Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России
|
Заказчика - администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" |
Г.Э. Гринцевича С.В. Волдайкина |
представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
в отсутствие представителя заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300003816000048) на выполнение работ по объекту "Прокладка тепловых сетей с устройством тепловых пунктов в г. Зеленоградске Калининградской области" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 29.05.2016 поступила жалоба Заявителя (вх. N 3343 от 30.05.2016) на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании документации об Аукционе Заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) установление сроков оплаты выполненных работ в течение 180 дней, по мнению Заявителя, содержит коррупционную составляющую, поскольку дает возможность производить оплату как через один день, так и через 180 дней, т.е. ставит срок оплаты в зависимость от отношений заказчика и подрядчика и нарушает принципы контрактной системы, установленные ст. 6 Закона о контрактной системе;
2) неустановление условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, по мнению Заявителя, является нарушением ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе;
3) установление избыточного требования к участникам Аукциона по обладанию участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, по мнению Заявителя, нарушает п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку в рамках данной закупки Заказчик не приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
Документация об аукционе в электронной форме сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе ст. 64 Закона о контрактной системе.
Положениями документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. Указанный перечень полностью соответствует статье 31 Закона о контрактной системе.
Требований, не предусмотренных Законом о контрактной системе, в документации об Аукционе, по мнению Заказчика, не установлено.
В п. 4.5.8 проекта контракта включено условие об ответственности генерального подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, запросов о разъяснении положений документации об Аукционе по доводам, изложенным в жалобе Заявителя не поступало, из чего следует, что участникам закупки понятны положения документации об Аукционе в данной части.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
29.04.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0135300003816000048) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 800 020,00 рублей.
1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Пунктом 3.7 проекта контракта установлено, что Заказчик в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, при условии доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств, обязуется перечислить на счет Генерального подрядчика твердую цену контракта, в следующем порядке:
- оплата выполненных Работ в пределах 95% от цены Контракта производится, по факту выполнения работ пропорционально выполненным работам, на основании подписанных Заказчиком, Заказчиком-застройщиком и Генеральным подрядчиком справок о стоимости выполненных работ затрат по форме КС-3, и актов выполненных работ по форме форма КС-2, выполненных в соответствии с проектной и рабочей документацией, с учетом применения понижающего коэффициента (процента снижения начальной цены), рассчитанного в соответствии с условиями Контракта, в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с даты подписания актов.
- окончательный расчет осуществляется после подписания Заказчиком, Заказчиком-застройщиком и Генеральным подрядчиком акта приемки законченного строительством Объекта и получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с даты подписания акта.
Таким образом, Заказчиком определен порядок и срок оплаты выполненных работ.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что финансирование закупки осуществляется согласно адресной инвестиционной программы муниципального образования "Зеленоградский район" на 2016 год, в связи с чем Заказчик поставлен в прямую зависимость от поступления денежных средств в рамках финансирования данной программы.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих ущемление прав и законных интересов участников закупки.
2. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п. 16 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено требование к Генеральному подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п. 4.5.8 проекта контракта в случае если Генеральный подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, Генеральный подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения, должен составлять 15 процентов от цены Контракта. При привлечении к производству Работ субподрядчиков предоставить Заказчику для согласования список возможных субподрядчиков и поставщиков по любым видам работ, оборудования, материалам и комплектующим изделиям до подписания договоров с этими субподрядчиками и поставщиками. Согласие или отказ должны быть сообщены Заказчиком Генеральному подрядчику письменно в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения вышеуказанного списка от Генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению Контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
Размеры гражданско-правовой ответственности определены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Вместе с тем, в проекте контракта не установлен размер ответственности Генерального подрядчика за неисполнение условий, определенных п. 4.5.8 проекта контракта, что нарушает ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Из буквального содержания указанной нормы следует, в каких именно случаях она подлежит применению.
Пунктом 32 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (подпункт 7).
При формировании извещения на официальном сайте в части установления требований к участникам закупки исключить указанный пункт технически невозможно. Так как единые требования к участникам закупки установлены во вкладке в разделе "требования к участникам", то его исключение из состава аукционной документации приведет к расхождению с информацией, отображенной в извещении об осуществлении закупки, в связи с чем может ввести участников закупки в заблуждение.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным, в том числе пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Закон указывает на обязательность декларирования соответствия участника аукциона всем требованиям, установленным Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих ущемление прав и законных интересов участников закупки.
Таким образом, доводы Заявителя в данной части не обоснованы.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию муниципального образования "Зеленоградский городской округ" нарушившим ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены Комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 3 июня 2016 г. N КС-129/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2016