии при определении поставщика путем проведения конкурса (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы проведено в присутствии представителя заказчика Соломатова А.В. (доверенность от 21.01.2016), ООО НПФ "Резольвента" уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрении жалобы явку представителей не обеспечило.
Из содержания жалобы ООО НПФ "Резольвента" следует, что в рамках требований к участникам размещения заказа предъявляются требования о наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к различным видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства в области проектирования. Данный документ отсутствует у организаций, занимающихся инженерными изысканиями, поскольку относится к другим видам работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных друг с другом.
По мнению ООО НПФ "Резольвента" указанные действия заказчика нарушают права и законные интересы участников закупки.
Заказчиком представлены следующие пояснения:
"Согласно с ч.5.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Таким образом, Градостроительный кодекс РФ предоставляет возможность заказчику включать в один контракт проведение изыскательских и проектных работ, в соответствии с чем Заказчиком было установлено проведение проектных и изыскательских работ одним контрактом.
В соответствии с п.1 4.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ Заказчиком в конкурсной документации было установлено требование о наличии у участника закупки допуска саморегулируемой организации к работам по организации подготовки проектной документации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно разделу 2 Перечня, работы по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам. Конкурсная документация содержит работы, которые включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно:
в пункте 7.1 Технического задания (приложение 1 проекта контракта) установлено, что подрядчик должен разработать раздел охраны окружающей среды (ООС), что установлено п.9 раздела 2 Перечня;
- в последнем абзаце пункта 10.1 Технического задания установлено, что подрядчик должен провести предпроектное обследование, что установлено п. 12 раздела 2 Перечня;
- в пункте 14.3 Технического задания установлено, что подрядчик должен подготовить проект организации строительства, что установлено п.8 раздела 2 Перечня и т.д.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее подготовку проектной документации объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Таким образом, условием допуска к участию в закупке на подготовку проектной документации является наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно с части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Градостроительный кодекс РФ предоставляет возможность заказчику включать в один контракт проведение изыскательских и проектных работ, в соответствии с чем Заказчиком было установлено проведение проектных и изыскательских работ одним контрактом.
Заказчиком в конкурсной документации было установлено требование о наличии у участника закупки допуска саморегулируемой организации к работам по организации подготовки проектной документации.
Разделом II конкурсной документации определены виды работ по подготовке проектной документации, а именно - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Согласно разделу 2 Перечня, работы по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам. Конкурсная документация содержит работы, которые включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно:
- в пункте 7.1 Технического задания (приложение 1 проекта контракта) установлено, что подрядчик должен разработать раздел охраны окружающей среды (ООС), что установлено пунктом 9 раздела 2 Перечня;
- в последнем абзаце пункта 10.1 Технического задания установлено, что подрядчик должен провести предпроектное обследование, что установлено пунктом 12 раздела 2 Перечня;
- в пункте 14.3 Технического задания установлено, что подрядчик должен подготовить проект организации строительства, что установлено пунктом 8 раздела 2 Перечня.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее подготовку проектной документации объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Таким образом, условием допуска к участию в закупке на подготовку проектной документации является наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
На основании изложенного Комиссия делает вывод об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе ,прав и законных интересов участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы ООО НПФ "Резольвента" в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила: признать жалобу ООО НПФ "Резольвента" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 июня 2016 г. N 771
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016