Резолютивная часть решения оглашена "30" мая 2016г.
Решение изготовлено в полном объеме "31" мая 2016г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
врио руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
|
|
|
Михалевой Е.Е. - |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
при участии:
- Куликова С.Ю.- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа , по доверенности,
- Авдеева В.В. - начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа (паспорт),
рассмотрев дело N 353/З-2016, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро- Судженского городского округа законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса N0139300000416000070 Теплоснабжение Восточного жилого района г. Анжеро-Судженска (корректировка строительство теплотрассы), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п "б" п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
24.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро- Судженского городского округа при проведении открытого конкурса N0139300000416000070 Теплоснабжение Восточного жилого района г. Анжеро-Судженска (корректировка строительство теплотрассы).
По мнению заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", имеется нарушение в формулировки проекта контракта в пункте 9.5, где установлены следующие условия: "п. 9.5. В случае отсутствия недостатков Сторонами подписывается Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, один экземпляр которого передается Подрядчику". По мнению заявителя, Заказчиком не указан срок приемки выполненных работ. Действия Заказчика нарушают требования части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
По мнению заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", в нарушение положений части 4 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном часть 5 настоящей статьи, включается в контракты с указание объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с часть 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
По мнению заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", в п. 5 аукционной документацией установлено незаконное требование обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. Установленное пунктом 8 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ требование к участнику закупки, об обладании исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности относится только к случаям, когда предметом контракта является отчуждение исключительного права, и не относится к случаям, когда предметом контракта является получение права использования результата интеллектуальной деятельности, в том числе посредством выдачи сублицензии, либо когда заказчик приобретает право использования такого результата по основаниям, предусмотренным законом (статьи 1272-1280 ГК РФ).
По мнению заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", в нарушение требований части 3 статьи 14 ФЗ N44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", необходимо установить соответствующие ограничения на привлечении вышеуказанных организаций для участия в указанной закупке. В нарушение требований части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в извещении и аукционной документации указанный запрет не установлен.
25.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро- Судженского городского округа при проведении открытого конкурса N0139300000416000070 Теплоснабжение Восточного жилого района г. Анжеро-Судженска (корректировка строительство теплотрассы).
По мнению заявителя - ООО "Стройиндустрия", в соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ N44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", необходимо установить соответствующие ограничения на привлечении вышеуказанных организаций для участия в указанной закупке. В нарушение требований части 3 статьи 14 ФЗЗ N 44-ФЗ в извещении и аукционной документации указанный запрет не установлен.
ООО "Стройиндустрия" указывает также на незаконность выбора способа закупки путем проведения открытого конкурса, тогда как код закупки требует проведения аукциона в электронной форме в соответствии с требованиями статьи 59 ФЗ N 44-ФЗ и аукционного Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации N 890-р.
В процессе проведения внеплановой проверки и рассмотрения доводов жалоб ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "Стиройиндустрия" Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам.
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе заказчиком - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа были размещены извещение о проведении открытого конкурса N0139300000416000070 Теплоснабжение Восточного жилого района г. Анжеро-Судженска (корректировка строительство теплотрассы) и конкурсная документация.
Протоколом вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам от 26.05.2016 г. принята к рассмотрению одна заявка участника закупки.
Протоколом рассмотрения единственной заявки от 30.05.2016 г. признана соответстующей требованиям конкурсной документации заявка ООО "Монтажэнергострой".
Пунктом 9.5 проекта контракта предусматривается: "В случае отсутствия недостатков Сторонами подписывается Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, один экземпляр которого передается Подрядчику".
Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 8.5 проекта контракта предусмотрено следующее: "Осуществление Заказчиком приемки результата выполненных Работ производится в части их соответствия требованиям Контракта и законодательства, включая проведение экспертизы выполненных Работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком Акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11)".
Пунктом 9.5 проекта контракта также предусмотрено: "В случае отсутствия недостатков Сторонами подписывается Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, один экземпляр которого передается Подрядчику".
Условия пунктов 8.5. и 9.5 проекта контракта не нарушают каких-либо положений ФЗ N 44-ФЗ, поскольку предусматривают необходимость совершения действий участником закупки в случае, если отсутствуют недостатки выполненной работы и устанавливают порядок и сроки оформления результатов работ актом приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11).
Глава 9 проекта контракта предусматривает следующий порядок и сроки приемки выполненных работ:
"9.4. Сдача законченного строительством Объекта производится в следующем порядке:
9.4.1. Не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до завершения срока выполнения Работ, Подрядчик направляет Заказчику извещение о готовности Объекта к сдаче.
9.4.2. Заказчик на основании извещения Подрядчика создает Приемочную комиссию для приемки Объекта. К участию в оценке соответствия законченного строительством Объекта могут привлекаться представители проектной организации, организации осуществляющей строительный контроль за строительством Объекта, Подрядчика, органов государственного строительного надзора, эксплуатирующей организации и иных лиц.
9.4.3. Подрядчик предъявляет Приемочной комиссии Объект в полной строительной готовности с комплектом Исполнительной и Технической документации.
9.4.4. По результатам приемки Объекта Подрядчиком оформляется Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС - 11).
9.4.5. При выявлении недостатков в выполненных Работах Заказчиком составляется Дефектный акт с указанием всех выявленных недостатков. В этом случае Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС - 11) не подписывается до устранения всех указанных в Дефектном акте недостатков.
9.4.6. Указанные в Дефектном акте недостатки устраняются Подрядчиком в срок согласованный с Заказчиком.
9.4.7. После устранения недостатков в соответствии с Дефектным актом, Подрядчик повторно предъявляет Приемочной комиссии Объект в полной строительной готовности с комплектом Исполнительной документации.
9.5. В случае отсутствия недостатков Сторонами подписывается Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, один экземпляр которого передается Подрядчику".
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик четко предусмотрел срок рассмотрения направленного ему акта по форме N КС-11, установил порядок приемки в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком Акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) на проверку и четко определил в каком порядке, в какие сроки и каким документом заказчиком осуществляется приемка выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их объема требованиям, установленным контрактом, а также определил порядок оформления результатов такой приемки (пункт 9.4.1). Доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в указанной части признаются необоснованными.
По мнению ООО "СТРОЙИНВЕСТ", нарушены положения части 6 статьи 30 и части 4 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ, поскольку в проекте контракта не предусматривается условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности указанных доводов в связи со следующим.
Согласно требованиям части 4 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно требованиям части 6 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 11.1 проекта контракта указанно, что Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, несёт гражданско - правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта в качестве субподрядчиков субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В пункте 11.2 проекта контракта предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту меры ответственности применяются в соответствии с нормами законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и условиями настоящего Контракта.
Подпунктом "в" пункта 11.4.2 проекта контракта предусмотрены штрафы, начисляемые за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что установление ответственности участника закупки за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде гражданско-правовой ответственности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 11.4.2 проекта контракта, является реализацией требований части 6 статьи 30 и части 4 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что с соблюдением требований части 4 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ размер ответственности и порядок привлечения к ответственности в виде штрафа установлен. Жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в указанной части Комиссия Кемеровского УФАС России признает необоснованной.
Требованиями части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ предусматривается, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Требование к участникам закупки, установленное в п. 5 ("Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма") сформулированы в связи с наличием указанной формулировки в указанных выше положениях ФЗ N 44-ФЗ. Аукционной документацией в общих положениях сформулированы единые требования, предусматривающие в том числе, в соответствии с пунктом 8 указанной части обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности именно в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать, то есть отчуждает, исключительное право в полном объеме другой стороне (приобретателю), а другая сторона от правообладателя исключительное право в полном объеме приобретает (статья 1234 ГК РФ).
Согласно статье 1235 ГК РФ распорядиться правом на результат интеллектуальной деятельности можно, заключив лицензионный договор. По лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Установленное пунктом 8 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ требование к участнику закупки обладать исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности относится только к случаям, когда предметом контракта является отчуждение исключительного права, и не относится к случаям, когда предметом контракта является получение права использования результата интеллектуальной деятельности, в том числе посредством выдачи сублицензии, либо когда заказчик приобретает право использования такого результата по основаниям, предусмотренным законом (статьи 1272-1280 ГК РФ).
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что по открытому конкурсу N0139300000416000070 требование обладания исключительными правами не распространяется на данную закупку, поскольку предметом контракта являются работы, не связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности. По мнению Кемеровского УФАС России, предъявление указанных требований не является нарушением данной статьи.
По мнению ООО "Стройиндустрия", заказчиком неправомерно выбран способ закупки. Частью 2 статьи 59 ФЗ N 44-ФЗ предусматривается, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Аукционный перечень). На день размещения извещения 04.05.2016 действовала редакция Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р N 1 от 21.03.2016г.
В Аукционный перечень включены работы строительные специализированные код ОКПД2 - 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик имел право в данном случае не проводить электронный аукцион в случае проведения закупки любых строительных специализированных работ (код 43 ОКПД ОК 034-20071) при условии, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Цена начальной максимальной цены муниципального контракта на выполнение работ по теплоснабжению Восточного жилого района г. Анжеро-Судженска (корректировка строительство теплотрассы) составляет 64 383 712 (шестьдесят четыре миллиона триста восемьдесят три тысячи семьсот двенадцать) рублей 00 копеек.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии у Заказчика обязанности проводить закупку в форме электронного аукциона. Доводы жалобы ООО "Стройиндустрия" Комиссией Кемеровского УФАС России в указанной части признаются необоснованными.
По мнению ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "Стройиндустрия", нарушение требований части 3 статьи 14 N44-ФЗ выразилось в неустановлении запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено". В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 ФЗ N44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 ФЗ N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ N 44-ФЗ в составе заявки обязательны к предоставлению документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ N44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583 от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства РФ N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В связи с этим, в извещении о проведении аукциона и аукционной документации заказчиком должен быть установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 49 ФЗ N 44-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса должно содержать условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении закупки и конкурсной документации раздел, связанный с установлением запрета не содержится, имеются следующие формулировки извещения и документации, указывающие на отсутствие ограничения:
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) |
Не установлено |
Пункт 34 информационной карты аукциона устанавливается:
34 |
Ограничения участия в определении поставщика |
Не установлено. |
Таким образом, в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики не установлен, что противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 3 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ N 44-ФЗ в составе заявки обязательны к предоставлению документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона. Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечнем видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом N 624 от 30.12.2009 г. Министерства регионального развития РФ, установлена необходимость наличия допуска СРО, что предполагает возможность участнику закупки в рамках субподрядных договоров привлечь необходимых поставщиков (подрядчиков) для выполнения условий контракта, которые не носят специализированный для данной организации характер.
Учитывая, что предметом аукциона является создание объекта капитального строительства объекта теплоснабжения, необходимо предъявления требования предоставления указанного допуска СРО на организацию строительства (п.33.5 "Объекты теплоснабжения").
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что для надлежащего соблюдения Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан предусмотреть для участников закупки требование наличие свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по п.33.5. "Объекты теплоснабжения".
Комиссия Кемеровского УФАС России устанавливает нарушение в установлении требований к участникам закупки наличия допуска СРО на организацию строительства или п. 33.5 "Объекты теплоснабжения", поскольку в извещении о проведении закупки и конкурсной документации не определен вид работ в отношении допуска СРО на осуществление работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Пунктом 23 Информационной карты документации предусматривается, что участник закупки обязан иметь свидетельство саморегулируемой организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) или по п.33.5. "Объекты теплоснабжения".
Комиссией Кемеровского УФАС России устанавливается нарушение требований подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении открытого конкурса N0139300000416000070 Теплоснабжение Восточного жилого района г. Анжеро-Судженска (корректировка строительство теплотрассы) частично обоснованной (в части указания на нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 8 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд").
2. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении открытого конкурса N0139300000416000070 Теплоснабжение Восточного жилого района г. Анжеро-Судженска (корректировка строительство теплотрассы) частично обоснованной (в части указания на нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 8 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд").
3. Признать заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 8 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела N353/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии: Д.А. Лыжин
Е.Е. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30 мая 2016 г. N 353/З-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2016