Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - Заказчик) и Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "Выполнение работ по строительству сетей водоотведения, реконструкция (с заменой технологического оборудования) очистных сооружений канализации в пос. Мишутиногородского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" (извещение N 0148200005416000355 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчикапри проведении Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о проведении Аукциона, несоответствующую Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного органас доводами жалобы не согласились и сообщили, что при проведении закупки Заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
При рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документации о проведении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено на Официальном сайте- 19.05.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 31 920 947 ,00рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок - 09.06.2016 10:00;
4) заявок на участие в Аукционе подано - 5;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников- 16.06.2016;
6) участников закупки допущено к участию в Аукционе - 3;
7) дата проведения аукциона в электронной форме- 20.06.2016.
1. Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
На основании части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил несоразмерно увеличенный срок действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ.
Изучив документацию о проведении Аукциона Комиссия установила, что Заказчик в пункте 12.1 проекта контракта установил срок действия контракта: "Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2016 года.".
Срок выполнения работ по контракту установлен в пункте 3.1 проекта контракта документации об Аукционе: "Срок выполнения работ по настоящему Контракту 3 месяца со дня подписания Контракта".
При этом, в разделе 4 проекта контракта документации об Аукционе Заказчик установил условия приемки работ: "4.3.3. в течении 3 (трех) рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Заказчику комплект исполнительной документации и Акт сдачи-приёмки работ, подписанный Подрядчиком в количестве 2 (двух) экземпляров.
4.3.6. В течение 10 (десяти) рабочих дней после получения от Подрядчика документов указанных в пункте 4.3.3. Контракта, Заказчик, с особенностями, установленными федеральным законом N 44-ФЗ, назначает экспертизу результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия, с оформлением экспертного заключения.
4.4. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после оформления заключения по итогам экспертизы, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту и направляет Подрядчику подписанный экземпляр Акта сдачи-приёмки работ или направляет мотивированный отказ от приёмки.В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработки результатов работ, Подрядчик обязуется в срок, установленный в экспертном заключении (акте составленном заказчиком), устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет".
В пункте 4.5 проекта контракта документации об Аукционе Заказчик установил сроки приемки работ: "В течение 15 дней после подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки работ Подрядчик предъявляет Заказчику в 4 (четырех) экземплярах справку по форме N КС-3 с указанием полной стоимости работ по Контракту. Заказчик в течение 5 (пять) рабочих дней с даты получения справки по форме N КС-3 рассматривает, оформляет, подписывает представленную справку по форме N КС-3, возвращает 1 (один) экземпляр Подрядчику или направляет Подрядчику обоснованный отказ.".
Кроме того, в пункте 2.7проекта контракта документации об Аукционе Заказчик установил сроки оплаты работ: "Оплата по Контракту производится за фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком объемы работ. Оплата работ производится путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента приемки заказчиком объема работ, выполненных Подрядчиком, на основании подписанного Сторонами Акта приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) и счета (счета-фактуры), предъявленного Подрядчиком для оплаты)".
С учетом указанного срок действия контракта соответствует срокам выполнения работ, проведения экспертизы, сроков приемки и оплаты работ.
Кроме того, Заявитель не представил на заседание Комиссии документы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. На основании части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Заявитель в жалобе указывает, что условия контракта в пункте 5.4.6 проекта контракта не содержат исчерпывающий список обязанностей подрядчика и несут для подрядчика непредвиденные риски.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в пункте 5.4.8 проекта контракта установлен обязанность подрядчика: "Исполнить иные обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Контрактом".
Следовательно, обязанности подрядчика, предусмотренные пунктом 5.4.6 проекта контракта, ограничены законодательством Российской Федерации и не несут для подрядчика непредвиденные риски.
Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель не представил доказательств нарушения Заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
На основании части 5 статьи 30 Закона о контактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заявитель в жалобе указал, что документация об Аукционе содержит требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, но не объем такого привлечения.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в пункте 5.4.10 проекта контракта содержится условие "Поставщик (подрядчик, субподрядчик), не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, должен привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
При этом, проект контракта не содержит объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, документация об Аукционе не содержит требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указание условия исполнения контракта в пункте 5.4.10 проекта контракта документации об Аукционе является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик не установил в документации о проведении Аукциона требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих, что частник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Изучив документацию о проведении Аукциона Комиссия установила, что в подпункте 9 пункта 14 информационной карты Заказчик установил следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики".
При этом, документация не содержит требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие требованию, установленному в подпункте 9 пункта 14 информационной карты документации о проведении Аукциона.
Согласно письму от 28.04.2016 Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/28993/16 заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормамиЗакона о контрактной системе уже предусмотрено направление указанных документов оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
В части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, письмо от 28.04.2016 Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/28993/16 содержит следующее.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
На основании изложенногои руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части1 статьи 64Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N 07-24-4867эп/16 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцевс даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 июня 2016 г. N 07-24-4867эп/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2016