Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления;
Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист- эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр фтизиопульмонологии" - заместителя главного врача Максимовской Татьяны Васильевны (доверенность N б/н от 01.06.2016), менеджера Любиной Анжелики Владимировны (доверенность N б/н от 01.06.2016;
уполномоченного органа - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" - Харитоновой Дарьи Анатольевны (доверенность N 7 от 21.03.2016);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "КОСМОФАРМ" - надлежащим образом уведомлено о времени и месте заседания Комиссии, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей (вх. N 3620 от 02.06.2016 Новгородского УФАС России),
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "КОСМОФАРМ" (107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, корп. 2; фактический адрес: 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 18, стр. 1,оф. 304; далее - ООО "КОСМОФАРМ") на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр фтизиопульмонологии" (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д.11; далее - ГОБУЗ "НКСЦФ") при осуществлении им и уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на поставку препарата моксифлоксацин для лечения больных туберкулезом для нужд ГОБУЗ "НКСЦФ", извещение N 0850200000416000958 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 19.05.2016,
УСТАНОВИЛА:
31.05.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области поступила жалоба участника закупки - ООО "КОСМОФАРМ" на действия заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФ" при осуществлении им и уполномоченным учреждением - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на поставку препарата моксифлоксацин для лечения больных туберкулезом для нужд ГОБУЗ "НКСЦФ", извещение N 0850200000416000958 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.05.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что податель Жалобы считает, что характеристикам требуемого заказчику препарата, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием - Ультрамокс, что ограничивает количество участников закупки. При этом, замена требования к лекарственной форме "капсулы" препарата МНН "Моксифлоксацин" на лекарственную форму "таблетки" позволит участникам предложить препараты по цене значительно ниже начальной (максимальной) цены контракта, что приведет к экономии бюджетных средств.
Кроме того, лекарственный препарат МНН "Моксифлоксацин" с лекарственной формой "капсулы" не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р (далее - Перечень ЖНВЛП). Податель Жалобы считает, что за счет средств федерального бюджета лечебными учреждениями могут закупаться только препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП.
На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик - ГОБУЗ "НКСЦФ" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу (вх. N 3664 от 03.06.2016 Новгородского УФАС России).
При формировании Технического задания (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) (далее - Техническое задание) заказчиком указана лекарственная форма препарата "капсулы" в связи с необходимостью его использования для лечения больных в составе комплексной терапии в соответствии с профилем учреждения.
Лекарственная форма препарата "капсулы" имеет преимущества перед таблетированной формой:
- капсулы позволяют защитить слизистую оболочку пищеварительного тракта от раздражения и окрашивания;
- лекарственные вещества проходят через желудок в неизменном виде;
- при производстве капсул, действующее вещество, не подвергается воздействию;
- капсулы обеспечивают маскировку неприятного запаха или вкуса лекарственного вещества;
- дополнительные вспомогательные вещества, необходимые для изготовления таблеток, оказывают побочные действия на организм.
Предметом данного электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку, а не на изготовление предмета закупки, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2013 N 795н утвержден Перечень закупаемых за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в субъектах Российской Федерации (далее - Перечень). В Перечень включен лекарственный препарат МНН "Моксифлоксацин" (без указания лекарственной формы), требования о том, что закупке подлежат исключительно лекарственные препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП отсутствуют.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФ", поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме, также пояснили, что источником финансирования данной закупки являются предоставленные в 2016 году иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Новгородской области.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" до рассмотрения Жалобы по существу представило в Новгородское УФАС России письменные объяснения (вх. N 3635 от 02.06.2016 Новгородского УФАС России), из содержания которых следует, что ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" не обладает полномочиями по разработке и утверждению извещения о проведении закупки и документации об осуществлении закупки, требования к товарам уполномоченное учреждение не устанавливает.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, представитель уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" поддержал письменные объяснения на Жалобу в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В мае-июне 2016 года заказчиком - ГОБУЗ "НКСЦФ" и уполномоченным учреждением - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на поставку препарата моксифлоксацин для лечения больных туберкулезом для нужд ГОБУЗ "НКСЦФ", извещение N 0850200000416000958 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.05.2016 (начальная (максимальная) цена контракта - 1 393 113,33 рублей).
Документация об электронном аукционе (далее - Документация) утверждена главным врачом ГОБУЗ "НКСЦФ" А.В. Карповым 11.05.2016.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 4.7 извещения об осуществлении рассматриваемой закупки (далее - Извещение) источником финансирования данной закупки является Федеральный бюджет.
Согласно пункту 4.1 Извещения объектом закупки является поставка препарата "Моксифлоксацин".
В соответствии с Техническим заданием необходимо поставить лекарственный препарат с МНН "Моксифлоксацин" в лекарственной форме "капсулы".
Лекарственный препарат с МНН "Моксифлоксацин" в лекарственной форме "капсулы" в Перечень ЖНВЛП не включен.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения от 04.04.2016 N 313/ЛТ-2016-928 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Новгородской области (далее - Соглашение) предметом настоящего Соглашения является предоставление в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Новгородской области в целях финансового обеспечения закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.
При этом, Соглашение не содержит указаний на конкретные международные непатентованные наименования (МНН) или торговые наименования лекарственных препаратов, применяемых при лечении больных туберкулезом на закупку которых предоставлены межбюджетные трансферты.
Согласно пункту 2 Соглашения межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Новгородской области при соблюдении следующих условий:
а) наличие в субъекте медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта и органам местного самоуправления, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом;
б) организация в субъекте диспансерного наблюдения за больными туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.
ГОБУЗ "НКСЦФ" является специализированным учреждением здравоохранения, организующим и оказывающим противотуберкулезную помощь населению Новгородской области.
Таким образом, у заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФ" имелись правовые основания осуществлять закупку препарата "Моксифлоксацин" в любой лекарственной форме, соответствующей потребностям заказчика.
Следовательно, доводы Жалобы в данной части не нашли своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3.2.1 Документации наименования, функциональные и качественные характеристики товара содержатся в Приложении N 1 к Документации (Техническое задание).
В соответствии с Техническим заданием заказчиком - ГОБУЗ "НКСЦФ" в виде таблицы установлены требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара.
В столбце 10 таблицы Технического задания по позиции "Моксифлоксацин" установлено по характеристике "Лекарственная форма" неизменяемое значение "капсулы".
Следует отметить, что в Техническом задании отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащего поставке препарата, установлены минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из пояснений заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФ", в том числе его представителей, являющихся медицинскими работниками (врачами - фтизиатрами), следует, что все установленные заказчиком требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого лекарственного препарата установлены исключительно на основании собственных потребностей учреждения, связанных с оказанием специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, исходя из собственной врачебной практики и интересов пациентов. Выбор лекарственной формы "капсулы" вызван необходимостью снижения отрицательного физиологического воздействия на пациента, поскольку у больных туберкулезом часто встречаются сопутствующие заболевания (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический алкоголизм, употребление наркотиков, вирусные гепатиты и т.д.). Процесс лечения больных туберкулезом включает в себя комплекс лекарственных препаратов (от 5 до 9), которые пациент принимает одновременно.
Техническое задание, в части указания лекарственной формы закупаемого препарата, соответствует потребностям заказчика и не направлено на ограничение числа участников закупки, что подтверждается количеством поступивших на участие в аукционе заявок (шесть).
Таким образом, описание объекта рассматриваемой закупки в части установления лекарственной формы препарата "капсулы" отвечает требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части Жалоба также является необоснованной.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Описание объекта закупки, требования к значениям показателей поставляемого товара (лекарственного препарата с МНН "Моксифлоксацин") приведено в Техническом задании в виде таблицы из 11 столбцов.
Заказчиком установлено в столбце 3 "Количество упаковок" Технического задания значение "1210 упаковок" и в столбце 5 "Минимальное значение показателя" по показателю "Количество в упаковке" значение "5 штук".
В пункте 10.4 Документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
При этом, положения инструкции по заполнению заявки при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 3 Технического задания, не содержат указаний, на то каким образом участники закупки должны заполнять значения показателей указанных в столбце 3.
Согласно, подпункту 1 пункта 10.4.2 Документации при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 Технического задания, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Таким образом, указанное в столбце 3 Технического задания значение показателя "Количество упаковок" является неизменяемым, а указанное в столбце 5 значение количество капсул в потребительской (вторичной) упаковке является минимально допустимым.
Следовательно, при предложении участником закупки более 5 штук в упаковке, общее количество упаковок должно изменятся, однако заказчиком в Документации не предусмотрена возможность изменения общего количества упаковок в зависимости от количества капсул в упаковке.
Исходя из данных Государственного реестра лекарственных средств, размещенных на официальном сайте, grls.rosminzdrav.ru, препарат МНН "Моксифлоксацин" в лекарственной форме "капсулы" (торговое наименование - Ультрамокс) выпускается в потребительской упаковке "пачка картонная", которая может содержать 5, 7, 10, 20, 30, 50, 60, 120 капсул. Таким образом, заказчик ограничил участников закупки в возможности предложить к поставке лекарственный препарат в потребительской упаковке, содержащей более 5 капсул.
В соответствии с Письмом ФАС России от 09.06.2015 N АК/28644/15 "О рассмотрении обращения" типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, в частности:
- необоснованное требование к количеству единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.
Таким образом, отнесение заказчиком - ГОБУЗ "НКСЦФ" в Техническом задании такого показателя товара как количество упаковок к числу показателей, значения, которых не могут изменяться (столбец 3), а также отнесение такого показателя как количество капсул в потребительской (вторичной) упаковке, к числу показателей, значения которых являются минимальными (столбец 5) при неизменяемом количестве упаковок, свидетельствуют о нарушении правил описания объекта закупки и может привести к ограничению количества участников закупки, так как Документация, устанавливая неизменяемые значения терапевтически не значимых характеристик, не позволяет поставить товар с иным количеством упаковок и с большим количеством капсул в потребительской (вторичной) упаковке, что является возможным для производителей и поставщиков исходя из данных Государственного реестра лекарственных средств, размещенных на официальном сайте, grls.rosminzdrav.ru.
Следовательно, в действиях заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФ" содержатся нарушения пунктов 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссия учитывает следующее.
Доказательств того, что выявленные нарушения в действиях заказчика повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено, исходя из общего количества участников рассматриваемой закупки (на участие в ней поступили первые части заявок 6 участников), отсутствия запросов участников закупки о разъяснении положений Документации, касающихся объективности описания объекта закупки в части описания характеристики "Количество упаковок". Как следствие, доказательства нарушения прав и законных интересов участников электронного аукциона, у Комиссии отсутствуют, оснований полагать, что установленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика не имеется.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "КОСМОФАРМ" (107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, корп. 2; фактический адрес: 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 18, стр. 1,оф. 304) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр фтизиопульмонологии" (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д.11; далее - ГОБУЗ "НКСЦФ") при осуществлении им и уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на поставку препарата моксифлоксацин для лечения больных туберкулезом для нужд ГОБУЗ "НКСЦФ", извещение N 0850200000416000958 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.05.2016, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФ" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки (определения поставщика), не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФ".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Руднева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 6 июня 2016 г. N 3817/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016