Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу СПАО "Ингострах" (далее - Заявитель) на действия Котировочной комиссии ФКУ "ЖКУ ГУФСИН по ПК" (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (изв N 0356100016916000010),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100016916000010 ФКУ "ЖКУ ГУФСИН по ПК" (далее - Заказчик) проводился запрос котировок на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17 мая 2016 г. заявки ОАО "АльфаСтрахование", САО "ВСК", ПАО "Россгосстрах", ЗАО "МАКС", СПАО "Ингострах", АО "СОГАЗ", ООО "Зетта Страхование" признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок. ОАО "АльфаСтрахование", чье предложение о цене контракта составило 220 629,56 руб., признано победителем запроса котировок.
Заявитель указывает, что заявки ОАО "АльфаСтрахование", САО "ВСК", ПАО "Россгосстрах", ЗАО "МАКС", ООО "Зетта Страхование" должны были быть отклонены Котировочной комиссией, указывает, что верный расчет был лишь в заявках СПАО "Ингосстрах", АО "СОГАЗ".
Исследовав представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия находит доводы подателя жалобы обоснованными в части.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст.73 Закона о закупах).
В соответствии с ч.1 ст.74 Закона о закупках Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В ч. 1 ст. 78 Закона о закупках установлено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Согласно ч. 7 ст. 78 Закона о закупках, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 73 Закона о закупках, заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона об ОСАГО).
Следует отметить, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (части 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что установленные в соответствии с обозначенным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Согласно п. 2.1 Положения "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденное ЦБ РФ 19.09.2014 N 431-П (далее - Положение), страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Банк России установил Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Коэффициенты страховых тарифов, Требования к структуре страховых тарифов, а также Порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО (Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядку их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств") (далее - Указание Банка России).
Следовательно, цена контракта должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Указанием Банка.
В Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" закреплено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, что как раз и направлено на обеспечение Котировочной комиссии возможности оценить заявки участников, а участникам сформировать свое предложение.
В извещении о проведении запроса котировок (Приложение N 3) приведено экономическое обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в частности, установлено, что расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта проводится в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (тарифный метод).
Согласно расчету Заказчика начальная (максимальная) цена контракта составляет 227 806,89 руб.
Предложенная ОАО "АльфаСтрахование", равно как и цена, предложенная ООО "Зета Страхование", составила 220 629,56 руб.
Разница в цене сложилась ввиду того, что при расчете премии по позициям 8, 9 - UAZ PATRIOT и ГАЗ-2752 ОАО "АльфаСтрахование", ООО "Зета Страхование" был применен коэффициент КБМ равный 1.
Как указано выше, расчет начальной (максимальной) цены контракта производился Заказчиком тарифным методом на основании тарифов и коэффициентов, поименованных в Указании.
В п.3 извещения о проведении запроса котировок указано, что описание объекта закупки приведено в Приложении N 2 "Техническое задание".
В данном приложении Заказчиком обозначен перечень транспортных средств с указанием марки, модели, гос.номера, категории ТС и т.д.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что при определении цены контракта Заказчиком по спорным позициям применен КБМ равный 1.4.
Правильность применения данного коэффициента ОАО "АльфаСтрахование", ООО "Зетта Страхование" в установленные законодательством сроки оспорена не была.
С учетом изложенного, поскольку заявка не соответствовала требованиям, обозначенным в извещении о проведении запроса котировок, в действиях Котировочной комиссии имеется нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках.
Более того, именно за счет использования ненадлежащих и не соответствующих извещению о проведении запроса котировок коэффициентов КБМ (заниженных коэффициентов) ценовое предложение по размеру страховой премии ОАО "АльфаСтрахование" явилась меньше максимально возможного для указанных транспортных средств, что означает получение данным участником необоснованных преимуществ, не основных на Законе о закупках и иных нормативно-правовых актов.
Комиссия Пермского УФАС отмечает, что Котировочной комиссии необходимо рассматривать заявки с учетом отраслевой специфики проводимой закупки, чего в рассматриваемом случае сделано не было, и, как следствие, предложенная ОАО "АльфаСтрахование", ООО "Зетта Страхование" цена контракта явилась меньше максимально возможной для указанных транспортных средств.
Представитель ОАО "АльфаСтрахование" пояснил, что при расчете цены контракта им была взята информация о КБМ равном 1 из открытых источников, на этом основании полагает, что заявка признана соответствующей с соблюдением норм законодательства.
Согласно пункту 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Согласно п.1.8 Положения, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил. Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.
Как указывалось ранее, согласно пункту 1.8 Положения при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, договор обязательного страхования должен быть заключен, исходя из представленных страхователем сведений.
Следовательно, в данном случае у ОАО "АльфаСтрахования" не имелось правовых оснований для применения при расчете коэффициента, отличного от указанного в извещении о проведении запроса котировок.
Комиссия признает обоснованным довод подателя жалобы о том, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта по позиции 19 - ПАЗ 4234 Заказчиком допущена арифметическая ошибка, страховая премия по данному автотранспортному средству действительно равна 11 369,16 руб. (что было подтверждено представителем Заказчика), а не 12000,78 руб.
При таких обстоятельствах Заказчиком допущено необъективное описание объекта закупки, и, как следствие, нарушены требования, обозначенные в п.1 ч.1 ст.73 Закона о закупках.
Именно ввиду того, что СПАО "Ингосстрах" и АО "СОГАЗ" при расчете цены была учтена не сумма, указанная в извещении о проведении запроса котировок, а верная сумма, цена контракта, предложенная этими участниками, была отличной от заявленной.
Как указано выше, заявки также были признаны соответствующими требованиям, изложенным в извещении о проведении запроса котировок.
Вместе с тем, поскольку цена контракта, предложенная СПАО "Ингосстрах", АО "СОГАЗ" - 227 175, 27 руб. не соответствовала цене, установленной Заказчиком, данные заявки признаны соответствующими в нарушение требований, обозначенных в ч.7 ст.78 Закона о закупках.
В заявках САО "ВСК", ПАО "Росгосстрах", ЗАО "МАКС" была предложена цена, указанная Заказчиком - 227 806,89 руб., и, как следствие, оснований для отклонения данных заявок у Котировочной комиссии не имелось.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СПАО "Ингосстрах" на действия Котировочной комиссии ФКУ "ЖКУ ГУФСИН по ПК" при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (изв N 0356100016916000010) обоснованной в части признания заявок ООО "Зетта Страхование", ОАО "АльфаСтрахование" соответствующими требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
2. Признать в действиях Котировочной комиссии ФКУ "ЖКУ ГУФСИН по ПК" нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Котировочной комиссии ФКУ "ЖКУ ГУФСИН по ПК" нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения выявленных нарушений, выдать Заказчику, Котировочной комиссии предписание.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Котировочной комиссии ФКУ "ЖКУ ГУФСИН по ПК", должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 мая 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2016