Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Общества с ограниченной ответственностью "Медтехника" (далее - ООО "Медтехника", заявитель), Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеудинская районная больница" (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о запросе котировок, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Медтехника" на положения извещения о проведении запроса котировок на поставку медицинских товаров для ПАО.
В соответствии с доводами жалобы в запросе котировок вместе с поставляемым товаром, поставщик обязан передать копию регистрационных удостоверений, что делает условия данного запроса котировок невыполнимыми, так как ни одна организация на территории РФ не имеет регистрационное удостоверение на товары указанные в позициях NN 8, 9 (иглы припоровальные, иглы хирургические). Заявитель указывает, что включение в состав одного лота товаров, производимых широким кругом компаний и в то же время выставление требования о наличии Регистрационного удостоверения, имеющегося у единственного производителя - ООО "ЭргоПродакшн" (позиции NN 10,11), является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников закупки, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Также, по мнению ООО "Медтехника", невозможно определить какой объем товара необходим для нужд заказчика по позиции 4 Технического задания. Заявитель считает, что необходимо исключить из состава лота позиции, которые технологически и функционально не связанны с остальными товарами, используемыми в гистологических исследованиях, в частности, позиции N 12-16. Кроме того, заявитель утверждает, что по состоянию на 01.06.2016г. заказчиком не дан ответ на запрос ООО "Медтехника" о разъяснении положений извещения о проведении запроса котировок.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
Заказчиком 24.05.2016г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0334300052016000146 о проведении запроса котировок на поставку медицинских товаров для ПАО.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении запроса котировок должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Описание объекта закупки содержится в части III извещения о проведении запроса котировок.
В соответствии с возражениями заказчика вместе с поставляемым товаром, поставщик обязан передать копии регистрационного удостоверений на позицию 8 "Иглы припоральные", позицию 9 "Иглы хирургические", позицию 10 "Набор ЦильНильсон", позицию 11 "Набор Ван-Гизон".
На странице 1 сформированного заказчиком извещения о запросе котировок, в части III извещения указано, что качество товара должно соответствовать государственным стандартам Российской Федерации и подтверждаться прилагаемыми при поставке документами удостоверяющими качество (декларация соответствия (сертификат соответствия в случае обязательной сертификации); регистрационное удостоверение) на каждую партию товара.
Пунктом 5.4.3 проекта контракта, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, предусмотрено, что поставщик обязан обеспечивать соответствие товара требованиям качества, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, техническим регламентам, а также иным требованиям), в случае, если данные требования установлены законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия полагает, что при поставке предусмотренного контрактом товара поставщик предоставляет регистрационное удостоверение только на тот товар, для которого действующим законодательством Российской Федерации установлено соответствующее требование.
Довод заявителя относительно непредоставления заказчиком ответа на запрос ООО "Медтехника" Комиссия считает необоснованным, поскольку положениями Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрено право участника закупки на подачу запроса о разъяснении положений извещения о проведении запроса котировок и обязанность заказчика давать разъяснения положений извещения о проведении запроса котировок.
ООО "Медтехника" в своей жалобе утверждает, что позиции N 12-16 части III извещения о запросе котировок являются медицинскими изделиями, применяемыми при проведении гистологических исследований. При этом, остальные позиции не относятся к медицинским исследованиям, применяемым в гистологических исследованиях и технологически и функционально не связанны с остальными товарами.
При этом, в позициях 12-16 заказчиком запрашиваются следующие товары: бахилы (12), перчатки гинекологические (13), перчатки гинекологические (14), перчатки гинекологические (15), перчатки плотные неопудренные (16), которые, в свою очередь, не относятся к медицинским изделиям, применяемым при гистологических исследованиях.
Таким образом, изложенные в жалобе доводы не соответствуют фактическим обстоятельства дела.
Вместе с тем, Комиссия, изучив часть III извещения о проведении запроса котировок, приходит к выводу, что заказчик необоснованно в одной закупке закупает, в том числе "Набор ЦильНильсон" (п. 10), "Набор Ван-Гизон" (п. 11), которые функционально и технологически не связаны с товарами, указанными в других позициях части III извещения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки в указанной части носит необъективный характер, следовательно, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
При проведении внеплановой проверки, Комиссией также выявлено следующее нарушение в действиях заказчика.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 73 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Часть 3 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: 1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара; 2) предложение о цене контракта; 3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов; 4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; 5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона; 6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается (ч. 4 ст. 73 Федерального закона N 44-ФЗ).
В прикрепленной к извещению о проведении запроса котировок форме котировочной заявки заказчик требует от участников закупки в обязательном порядке указывать ОГРН, почтовый адрес, телефон, электронную почту.
Вместе с тем, в нарушение п. 4 ч. 3 ст. 73 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком в форме котировочной заявки не предусмотрено указание участниками закупки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
Кроме того, в форме котировочной заявки содержится декларация участника закупки о правомочности заключать контракта. Однако, п. 2 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающий правомочность участника закупки заключать контракт, утратил силу на основании Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, при формировании извещения о запросе котировок заказчиком допущено нарушение ч.ч. 3, 4 ст. 73 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.ч. 3, 4 ст. 73 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования запроса котировок.
4. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 июня 2016 г. N 384
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016