Резолютивная часть решения оглашена "06" июня 2016 года. В полном объеме решение изготовлено "09" июня 2016 года.
в присутствии: /___./, рассмотрев жалобу N155-03з/2016 ООО "Стройинвест" по существу, установила: |
31.05.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации заказчика - МКУ "Городское строительство" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300037716000107), предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания МБОУ "СОШ N10 г. Обнинска" по адресу: Калужская обл., г.Обнинск, ул.Энгельса, 13.
ООО "Стройинвест" полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в проекте контракта размера обеспечения исполнения контракта без возможного учета снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, отсутствия срока действия контракта, а также отсутствия дополнительных требований к участникам закупки, являющихся обязательными согласно Постановлению Правительства N99 от 04.02.2015г.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 16.05.2016г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137300037716000107 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания МБОУ "СОШ N10 г. Обнинска" по адресу: Калужская обл., г.Обнинск, ул.Энгельса, 13. (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 13 000 000,00 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступало - МКУ "Городское строительство".
Срок окончания приема заявок на участие в Аукционе согласно извещению о проведении электронного Аукциона - 01.06.2016 16:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест" в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, следовательно, Заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Статьей 96 Федерального закона N44-ФЗ установлена необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным федеральным законом.
Частью 2 статьи 37 установлено, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 70 Федерального закона N44-ФЗ в течении трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Согласно пояснениям представителя Заказчика в соответствии с требованием части 1 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер которого определяется частью 6 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ в процентном отношении от НМЦК. Обеспечение исполнения контракта прописывается в проекте контракта. Вместе с тем, при снижении цены контракта на 25% и более от НМЦК, контракт заключается в соответствии с требованиями частей 1-2 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ. В этом случае, Заказчик направляет Подрядчику вместе с проектом контракта Уведомление, в котором прописываются условия заключения контракта, оговоренные частями 1-2 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ. И только после предоставления Подрядчиком обеспечения контракта Заказчик подписывает контракт.
Пунктом 20 Информационной карты установлено: "Размер обеспечения исполнения контракта (договора), срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта (договора) в соответствии со статьей 35 Федерального закона N44-ФЗ.
Способ обеспечения исполнения муниципального контракта определяется победителем аукциона, с которым заключается контракт самостоятельно в сроки, установленные данным открытым аукционом. Затраты, связанные с получением и применением обеспечения исполнения контракта несет сам победитель аукциона.
В случае, если предложенная в ходе электронного аукциона участником закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Федерального закона N44-ФЗ".
Таким образом, в случае снижения НМЦК победителем аукциона на 25% и более, победитель аукциона вправе подтвердить свою добросовестность предоставлением соответствующей информации либо внести обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, путем внесения соответствующих изменений в проект контракта на основании части 4 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного в действиях заказчика по данному пункту жалобы отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест", в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, в связи, с чем невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающей срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 314 Гражданского Кодекса РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Пунктами 3.1 и 3.2 проекта муниципального контракта установлены сроки выполнения работ:
"3.1. Работы по настоящему контракту должны быть начаты и завершены Подрядчиком в соответствии с условиями настоящего контракта".
"3.2. Начало выполнение работ - дата заключения контракта. Окончание работ - дата заключения Акта о приемке выполненных работ, но не позднее 28.08.2016г.".
Пунктом 2.17 проекта контракта установлено: окончательный расчет за выполненные работы производится Заказчиком после подписания итогового акта о приемке выполненных по контракту работ в течение 30 календарных дней.
Пункт 12.1. проекта контракта определяет, контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до момента выполнения сторонами принятых на себя обязательств по настоящему контракту либо до его расторжения.
Таким образом, в проекте контракта установлен срок его действия, определенный исполнением обязательств по выполнению работ - 28.08.2016г., а также по оплате работ - в течение 30 календарных дней после подписания итогового акта о приемке.
Кроме того, пунктом 7.4 проекта контракта определен срок действия банковской гарантии - до 31.10.2016г.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности заявленных в жалобе доводов об отсутствии сроков действия контракта и невозможности исчисления сроков действия банковской гарантии.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест" в нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в аукционной документации не содержатся дополнительные требования к участникам закупки.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В силу требований части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по реконструкции здания МБОУ "СОШ N10 г. Обнинска" по адресу: Калужская обл., г.Обнинск, ул.Энгельса,13, код по ОКПД2, согласно извещению о проведении аукциона - 43.99.90.190.
Таким образом, на основании Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99, части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Заказчик в документации обязан был установить дополнительные требования к участникам закупки, а также требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника таким требованиям.
В нарушение вышеуказанных норм права, Заказчиком - МКУ "Городское строительство" в Документации не установлены дополнительные требования к участникам аукциона, а также требования о предоставлении подтверждающих документов.
Таким образом, при утверждении аукционной документации Заказчиком были нарушены часть 4 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости внесения изменений в документацию электронного аукциона N0137300037716000107, вместе с тем необходимость выдачи предписания отсутствует, в связи с выдачей соответствующего предписания по результатам рассмотрения жалобы N152-03з/2016 ООО "Стройиндустрия".
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - МКУ "Городское строительство" при утверждении документации электронного аукциона N0137300037716000107, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания МБОУ "СОШ N10 г. Обнинска", нарушающими часть 4 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Предписание заказчику - МКУ "Городское строительство" не выдавать в связи с выдачей соответствующего предписания по результатам рассмотрения жалобы N152-03з/2016 ООО "Стройиндустрия".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___./ |
|
___________________ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 6 июня 2016 г. N 155-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016