Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Центр по работе с населением" - Осиповой Ирины Николаевны (доверенность N 729 от 16.06.2016);
- уполномоченного органа - Администрации Боровичского муниципального района - Егоровой Светланы Александровны (доверенность N б/н от 30.03.2016);
- подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Наука-Строительству" - Киселева Игоря Геннадьевича (доверенность N 19 от 08.06.2016),
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Наука-Строительству" (195027, г. Санкт-Петербург, ул. Якорная, д. 14, корп. 3; 195027, г. Санкт-Петербург, а/я 44; далее - ООО "НПО Наука-Строительству", Заказчик) на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Центр по работе с населением" (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - МКУ "Центр по работе с населением") при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания Администрации Боровичского муниципального района расположенного по адресу: Новгородская область город Боровичи ул. Коммунарная д. N 48, являющееся объектом культурного наследия регионального значения Новгородской области как "Здание присутственных мест. Дом Советов", извещение N 0150300002416000066 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 31.05.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
09.06.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "НПО Наука-Строительству" на действия муниципального заказчика - МКУ "Центр по работе с населением" при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания Администрации Боровичского муниципального района расположенного по адресу: Новгородская область город Боровичи ул. Коммунарная д. N 48, являющееся объектом культурного наследия регионального значения Новгородской области как "Здание присутственных мест. Дом Советов", извещение N 0150300002416000066 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
В соответствии с пунктом 9.3.1 Документации об электронном аукционе (далее - Документация) к участникам закупки предъявляются единые требования, в том числе, наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на основании части 3 статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" от 19.04.2012 N 349. При этом должны быть разрешены следующие виды деятельности:
п.4 Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки.
п.7 Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
п.9 Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
п.10 Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
п.15 Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
Однако, податель Жалобы указывает, что в сметной документации отсутствует выполнение таких работ, как ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
Следовательно, требование к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение вышеуказанных работ, установленное в Документации, является излишним, не соответствует фактически выполняемым работам.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО "НПО Наука-Строительству" поддержал ее доводы в полном объеме.
Муниципальный заказчик - МКУ "Центр по работе с населением" предоставил письменные возражения на Жалобу (исх. N 728 от 15.06.2016), в соответствии с которыми требование о наличии у участников закупки лицензии на выполнение работ по ремонту, реставрации и воссозданию оконных и дверных приборов установлено правомерно.
По мнению муниципального заказчика - МКУ "Центр по работе с населением" к дверным и оконным приборам относятся, в частности, шпингалеты, ручки, петли, задвижки и так далее.
В пункте 16 Приложения N 1 к Документации (далее - Техническое задание) предусмотрены такие работы, как изготовление створных оконных переплетов средней сложности по старым образцам с установкой и навеской на петли, из клееных элементов, с криволинейным верхом, круглые переплеты, полукруглые фрамуги, переплеты в люкарни, переплеты с большим количеством членений при горбыльках несложной формы (слуховые окна).
В свою очередь, пункт 17 Технического задания предусматривает изготовление вновь и установку дверных коробок по старому образцу, коробки с прямолинейным верхом, клеевые с количеством слоев: 3.
Так как установка и навеска на петли оконных и дверных заполнений невозможна без оконных и дверных приборов в Документацию было включено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе, с такими видами работ, как ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
Таким образом, муниципальный заказчик - МКУ "Центр по работе с населением" считает установление вышеуказанного требования к участникам закупки законным, а Жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган - Администрация Боровичского муниципального района письменных возражений на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представитель поддержал доводы возражений Заказчика.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В мае-июне 2016 года муниципальным заказчиком - МКУ "Центр по работе с населением" и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания Администрации Боровичского муниципального района расположенного по адресу: Новгородская область город Боровичи ул. Коммунарная д. N48, являющееся объектом культурного наследия регионального значения Новгородской области как "Здание присутственных мест. Дом Советов" (извещение N 0150300002416000066 от 31.05.2016).
Документация утверждена приказом директора МКУ "Центр по работе с населением" Янчинского В.Г. от 30.05.2016 N 137.
Объектом рассматриваемого аукциона является капитальный ремонт крыши здания Администрации Боровичского муниципального района расположенного по адресу: Новгородская область город Боровичи ул. Коммунарная д. N48, являющееся объектом культурного наследия регионального значения Новгородской области как "Здание присутственных мест. Дом Советов". Объем выполняемых работ приведен в Техническом задании, в обосновании начальной (максимальной) цены муниципального контракта (Локальная смета N 1) (Приложение N 3 к Документации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, требование, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе, о наличии у участника закупки лицензии на выполнение определенных работ, может быть установлено только в случае, если содержащееся в документации описание объекта закупки предусматривает выполнение таких работ.
Как указано выше, пунктом 9.3.1 Документации к участникам закупки предъявлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом, при этом лицензией должна быть разрешена, в том числе, деятельность по ремонту, реставрации и воссозданию оконных и дверных приборов.
Однако, из содержания Документации (Приложение N 1 - Техническое задание, Приложения 3 - Локальная смета N 1) не следует, что при выполнении работ, являющихся объектом закупки, необходимо осуществить ремонт, реставрацию и/или воссоздание оконных и дверных приборов в здании Администрации Боровичского муниципального района расположенного по адресу: Новгородская область, город Боровичи, ул. Коммунарная д. N 48, являющимся объектом культурного наследия регионального значения Новгородской области как "Здание присутственных мест. Дом Советов".
При проведении рассматриваемой закупки заказчиком - МКУ "Центр по работе с населением" вообще не установлено требование о выполнении каких-либо работ в отношении оконных и дверных приборов в указанном здании, являющимся объектом культурного наследия.
В соответствии с отзывом на возражение N 728 от 15.06.2016 ООО "НПО Наука-Строительству" (исх. N б/н от 17.06.2016) оконные и дверные приборы, имеющие культурную или историческую ценность (при их наличии), должны быть прописаны в описи предметов охраны, а работы, которые необходимо выполнить по таким оконным и дверным приборам, должны быть указаны в архитектурно реставрационном задании.
На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика - МКУ "Центр по работе с населением" предоставил охранное обязательство N 87 от 16.08.2013 на объект культурного наследия по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48 (далее - Охранное обязательство).
Приложением к данному Охранному обязательству является акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 14.02.2013 (далее - Акт).
В соответствии с пунктом 5 Акта предметов прикладного искусства, в частности оконных и дверных приборов, в здании Администрации Боровичского муниципального района, расположенного по адресу: Новгородская область, город Боровичи, ул. Коммунарная д. N 48, не имеется.
В Предмет охраны, утвержденным приказом Департамента культуры и туризма Новгородской области от 12.08.2013 N 473, оконные и дверные приборы также не входят.
Следовательно, в данном случае оконные и дверные приборы не представляют какой-либо культурно-исторической ценности и выполнение работ по их ремонту, реставрации и воссозданию не целесообразно.
Однако, в Документации установлено требование о наличии у участников рассматриваемой закупки лицензии на деятельность по выполнению ремонта, реставрации и воссозданию оконных и дверных приборов.
Таким образом, в действиях заказчика - МКУ "Центр по работе с населением" содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в предъявлении к участникам закупки неправомерных требований, не основанных на видах работ, являющихся объектом закупки.
Установленные в действиях заказчика нарушения носят существенный характер, могли повлиять на результаты закупки, что дает основания для их устранения путем выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях муниципального заказчика - МКУ "Центр по работе с населением" и уполномоченного органа - Администрации Боровичского муниципального района не выявлено.
Руководствуясь статьями 31, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Наука-Строительству" (195027, г. Санкт-Петербург, ул. Якорная, д. 14, корп. 3; 195027, г. Санкт-Петербург, а/я 44) на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Центр по работе с населением" (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания Администрации Боровичского муниципального района расположенного по адресу: Новгородская область город Боровичи ул. Коммунарная д. N48, являющееся объектом культурного наследия регионального значения Новгородской области как "Здание присутственных мест. Дом Советов", извещение N 0150300002416000066 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.05.2016, обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Центр по работе с населением" нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Центр по работе с населением", уполномоченному органу - Администрации Боровичского муниципального района, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Центр по работе с населением".
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Раскоснов
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 июня 2016 г. N 3417/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016