Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя - начальник отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России;
члены Комиссии: <_> - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России, ,
при участии:
- представителей заказчика - Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - Заказчик) <_> (доверенность от 08.06.2016г. N241), <_> (доверенность от 08.06.2016г. N239)
- представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Техно-Лайн" (далее - Общество, заявитель) <_> (доверенность б/н от 08.06.2016г.),
- представителя заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Техосмотр38" (далее - ООО "Техосмотр38") <_> (доверенность б/н от 08.06.2016г.),
в присутствии <_>,
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупки, связанные с рассмотрением заявок на участие в аукционе в электронной форме на оказание услуг по техническому осмотру транспортных средств (реестровый N0134200012216000033) (далее - Аукцион) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 03.06.2016г. поступила жалоба Общества.
В соответствии с доводами жалобы, заявитель полагает, что вторая часть заявки Общества неправомерно признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
Также заявитель указывает, что содержание протокола подведения итогов не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлено письменное возражение на жалобу Общества, согласно которому заявка Общества была признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в связи с отсутствием в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям. Заказчик полагает свои действия в рамках Аукциона соответствующими требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
28.04.2016г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N0134200012216000033 (далее - извещение об Аукционе) и документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по техническому осмотру транспортных средств (далее - документация об Аукционе).
Позднее, 29.04.2016г. и 06.05.2016г. в документацию об Аукционе были внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 446 645,00 рублей.
18.05.2016г. в ЕИС размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.05.2016 N0134200012216000033-1, в соответствии с которым на участие в Аукционе было подано 5 заявок участников закупки, решением комиссии по осуществлению закупок все 5 участников закупки допущены к участию в Аукционе и признаны его участниками.
Процедура проведения Аукциона состоялась 23.05.2016г. В Аукционе приняли участие 4 участника Аукциона. В ходе Аукциона лучшее предложение о цене контракта (283 000,00 рублей, что на 36,64% ниже начальной (максимальной) цены контракта) было сделано участником закупки, подавшем заявку с порядковым номером 5 - ООО "Техосмотр38". Второе после победителя предложение о цене контракта (285 900,93 рублей, что на 35,99% ниже начальной (максимальной) цены контракта) было сделано участником закупки, подавшем заявку с порядковым номером 3 - заявителем.
26.05.2016г. опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.05.2016 N0134200012216000033-3 (далее - Протокол), в соответствии с которым заявки двух участников закупки - ООО "Техосмотр38" и заявителя признаны несоответствующими Закону о контрактной системе и документации об Аукционе.
При этом, в качестве обоснования принятого решения в Протоколе было указано: "На основании ч.6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Какого-либо иного обоснования принятого комиссией по осуществлению закупок решения в Протоколе не содержалось.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен в ст.69 Закона о контрактной системе.
Так, в силу ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, в нарушение ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе размещенный в ЕИС Протокол не содержит указаний положений документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников Аукциона, подавших заявки с порядковыми номерами 5 и 3 и положений указанных заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе. Указанное нарушение не позволило участникам Аукциона, подавшим заявки с порядковыми номерами 5 и 3 установить причины признания указанных заявок не соответствующими требованиям документации об Аукционе.
В этой связи, довод заявителя об оформлении Протокола с нарушением Закона о контрактной системе является обоснованным.
Из представленных Заказчиком возражений следует, что комиссия по осуществлению закупок приняла решение о признании второй части заявки Общества не соответствующей требованиям документации об Аукционе по причине отсутствия в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям.
Рассмотрев по существу обоснование принятого решения о признании несоответствующей заявки Общества, исследовав материалы дела, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.
В п.18 Информационной карты электронного аукциона содержится указание об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе содержатся в п.20 Информационной карты электронного аукциона.
Так, помимо прочего, в п.20 Информационной карты электронного аукциона указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного пунктом 19 информационной карты электронного аукциона.
В пункте же 19 Информационной карты электронного аукциона указаны сведения в отношении преимуществ, предоставляемых учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, определено, что данные преимущества не установлены.
Следовательно, из положений документации об Аукционе не следует обязанности представления участниками закупки декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлен запрет на принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи.
Таким образом, комиссией по осуществлению закупок при принятии решения о признании несоответствующей требованиям документации об Аукционе заявки Общества в связи с отсутствием в составе его заявки декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям нарушены положения ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя о неправомерном признании несоответствующей требованиям документации об Аукционе заявки Общества также является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе).
Как было указано ранее, в п.18 Информационной карты электронного аукциона содержится указание об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, Заказчик обязан был установить требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе содержатся в п.20 Информационной карты электронного аукциона.
Так, помимо прочего, в п.20 Информационной карты электронного аукциона указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного пунктом 19 информационной карты электронного аукциона.
В пункте же 19 Информационной карты электронного аукциона указаны сведения в отношении преимуществ, предоставляемых учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, определено, что данные преимущества не установлены.
Таким образом, в документации об Аукционе в нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе не содержится требования о предоставлении в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из представленных Заказчиком возражений следует, что комиссия по осуществлению закупок приняла решение о признании второй части заявки ООО "Техосмотр38" не соответствующей требованиям документации об Аукционе по причине непредставления в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие запретам и ограничениям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457).
Рассмотрев по существу обоснование принятого решения о признании несоответствующей заявки ООО "Техосмотр38", исследовав материалы дела, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно частям 6,7 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе помимо прочего должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществления закупки товаров, работ, услуг устанавливают на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N1457, также может быть установлено заказчиком на основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, в п.15 Информационной карты электронного аукциона установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе в пп.9 указанного пункта содержится следующее требование: "С 01.01.2016 организации под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые гражданами Турции и (или) организациями, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики не вправе выполнять работы, оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457)".
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе представление указанных документов участником в составе второй части заявки уже предусмотрено.
В части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики установлено, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Указанный вывод подтверждается также совместным письмом Министерства экономического развития Российской Федерации N12589-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы NАЦ/28993/16 от 28.04.2016г.
В документации об Аукционе не установлено требования о представлении участниками закупки в составе заявки каких-либо документов, подтверждающих соответствие участника закупки запретам и ограничениям, установленным согласно Постановления N1457.
В этой связи, принятие комиссией по осуществлению закупок решения о признании второй части заявки ООО "Техосмотр38" несоответствующей требованиям документации об Аукционе по причине непредставления документов, подтверждающих соответствие запретам и ограничениям, установленным в соответствии с Постановлением N1457 нарушает положения ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Регламентом ФАС,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техно-Лайн" обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок заказчика - Агентства лесного хозяйства Иркутской области нарушившей ч.ч.7,8 ст.69 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика - Агентства лесного хозяйства Иркутской области нарушившим п.7 ч.5 ст.66, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования аукциона в электронной форме (реестровый N0134200012216000033).
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
7. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 июня 2016 г. N 385
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016