Резолютивная часть решения оглашена03июня 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 08июня2016 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Грачевского района Оренбургской области -
Представитель ООО "ИнвестАгроСтрой" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестАгроСтрой" на действия администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Грачевского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей вс. Ключи Грачевского района (номер извещения N0153300015016000002),
УСТАНОВИЛА:
27мая 2016г. в Оренбургское УФАС России поступила жалобаООО "ИнвестАгроСтрой"(далее - Заявитель) на действияадминистрации муниципального образования Ключевский сельсовет Грачевского района Оренбургской области(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей вс. Ключи Грачевского района (номер извещения N 0153300015016000002) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику,оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель полагает, что Заказчикомв документации об аукционе установлены излишние требования к составу второй части заявки, некорректно установлены требования к характеристикам толщины стенки и наружному диаметру стальных труб. Помимо этого, Заказчиком установлены излишние требования к химическому, физическому составу материалов, из которых изготавливаются объекты закупки. Также Заказчиком допущена излишняя детализация описания объекта закупки.
Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных объяснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
13.05.2016г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадкибыло размещено извещение и документация о проведении электронного аукционана выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей в с. Ключи Грачевского района (номер извещения N 0153300015016000002).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 603 400,00рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 г. утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016г.
Предметом закупки являетсявыполнение работ по реконструкции водопроводных сетей вс. Ключи Грачевского района, в этой связи, данный аукцион относится к сфере регулирования Постановления N 1457.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В пп. 5 п. 20 Информационной карты установлено: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов (декларация форма N 7). В тоже время, форма N 7 является рекомендуемой формой, что подтверждается пояснениями представителя Заказчика, и не является обязательным требованием для всех участников закупки.
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2016 г. NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики", дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Следовательно, с учетом указанной позиции, установление требования декларации в пп. 5 п. 20 Информационной карты не соответствует положениям ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из указанных норм, Заказчик вправе включить в документацию о закупке только такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы в рамках осуществляемой закупки. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика.
Вместе с тем, установление Заказчиком требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, и, соответственно является нарушением установленных Законом о контрактной системе ограничений при описании объекта закупки.
Комиссией ОренбургскогоУФАС России установлено, что в "Требованиях к применяемым материалам" указаны следующие характеристики:
Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской обычной точности изготовления |
из стали марок БСт2кп-БСт4кп или БСт2пс-БСт4пс. Наружный диаметр 273-325 мм, толщина стенки 6-10 мм. Допускается утолщение стенки у грата на 0,15 мм. Длина трубы не должна быть менее, м: 2. |
При этом, в локальном сметном расчете "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр: 325 мм, толщина стенки 6 мм" в графе количество и общая стоимость, руб. (всего) значения указаны со знаком минус, следовательно, они исключены из сметного расчета и их использование при выполнении работ не предусмотрено. Между тем, исходя из локального сметного расчета, при выполнении работ будутиспользоваться: трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр: 325 мм, толщина стенки 10 мм, что подтвердил представитель Заказчика, присутствовавший на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в "Требованиях к применяемым материалам" установлены излишние требования к характеристикам материала, которые не соответствуют его потребностям (толщина стенки 6 мм, наружный диаметр 273 мм).
Также установлено, что Заказчиком в перечне товаров (материалов), подлежащих использованию при выполнении работ указаны такие материалы как: известь, мастика битумная кровельная горячая, плита перекрытия: 1ПП15-1и их характеристики, что не противоречит предмету закупки, и не исключает возможности указания соответствующих характеристик.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "ИнвестАгроСтрой" на действия администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Грачевского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей вс. Ключи Грачевского района (номер извещения N 0153300015016000002), частично обоснованной.
2. Признать Администрацию муниципального образования Ключевский сельсовет Грачевского района Оренбургской области нарушившимич. 5 ст. 66, п. 1 ч. 1ст. 33Закона о контрактной системе.
3. Выдать Администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Грачевского района Оренбургской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 июня 2016 г. N 08-07-707/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2016