Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой
Л.В.Шевченко |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: Администрации МО "Зеленоградского городского округа", ООО "Капитал" |
Г.Э. Гринцевича С.В. Волдайкина
К.Ю.Лиц |
уполномоченного специалиста; уполномоченного специалиста;
уполномоченного специалиста; |
рассмотрев жалобу ООО "Капитал" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации МО "Зеленоградский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300003816000049) на право заключения муниципального контракта выполнение работ по объекту "Реконструкция улицы Курортный проспект в г. Зеленоградск Калининградской области" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 27.05.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
ООО "Капитал" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заявитель сообщает о том, что Закон о контрактной системе предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями документации об Аукционе, предоставление сведений о сырье и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Вместе с тем, например, пунктом:
26. Бетонные смеси тип 2 Приложения N1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования .... "Содержание зерен слабых пород в гравии и щебне из гравия (в случае их применения) не должно превышать 10 %, Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень, кислое стекло и др.) - по ГОСТ 8269.0; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на S03 - не более 1,5 % по массе для крупного заполнителя и 1,0 % по массе - для мелкого заполнителя; пирит в пересчете на S03 - не более 4 % по массе; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) - 10 % по объему для крупного заполнителя и 1 % по массе - для мелкого заполнителя; магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин, фосфорит, являющиеся породообразующими минералами, - каждый в отдельности 10 %, а в сумме - 15 % по объему; галоиды (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - 0,1 % по массе для крупного заполнителя и 0,15 % по массе - для мелкого заполнителя; свободное волокно асбеста - 0,25 % по массе; уголь - 1 % по массе. Максимальное содержание фракций в крупном заполнителе, % от массы: от 5(3) до 10 мм, не должно превышать 40, свыше 10 до 20 мм от 60."
В пункте 77. Бетон тип 1 Приложения N1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено ...." Щебень должен быть из изверженных и метаморфических пород, или щебень из осадочных пород, или щебень из гравия. Крупные заполнители должны иметь среднюю плотность зерен от 2000 до 3000 кг/мЗ. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне, или щебне из гравия и в гравии не должно превышать 1%. Марка по дробимости щебня или гравия должна быть не ниже 800. Наличие в крупном заполнителе глины в виде отдельных комков: должны отсутствовать. Марка по истираемости в полочном барабан И-I или И-П . Содержание зерен слабых пород в щебне или щебне из гравия не должно превышать 5% массы. Морозостойкость щебня или гравия не ниже F100. Крупный заполнитель должен применяться в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Наибольшая крупность зерен заполнителя (фракции стандартные) не должна превышать 20 мм. Фракция крупного заполнителя св.5(3 до 20 мм и/или св. 10 до 20 мм. Содержание фракции в крупном заполнителе св. 10 до 20 мм не должно быть менее 60%. Допустимое содержание в заполнителях пород и минералов, отнесенных к вредным примесям, не должно превышать значений, ГОСТ 26633-2012. В качестве мелких заполнителей для бетона должен применяться природный песок или песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью от 2000 до 2800 кг/мЗ".
Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками Аукциона в составе заявок веществ и материалов, используемых при изготовлении товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пунктах 14,15 Приложения N 1 к Техническому заданию об Аукционе, Заказчикам установлены следующие требования: Трубы должны соответствовать требованиям стандартов: "Технические рекомендации по проектированию и монтажу каналов связи из полиэтиленовых труб с двухслойной стенкой. ТР 169 -05", М., ГУП "НИИ Мосстрой", 2005 г, СТО 47022248-0047-2007 "Трубы гибкие гофрированные двустенные для электропроводки и кабельных линий и дренажа.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", "Технические рекомендации по проектированию и монтажу каналов связи из полиэтиленовых труб с двухслойной стенкой. ТР 169-05", М., ГУП "НИИ Мосстрой", 2005 не являются национальным стандартом. На сайте ГУП "НИИ Мосстрой" http://www.niimosstroy.ru/ не содержится информации содержащей Технические рекомендации по проектированию и монтажу каналов связи из полиэтиленовых труб с двухслойной стенкой. ТР 169-05", М., ГУП "НИИ Мосстрой", 2005.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Технические рекомендации по проектированию и монтажу каналов связи из полиэтиленовых труб с двухслойной стенкой. ТР 169-05", М., ГУП "НИИ Мосстрой", 2005 не являются общедоступной информацией.
В пункте 72 Знаки дорожные тип 5 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования: Знак запрещающий, диаметром до 700 мм., Знак запрещающий, диаметр 700 мм., Ширина наружной каймы не более 10 мм.
Согласно проектной документации: Раздел 2 "Проект полосы отвода" 04-03/13-ППО Том 2, лист N 9 Ведомость потребности технических средств. Запрещающие знаки. Въезд запрещён (3.1). Движение запрещено (3.2).
В Техническом задании указана группа знака - ЗАПРЕЩАЮЩИЙ и указана ширина наружной каймы не более 10 мм, однако, согласно п. 3.14 ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", на знаках 2.7, 3.1, 4.1.1 - 4.7, 5.1 - 5.22, 5.27 - 5.34,6.1 - 6.8.3, 7.1 - 7.18. ширина наружной каймы должна быть 20 мм.
В пункте 73. Знаки дорожные тип 6 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования: Лицевая сторона: световозвращающая пленка в соответствии с требованиями ГОСТ 52290- 2004., Знаки должны быть дорожные, особых предписаний. Ширина наружной каймы не должна превышать 10 мм.
Согласно Проектной документация: Раздел 2 "Проект полосы отвода" 04-03/13-ППО Том 2, лист N9 Ведомость потребности технических средств. Знаки особых предписаний. Пешеходный переход (5. 19. 1). Пешеходный переход (5. 19. 2). Пешеходная зона (5. 33).
В Техническом задании документации об Аукционе указана группа знака - ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ и указана ширина наружной каймы не более 10 мм, однако, согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", на знаках 2.7, 3.1, 4.1.1 - 4.7, 5.1 - 5.22, 5.27 - 5.34,6.1 - 6.8.3, 7.1 - 7.18. ширина наружной каймы должна быть 20 мм.
Пунктом 94 Наконечник кабельный тип 1 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования: Кабельные наконечники должны изготовляться из медных труб марки М2 по ГОСТ 617-72 или из меди других марок по качеству аналогичных марке М2. Данный ГОСТ не действует на территории РФ с 1992.
Заявитель просит рассмотреть поданную им жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе устанавливает одно из требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе. Требований к инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе пункт 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ не содержит."
Инструкция размещена в составе аукционной документации. Инструкцией четко определено:
"1.8. Номенклатура показателей качества, необходимых для характеристики потребительских свойств продукции; перечень видов продукции, на которые устанавливается номенклатура показателей качества; указания по определению количественных значений показателей качества; указания по применению показателей качества в зависимости от вида решаемых задач; термины и определения указаны в соответствии с Государственными стандартами РФ, в том числе СПКПС, входящих в Систему показателей качества продукции в виде специальной классификационной группы."
Для товара "Бетон", "Бетонные смеси" установлен ГОСТ 4.212-80 Система показателей качества продукции (СПКП). Строительство. Бетоны. Номенклатура показателей (с Изменением N 1).
В ГОСТ указаны нормируемые показатели к бетону:
Номенклатура показателей качества по критериям, единицы измерения и условные обозначения показателей качества приведены в таблице.
Наименование критериев, показателей качества и единицы измерений
Условное обозначение показателей качества
Технический уровень
Показатели конструктивности (состава) бетонной смеси и бетона
Вид исходных материалов (вяжущего, заполнителей и добавок) -
Расход исходных материалов:
Вяжущего, кг/м
Заполнителей, кг/м
Добавок, % от массы цемента -
Затворителя (воды, дм /м и т.п.)
Соотношение исходных материалов по массе или по объему
Отношение массы воды и вяжущего по массе
Наибольшая крупность заполнителя, мм
Воздухосодержание бетонной смеси в уплотненном состоянии, %
Показатели назначения (физико-механических свойств) бетона
Нормируемая прочность с указанием сроков ее достижения; требуемая с учетом однородности и фактическая прочность, МПа, Н/см (кгс/см )
Прочность на сжатие
Прочность на растяжение осевое
Прочность на растяжение при изгибе
Прочность на растяжение при раскалывании
Прочность при срезе
Остаточная прочность на сжатие после нагрева до 800 °С
1.2.1.6. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
Показатели деформативности бетона -
Модуль упругости, МПа (кгс/см ) (при повторных и ударных нагрузках, температурных воздействиях)
Коэффициент поперечной деформации
Коэффициент Пуассона
Относительная деформация ползучести при сжатии и растяжении, МПа (кгс/см)
Усадка
Набухание
Предельная сжимаемость
Предельная растяжимость
Характеристика ползучести
Влажность по массе, %
Водопоглощение по массе, %
Капиллярный подсос, м -
Проницаемость различными жидкостями и газами
Коэффициент фильтрации воды, см/с
Водонепроницаемость, МПа (кгс/см )
Параметры пористости бетона
Полный объем пор по объему, %
Объем открытых капиллярных пор по объему, % -
Объем открытых некапиллярных пор по объему (межзерновая пустотность), %
Объем условно закрытых пор по объему, %
Показатель микропористости -
Показатель среднего размера пор
Показатель однородности размеров пор
Средняя плотность, кг/м
Теплофизические показатели
Тепловыделение, Дж (кал/г) -
Теплопроводность, Вт (м °С), (кал/м ч-°С)
Теплоемкость, Дж/°С (кал/кг-°С)
Коэффициент температурной деформации
Температура, соответствующая 4 и 40% деформации бетона под нагрузкой,°С
Электрическое сопротивление, Ом
Коэффициент звукопоглощения
Морозостойкость, циклы
Коррозионная стойкость при различных видах коррозии-
Истираемость, г/см
Стойкость в условиях высоких температур -
Термостойкость, циклы
Огнестойкость, ч
Огнеупорность, °С
Кавитационная стойкость, см/г
Предельно допустимая температура применения, °С
Стойкость в условиях попеременного увлажнения и высыхания, циклы
Цветоустойчивость бетона, циклы
Эстетические показатели
Соответствие цвета эталону
Показатели технологичности бетонной смеси
Формуемость
Подвижность, см
Жесткость, с
Модуль упругости при вибрировании, МПа -
Коэффициент затухания при вибрировании, см
Вибровязкость
Сохраняемость бетонной смеси, ч
Кинетика структурообразования
Сроки начала и конца схватывания, ч, мин -
Потеря подвижности или увеличение жесткости -
Структурная прочность, МПа
Температура твердения, применения, °С
Постоянство состава и структуры
Точность дозирования, %
Расслоение, %
Водоотделение, %
Содержание воздуха в свежеуложенной смеси после ее уплотнения
Самонапряжение, МПа
Показатели уровня радиационной защиты
1.5-1.7. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
Примечания:
Н/см применяется при расчете строительных конструкций.
Обозначения прочности бетона ( ), пористости ( ), модуля упругости ( ) применяются с буквенными индексами, приведенными в действующей нормативно-технической документации
Стабильность показателей качества
Вариация значений показателей технического уровня
Среднеквадратическое отклонение, в единицах измерения показателей
Коэффициент вариации, %
Обеспеченость нормированного значения показателей технического уровня, %
Экономическая эффективность
Трудоемкость изготовления, чел ч/м
Энергоемкость изготовления, Вт ч/м
Степень механизации и автоматизации производства, %
Себестоимость, руб.
Рентабельность, %
Удельные капитальные вложения, руб.
Удельный расход вяжущего на единицу проектной прочности, кг/МПа -
Экономический эффект в сравнении с типовым аналогом, руб.
Так же требования установлены на основании ГОСТ 26633-2012 - который указан в требованиях. Все показатели строго нормируются указанным стандартом. Требования никаким образом не ограничивают конкуренцию находятся в открытом доступе и соответствуют техническим стандартам РФ.
Таким образом, по мнению Заказчика все требования к товару указаны в строгом соответствии с законодательством РФ, относятся к нормируемым показателям качества бетона (показатели крупного заполнителя - щебня, мелкого заполнителя -песка и иные показатели, связанные с установлением качества товара).
Такая позиция подтверждена Постановлением судов высшей инстанции. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 N 1ЗАП-2206/2016 по делу N А56-58083/2015 "Требование о признании недействительным предписания антимонопольного органа об устранении нарушений при проведении открытого конкурса удовлетворено правомерно, поскольку заказчик должным образом проинформировал участников закупки о требованиях к товарам, используемым при выполнении работ; доводы об установлении необоснованных необъективных и избыточных требований не подтверждены.
Никакого преимущества, по мнению Заказчика, требования, установленные по ГОСТ, не предоставляют, представители - считают доводы жалобы в этой части не соответствующим действительности и намеренно вводящим Комиссию антимонопольного органа в заблуждение.
По пунктам 14,15 приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, Заказчик считает, что Заявитель является коммерческой структурой и не уполномочен разъяснять и трактовать законы РФ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 декабря 2002 N184 "О техническом регулировании" документы в области стандартизации к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- национальные стандарты; *13.2)
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; *13.3)
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; *13.4) стандарты организаций; *13.5)
- своды правил (абзац дополнительно включен с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ);
- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (абзац дополнительно включен с 11 января 2010 года Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-Ф3);
- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык между народных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации (абзац дополнительно включен с 11 января 2010 года Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-Ф3);
- предварительные национальные стандарты (абзац дополнительно включен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчик обязан использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно п. 4.1.7 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" смеси должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Таким образом, по мнению Заказчика, установленное требование о соответствии товара техническому регламенту, соответствует пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление Заказчиком требований к товарам по техническим регламентам организаций законно.
Заказчик считает, что Заявитель намеренно вводит Комиссию в заблуждение утверждением об отсутствии документации в открытом доступе.
Заказчик подтвердил, что стандарты находятся в открытом доступе и приняты техническими Государственными техническими стандартами - национальными стандартами РФ - в качестве основополагающих при устройстве кабельных сетей.
Технические рекомендации по проектированию и монтажу каналов связи из полиэтиленовых труб с двухслойной стенкой. ТР 169 -05", М., ГУП "НИИ Мосстрой", 2005 г, (http://docs.cntd.ru/document/1200043012).
Настоящие технические рекомендации разработаны ГУП "НИИ Мосстрой" по заданию Департамента градостроительной политики развития и реконструкции города и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям". Работа выполнена в рамках городского заказа по теме "Разработка технологий применения полиэтиленовых труб с двухслойной гофрированной стенкой в подземных инженерных сетях нового поколения с проведением экспериментальных работ на опытных участках".
Технические рекомендации подготовлены на основе результатов проведенных исследований, отечественного и зарубежного опыта по устройству каналов связи из различных пластмассовых труб, в том числе из полимерных гофрированных труб с двойными стенками (ПГТ). При разработке ТР использованы Технические условия "Трубы гофрированные из полиэтилена для строительства систем кабельной канализации ТУ 2248-023-41989945" и руководящие материалы Минсвязи России, а также РД 45-2003 "Трубы гофрированные пластмассовые" и аксессуары к ним, предназначенные для применения на единой сети связи Российской Федерации", "Руководство по строительству линейных сооружений местных сетей связи" (М., 1995).
Технические рекомендации согласованы: ГУП "Моспроект-3", АО ХК "Главмосстрой", ОАО "МГТС", ЗАО НПО "Стройполимер" и ОАО "ССКТБ ТОМАСС" Минсвязи РФ.
Технические рекомендации разработаны лабораторией инженерного оборудования ГУП "НИИ Мосстрой" (к.т.н. Сладковым А.В., к.т.н. Отставновым А.А.).
Разработке ТР предшествовали выпуск в 2004 г. опытно-промышленной партии труб ПГТ диаметром 100 мм длиной 6 и 8 м (ЗАО НПО "Стройполимер") и также опытное строительство, осуществленное в 2004 г. в г. Дно, Псковская обл. (Лентелефонстрой). УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 19 июля 2005 года.
По пункту 72 Знаки дорожные тип 5 и пункту 73 Знаки дорожные тип 6 приложения N1 к Техническому заданию документации об Аукционе, Заказчик считает, что Заявитель намеренно вводит Комиссию в заблуждение. Требования установлены в точном соответствии ГОСТ 52290-2004 и ПСД. Заявитель связывает требования к удобным для него товарам.
Так, по пункту 72 Заявитель утверждает, что требования не могут быть установлены к знаку 3.1 кайма у которого согласно ГОСТ 52290-2004 должна быть 20 мм., но при этом "забывает", что при строительстве используются знаки 3.2 (лист 04-03/13-ППО) для которых согласно ГОСТ : 3.14 На знаках 1.1- 2.4, 2.6,3.2 - 3.33,4.8.1 - 4.8.3,5.23.2, 5.24.2,6.13, 6.15.1- 6.16,6.18.1- 6.19.2 ширина наружной каймы должна быть 10 мм. Тоже касается и п. 73. для знаков особых предписаний. В Приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации нет ссылки на указанные позиции проектной документации. По мнению Заказчика, он не обязан устанавливать требования ко всем материалам. Требования установлены Заказчиком в строгом соответствии с действующим ГОСТ.
По пункту 94 Наконечник кабельный тип 1 приложения N1 к Техническому заданию документации об Аукционе, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено:
"2.3 Если на момент размещения документации об аукционе какие-либо из стандартов, норм и правил, указанных в документации, перестают действовать, участнику необходимо руководствоваться требованиями действующего на момент подачи предложения стандарту".
Требования не ограничивают конкуренцию и соответствуют законодательству РФ.
Заказчик просит признать жалобу ООО "Капитал" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
24 апреля 2016 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0135300003816000049 и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 209 080, 00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1); требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
В соответствии с частью 3 статьи 66 закона о контрактной системе, первая часть заявки участника должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Аналогичное требование содержится в пункте 19 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам. Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров, используемых при выполнении работы), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, (в ряду таких показателей возможно выделить допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях, плотность, объекта закупки и пр.), а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться. В свою очередь, по смыслу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки участником закупки заказчик определяет, в том числе, в какой именно форме (порядке) сведения о предлагаемом для использования товаре подлежат представлению для их рассмотрения аукционной комиссией.
В рассматриваемом случае в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержатся требования к товарам, таким как бетонная смесь тип 2, бетон тип 1, знаки дорожные.
Так, например, в пункте 26 Бетонные смеси тип 2 приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования:
"_Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень, кислое стекло и др.) - по ГОСТ 8269.0; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на S03 - не более 1,5 % по массе для крупного заполнителя и 1,0 % по массе - для мелкого заполнителя; пирит в пересчете на S03 - не более 4 % по массе..."
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТ 8269.1., комиссия приходит к выводу, что содержание сульфата (гипс, ангидрит и др.) пирита, не может быть признано показателем товара. Данный параметр является расчетной величиной и используется при испытаниях товара в соответствии с ГОСТ 8269.1. Результат каждого испытания вычисляют с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Проведенные испытания и расчет сульфатов и сульфидной серы не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2.7 инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе если показатели эквивалентности указаны с использованием слов и знаков "до х", "от х", "не более х", "не менее х", "не ранее х", "не ниже х", "не выше х", "не должно превышать х", "не хуже х", " х >" "больше или равно х", "х "меньше или равно х ", "должно быть не менее х" "должно быть не более х" "не выше"- где "х" верхнее/ нижнее числовое значение, Участник закупки указывает конкретный показатель без указания вышеперечисленных слов, при этом крайние значения "х" включены в интервал.
Таким образом, участник Аукциона в процессе подготовки заявки не может обладать информацией о точном содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях.
В пункте 77 Бетонные смеси тип 2 приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования:
"...Щебень должен быть из изверженных и метаморфических пород, или щебень из осадочных пород, или щебень из гравия. Крупные заполнители должны иметь среднюю плотность зерен от 2000 до 3000 кг/м3".
Данный параметр также является расчетной величиной и используется при испытаниях товара в соответствии с ГОСТ 8269.0. За результат принимают среднеарифметическое значение результатов испытания пяти образцов горной породы или двух параллельных испытаний проб щебня (гравия). При этом расхождение между результатами двух определений средней плотности не должно превышать 0,02 г/см3.
Таким образом, участник Аукциона в процессе подготовки заявки также не может обладать информацией о точном значении средней плотности зерен.
Учитывая вышеизложенное Комиссия КУФАС приходит к выводу, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении используемых при выполнении работ товаров, а также конкретных показателей результатов технологических испытаний указанных товаров, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии при подготовке заявки товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления таких подробных сведений.
При условии соответствия необходимого Заказчику товара требованиям ГОСТ, допустимые значения показателей содержания химических элементов не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Таким образом, учитывая, что объектом закупки является товар (бетон и бетонные смеси), а не его составляющие, допустимым является предъявление Заказчиком требования исключительно к техническим характеристикам самого товара в рамках стандарта регулирующего его качество. Установление требований к компонентам товара не может являться объективным описанием объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1, 2 части 1, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Аналогичные нарушения присутствуют и при описании иных товаров.
Довод Заявителя о недоступности информации о технических рекомендациях по проектированию и монтажу каналов связи из полиэтиленовых труб с двухслойной стенкой. ТР 169-05", М., ГУП "НИИ Мосстрой", 2005 был снят Заявителем в ходе заседания Комиссии.
Заявителем так же не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя относительно пункта 94 Наконечник кабельный тип 1 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, где Заказчиком были установлены требования:
Кабельные наконечники должны изготовляться из медных труб марки М2 по ГОСТ 617-72 или из меди других марок по качеству аналогичных марке М2 так же был снят Заявителем в ходе заседания Комиссии.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Согласно приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, по пункту 72 Знаки дорожные тип 5 Заказчиком установлены следующие требования:
"...Знак запрещающий, диаметром до 700 мм., Знак запрещающий, диаметр 700 мм., Ширина наружной каймы не более 10 мм."
Согласно проектной документации: Раздел 2 "Проект полосы отвода" 04-03/13-ППО Том 2 лист N 9 Ведомость потребности технических средств. Запрещающие знаки.
Въезд запрещён (3. 1). Движение запрещено (3. 2).
В Техническом задании указана группа знака - ЗАПРЕЩАЮЩИЙ и указана ширина наружной каймы не более 10 мм.
Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования"
Стандарт устанавливает следующие группы знаков:
- предупреждающие;
- приоритета;
- запрещающие;
- предписывающие;
- особых предписаний;
- информационные;
- сервиса;
- дополнительной информации (таблички).
Знаки въезд запрещён (3. 1) и движение запрещено (3. 2) относятся к запрещающим (ГОСТ Р 52290-2004).
На знаках 2.7, 3.1, 4.1.1 - 4.7, 5.1 - 5.22, 5.27 - 5.34,6.1 - 6.8.3, 7.1 - 7.18. в соответствии с требованием п.3.14 ГОСТ Р 52290-2004 ширина наружной каймы должна быть 20 мм..
Кроме того, в пункте 73 Знаки дорожные тип 6 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования:
Лицевая сторона: светвозвращающая пленка в соответствии с требованиями ГОСТ 52290- 2004., Знаки должны быть дорожные, особых предписаний. Ширина наружной каймы не должна превышать 10 мм.
Согласно Проектной документация: Раздел 2 "Проект полосы отвода" 04-03/13-ППО Том 2, лист N 9 Ведомость потребности технических средств. Знаки особых предписаний. Пешеходный переход (5. 19. 1). Пешеходный переход (5. 19. 2). Пешеходная зона (5. 33).
В Техническом задании указана группа знака - ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ и указана ширина наружной каймы не более 10 мм, однако, согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", на знаках 2.7, 3.1, 4.1.1 - 4.7, 5.1 - 5.22, 5.27 - 5.34,6.1 - 6.8.3, 7.1 - 7.18. ширина наружной каймы должна быть 20 мм.
В ходе заседания Комиссии КУФАС представители Заказчика признали факт ненадлежащего описания Заказчиком требований к указанному товару.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком нарушено правило его объективного описания, поскольку участникам закупки не представляется возможным предложить товар, одновременно соответствующий требованиям и документации об аукционе, и требованиям ГОСТ Р 52290-2004.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Капитал" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию МО "Зеленоградского городского округа" нарушившим пункт 1 и пункт 2 части 1, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
Л.В.Шевченко |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 3 июня 2016 г. N КС-125/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2016