Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
Заказчика - Калининградской таможни (далее - Заказчик)
Заявителя - ООО "Информационный корпоративный сервис" (далее - Заявитель)
Заинтересованного лица - ООО "Балтик Стайл" |
С.Н. Глухова Т.А. Биженко Е.С. Массовой
К.А. Кучушева М.И. Драгулова
Ю.В. Марчева |
представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности;
представителя по доверенности; представителя по доверенности;
представителя по доверенности; |
рассмотрев жалобу Заявителя на действия на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по монтажу структурированной кабельной системы административного здания и контрольно-пропускного пункта Калининградской областной таможни, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Артиллерийская, 26" (извещение N 0335100003116000068) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 27.05.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе - конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Из условий аукционной документации (п. 1.2 проекта государственного) контракта следует, что исполнитель обязан выполнить работы в полном соответствии с технорабочим проектом (Приложение 1 к контракту), локальной сметой (приложение 2 к контракту) и календарным планом работ (приложение 3 к контракту).
Информация, содержащаяся в локальной смете (N 02-01-01) подтверждает, что в ходе выполнения работ исполнитель обязан использовать товар, например: монтажная плата OSTEC (п. 5), песок (п. 24), кабель (п. 29), шкаф (п. 42), блок розеток (п. 46) и др.
Вместе с тем, п.п. 2 п. 18 информационной карты заказчиком установлено требование к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе - только согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работ.
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, не установлены в документации требования к товарам, используемым при производстве работ, минимальных и максимальных значений показателей товара, а также соответствующие требования к содержанию первой части заявок в части необходимости указания в них конкретных показателей используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
По мнению Заявителя, в нарушение указанной нормы локальная смета (N 02-01-01), являющаяся приложением к государственному контракту и, соответственно, частью документации об Аукционе содержит указания в отношении товарных знаков, производителя и наименование места происхождения товара, в частности:
- OSTEC (п.п. 2.3.4.5.6 и др.);
- Eurolan (п.п. 29,31,34,35 и др.);
- Финляндия (п.п. 9.10,17,18 и др.);
- блок розеток REM-16 (п. 46);
- "METRA" (Legrand) (п.п. 49, 50, 51).
Кроме того, технорабочий проект (приложение 1 к проекту государственного контракта) содержит следующую информацию:
"- пункт 5.2.2 Выбор оборудования и материалов для построения СКС: Производителем компонентов СКС выбрана компания Solutions Eurolan Europe AB (Швеция)... Производителем электромонтажных коробов выбрана компания Legrand (Франция)... Производителем настенных и напольных ТШ является компания ЦМО (Республика Беларусь)... Производителем электромонтажных металлических лотков выбрана группа компаний Остек_
- 5.2.3 Требования к монтажу СКС: СКС должна строиться из компонентов одного производителя... Применение кабелей сторонних производителей не допускается...Монтаж СКС должен производиться только авторизованной производителем СКС монтажной организацией, с использованием только компонентов данного производителя СКС. Авторизация монтажной организации должна подтверждаться сертификатом на право распространять условия гарантийного обязательства производителя СКС на смонтированные монтажной организацией СКС. Авторизация также должна подтверждаться данными на сайте производителя СКС с указанием в сертификате и на сайте производителя СКС названия и атрибутов монтажной организации, позволяющих однозначно идентифицировать ее. Монтажная организация должна перед началом работ передать Получателю заверенную копию своего сертификата, а также ссылку на сайт производителя СКС, где указана авторизация. Без подтверждения авторизации монтажная организация к работам не допускается.
- 5.2.5 Требования к гарантийным обязательствам: По окончанию работ монтажная организация должна представить Получателю официальные гарантийные обязательства (гарантийный сертификат) от производителя СКС. Срок действия гарантийного обязательства исчисляется с момента сдачи СКС Получателю. На СКС должна быть предоставлена стандартная системная гарантия от компании производителя СКС сроком не менее 15 лет. Под производителем понимается компания разработчик СКС, производящая сертифицированные в Российской Федерации компоненты СКС и предоставляющая системную гарантию на параметры СКС конечному пользователю... Для выполнения гарантийных обязательств производитель компонентов СКС должен иметь действующее официальное представительство в РФ. Если производитель СКС не имеет такого представительства, то его продукция не может использоваться в рамках данного проекта".
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заявитель полагает, что в нарушение указанной выше нормы требования заказчика к работам и исполнителю кардинально огранивают число потенциальных участников Аукциона.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В целях оснащения административного здания Калининградской областной таможни структурированной кабельной системой (далее - СКС) был разработан технорабочий проект. На разработку проектно-сметной документации Калининградской областной таможней проводился электронный аукцион в 2015 г., по результатам которого, победителем признано ООО "Балтик-стайл".
Конкретные наименования производителей в технорабочем проекте указывались разработчиком проектно-сметной документации для технико-экономического обоснования разрабатываемого решения по монтажу СКС с учетом выбранных материалов.
Для обоснования начальной максимальной цены контракта разработчиком проектно-сметной документации формировалась локальная смета, в которой также требовалось указать ценовые показатели, применяемых компонентов и материалов.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
11.05.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона (N 0335100003116000068) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 263 267,00 рублей.
1. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1.1. раздела 3 "Государственный контракт на выполнение работ по монтажу структурированной кабельной системы" документации Аукциона (далее - Проект контракта) определено, что подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по монтажу структурированной кабельной системы (далее - СКС) административного здания и контрольно-пропускного пункта Калининградской областной таможни, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Артиллерийская, 26 (далее - работы), и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В силу пункта 1.2. Проекта контракта работы выполняются в полном соответствии с технорабочим проектом (приложение 1 к контракту), локальной сметой (приложение 2 к контракту) и календарным планом работ (приложение 3 к контракту).
Информация, содержащаяся в локальной смете (N 02-01-01) подтверждает, что в ходе выполнения работ исполнитель обязан использовать товар.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе - конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Вместе с тем, согласно пункту 18 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации Аукциона (далее - Информационная карта) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работ.
Таким образом, действия Заказчика в части установления требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 19 Закона начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика даны пояснения о том, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком применялся проектно-сметный метод (локальная смета 02-01-01).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статья 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в составе документации об Аукционе, представленной на заседание Комиссии, а также опубликованной на официальной сайте, отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться).
Таким образом, действия Заказчика в данной части нарушают положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 5.2.5. технорабочего проекта (приложение 1 к Проекту контракта) "требования к гарантийным обязательствам: По окончанию работ монтажная организация должна представить Получателю официальные гарантийные обязательства (гарантийный сертификат) от производителя СКС. Срок действия гарантийного обязательства исчисляется с момента сдачи СКС Получателю. На СКС должна быть предоставлена стандартная системная гарантия от компании производителя СКС сроком не менее 15 лет. Под производителем понимается компания разработчик СКС, производящая сертифицированные в Российской Федерации компоненты СКС и предоставляющая системную гарантию на параметры СКС конечному пользователю... Для выполнения гарантийных обязательств производитель компонентов СКС должен иметь действующее официальное представительство в РФ. Если производитель СКС не имеет такого представительства, то его продукция не может использоваться в рамках данного проекта".
Пунктом 4.1.1. Проекта контракта подрядчик обязан выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2, 1,3 и календарным планом работ (приложение 3 к контракту) и сдать результаты работ Заказчику в соответствии с условиями контракта.
Согласно части 1 статьи 722 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Частью 2 статьи 722 ГК РФ гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
В силу части 5 статьи 723 ГК РФ подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивают круг потенциальных участников закупки.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Информационный корпоративный сервис" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1, часть 2, часть 3 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать единой комиссии Заказчика, Заказчику, оператору электронной площадки (в рамках имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 июня 2016 г. N КС-126/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2016