Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 июня 2016 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
администрации г. Оренбурга -
Представитель МБУДО "ДТДиМ" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен,
Представитель ООО "ИнвестАгроСтрой" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестАгроСтрой" на действия МБУДО "ДТДиМ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту санузлов из 1,2,3 этажах и в подвальном помещении в МБУДО "ДТиМ" (номер извещения N0153300066916000587),
УСТАНОВИЛА:
01 июня 2016 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалобаООО "ИнвестАгроСтрой" (далее - Заявитель) на действия МБУДО "ДТДиМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту санузлов из 1, 2, 3 этажах и в подвальном помещении в МБУДО "ДТиМ" (номер извещения N 0153300066916000587) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),Заказчику, администрации г. Оренбурга (далее - Уполномоченный орган), оператору электронной площадкивыставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 08.06.2016 г. до 17 ч. 10 мин.
Исходя из доводов жалобы, Заказчиком допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не установлено требований о предоставлении во второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным положениям ст. 14 Закона о контрактной системе.Кроме того, в пп. 2.12 п. 2 проекта договора Заказчиком установлено, что оплата производится после сдачи подрядчиком и приемки Заказчиком указанных работ, и оформленных Актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справки стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-N 3) по мере исполнения бюджета 2017 года до 31.12.2017 г. Заявитель указывает, что ему не представляется понятным, каким образом будет производиться оплата за выполненные работы в период действия бюджета 2016 года. Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком при описании характеристик товаров, (материалов), подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, Заказчиком не указано какие из величин являются шириной, высотой или длиной (поз. N 10, 11, 23. 29, 36, 39, 40, 54,55, 63, 67, 74, 78). Также Заявитель указал, что по многим позициям материалы, подлежащие использованию при выполнении работ, дублируются, что вводит участников закупки в заблуждение.
Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, пояснив, что положения документации об аукционе полностью соответствуют положениям Закона о контрактной системе, при указании порядка оплаты. Заказчиком указан окончательный срок оплаты выполненных работ, при указании характеристик товаров Заказчик не обязан указывать какие из показателей являются длиной, ширинойи высотой, кроме того, участникам закупки, которые имеют опыт строительства, представляется понятным какие из показателей относятся к длине, какие к ширине и высоте. Дублирование материалов объясняется наличием двух локальных сметных расчетов, в соответствии с которыми и составлялись сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию при выполнении работ.
От Заказчика поступило ходатайство о предоставлении возможности внесения изменений в проект контракта, касающихся уточнения порядка оплаты, при его направлении победителю аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
25.05.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещениеи документация опроведении электронного аукционана выполнение работ по ремонту санузлов из 1,2,3 этажах и в подвальном помещении в МБУДО "ДТиМ" (номер извещения N 0153300066916000587).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет2209607,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом предмета закупки. Заказчиком в документации об аукционе и в извещении о закупке установлено соответствующее требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в ст. 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457.
На основании совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 28.04.2016 г. по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми органами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51, пунктом 2 части 5 статьи 66, пунктом2 части 4 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 88 Закона N° 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе, запросе предложений, закрытом аукционе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащимобразом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Таким образом, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но вразмере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В извещении указан План оплаты исполнения контракта за счет бюджетных средств - оплата за 2016 год - 900000,00 рублей, за 2017 год - 1000000,00 рублей. План оплаты исполнения контракта за счет внебюджетных средств оплата за 2016 год - 309607,00 рублей.
При этом, в п. 2.12 проекта контракта указано,что оплата производится после сдачи подрядчиком и приемки Заказчиком указанных работ, и оформленных Актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) и Справки стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-N 3) по мере исполнения бюджета 2017 года до 31.12.2017 г.
В этой связи, в извещении и проекте контракта имеются противоречия относительно порядка оплаты (что является нарушением положений ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе), поскольку не представляется понятным, в связи с чем, при наличии средств в бюджете 2016 года (900000,00 рублей и 309607,00 рублей), и при указании плана оплата в извещении, согласно которому оплата в указанном размере будет произведена в 2016 г., проект контракта предусматривает оплату только по мере исполнения бюджета 2017 г. Доводы представителя Уполномоченного органа об указании в проекте контракта только окончательных сроков оплаты, являются неубедительными, поскольку извещение и документация об аукционе содержат противоречия относительно возможности частичной оплаты в 2016 г., что подтверждается ходатайством Заказчика.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Установлено, что Заказчиком в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, при описании характеристик по позициям N 10 ("блок дверной" - показатель "размер"), 11 ("блок оконный" - показатель "размер"), 23 ("умывальники" - показатель "размер"). 29 ("радиатор" - показатель "габаритные размеры 1 секции"), 36 ("светильник" - показатель "размеры"), 39 ("профиль направляющий ПН" - показатель "размер"), 40 ("профиль потолочный ПП" - показатель "размер"), 54 ("блок дверной" - показатель "размер"),55 ("блок дверной" - показатель "размер"), 63 ("умывальники" - "размер"), 67 ("унитаз-компакт" - показатель "габаритные размеры"), 74 (Светильник.." - показатель "размер"), 78 ("кирпич" - показатель "размер").
Довод представителя Уполномоченного органа относительно того, что Заказчик имеет право не указывать, какие из показателей относятся к длине, ширине, а какие к высоте, являются несостоятельными, противоречащими смыслу положений п. 1 ч. 1 ст. 64. ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик, устанавливая показатели товаров (материалов),подлежащих использованию при выполнении работ, обязан указать их,не допуская двусмысленности, в целях надлежащей подачи и рассмотрения заявок.
Между тем, сохраняя баланс интересов сторон, учитывая, что указанные показатели по данным позициям являются общеизвестными, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным выдать предписание только о внесении соответствующих изменений в проект контракта относительно порядка оплаты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобуООО "ИнвестАгроСтрой" на действия МБУДО "ДТДиМ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту санузлов из 1,2,3 этажах и в подвальном помещении в МБУДО "ДТиМ" (номер извещения N 0153300066916000587), частично обоснованной.
1. Признать МБУДО "ДТДиМ" нарушившим положения ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Выдать МБУДО "ДТДиМ" предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 июня 2016 г. N 08-07-748/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016