Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>,
при участии представителей Акционерного общества "СОГАЗ" (далее - Общество, Заявитель) - <_>, <_>, <_>; представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Заказчик) - <_>;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об открытом конкурсе на прочую закупку товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд (Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления Роспотребнадзора по Иркутской области), извещение N 0134100006016000090 (далее - открытый конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 июня 2016 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об открытом конкурсе.
Заявитель считает, что установление Заказчиком в документации об открытом конкурсе такого показателя нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе как количество мотивированных отказов потерпевшим по их требованиям о прямом возмещении убытков является незаконным, противоречит требованиям, установленным статьями 8, 32 Федерального закона N 44-ФЗ, и приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Согласно указанным возражениям Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 27 мая 2016 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены Извещение о проведении открытого конкурса для закупки N 0134100006016000090, а также Документация на проведение открытого конкурса с целью определения поставщика на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления Роспотребнадзора по Иркутской области (далее - Конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 124 068 руб. 29 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к следующим выводам.
Пунктом 27 раздела 2 "Информационная карта" Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе: цена контракта, а также качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг в соответствии с приложением к пункту 27.
В соответствии с Приложением к пункту 27 Информационной карты - Критерии оценки заявок на участие в конкурсе одним из показателей критерия "Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг" является "Количество мотивированных отказов потерпевшим по их требованиям о прямом возмещении убытков (ед.) за 2013 г. (Согласно данным формы 1-С участника закупки за 2013 г., строка 710)".
Предложение участников закупки по данному показателю оценивается следующим образом: менее 2000 отказов оценивается в 30 баллов, более - 0 баллов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает в том числе такой критерий как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Частью 8 названной статьи установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно с подпунктом "б" пункта 4 названных правил критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" характеризуется как нестоимостной.
Пунктом 10 данных правил урегулировано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 2 статьи 8, части 9 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, количество мотивированных отказов потерпевшим по их требованиям о прямом возмещении убытков является характеристикой не оказанных услуг, а самого исполнителя.
Пункт 25 вышеназванных правил, часть 9 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ не позволяют заказчикам в рамках критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" устанавливать показатели, характеризующие участника закупки.
Кроме того, количество мотивированных отказов прямо пропорционально количеству заключенных договорах об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и в результате установления количества таких отказов в качестве показателя оценки заявок Заказчик создает необоснованное преимущество страховым организациям с небольшим количеством заключенных договоров страхования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу Общества обоснованной;
2. признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 8, часть 9 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. направить копии решения и предписания Заказчику, Заявителю;
4. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 июня 2016 г. N 408
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016