Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ХорусТендер" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и ЖКХ Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на выполнение работ "Создание регионального сегмента ГИС ЖКХ на основе единой открытой информационно-аналитической системы энергопотребления Пермского края" (извещение N 0156200009916000164),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009916000164 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на выполнение работ "Создание регионального сегмента ГИС ЖКХ на основе единой открытой информационно-аналитической системы энергопотребления Пермского края".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
В соответствии с п.2 Раздела 4 конкурсной документации подробное описание объекта закупки и условий контракта установлены в Главе 5 "Техническое задание" и Главе 6 "Проект государственного контракта".
Заявитель указывает, что описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку в документации отсутствует информация о текущем состоянии подлежащей доработке системе, предполагаемом объеме работ, также указывает, что в Техническом задании отсутствуют требования к уровню защищенности будущей системы, уровень доступа и обработки персональных данных, в этой связи ООО "ХорусТендер" не может подать заявку, сформировать предложение о цене контракта.
Представители Заказчика с доводами не согласны по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия, проанализировав требования, изложенные в документации о закупке, находит доводы подателя жалобы подлежащими удовлетворению.
Так, согласно документации о закупке необходимо выполнить работы по созданию регионального сегмента ГИС ЖКХ на основе единой открытой информационно-аналитической системы энергопотребления Пермского края".
При этом, представитель Заказчика пояснил, что ранее в рамках другого заключенного контракта ЗАО "Прогноз" была разработана система, которую необходимо интегрировать в ГИС ЖКХ.
Упоминание об указанной закупке содержится в Техническом задании (п.10.1.2) в следующей формулировке: Техническое задание на оказание услуг по разработке и реализации проекта Единой открытой информационно-аналитической системы энергопотребления Пермского края (Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, заказ N 0156200009913000506).
Результат работ по закупке N 0156200009913000506 в состав настоящей документации не входит, на официальном сайте не размещен. Представитель Заявителя пояснил, что в случае, если бы имелась возможность ознакомиться с результатом работ по предыдущей закупке, у ООО "ХорусТендер" вопросов не возникло бы.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В Техническом задании имеется указание на то, что необходимая для работ по ТЗ документация и дистрибутивы на ЕИАС ЭП ПК передаются Заказчиком по запросу Исполнителя до начала работ на территории Заказчика после заключения государственного контракта по акту приема-передачи.
Согласно п.3.4 Технического задания в случае необходимости, для выполнения работ в соответствии с настоящим техническим заданием, Исполнитель приобретает материалы и оборудование, требуемые для обеспечения защиты информации.
В п.4.1.1 Технического задания обозначено, что в рамках работ должно быть доработано прикладное программное обеспечение Системы, функционирующее на аппаратном обеспечении Заказчика.
Функциональная схема ЕИАС ЭП ПК и ее подробное описание предоставляется Заказчиком по запросу Исполнителя на территории Заказчика в бумажном виде после заключения государственного контракта.
Комиссией с целью уточнения требований Заявителя и позиции Заказчика были запрошены дополнительные пояснения.
Заказчик в письменных пояснениях указывает, что документацию и дистрибутивы на существующую Единую открытую информационно-аналитическую систему энергопотребления Пермского края (далее - - ЕИАС ЭП ПК), на основе которой согласно условиям документации необходимо создать региональный сегмент ГИС ЖКХ не представляется возможным разместить в ЕИС, поскольку исключительные права на использование программы для ЭВМ Prognoz Platform 7, на базе которой создана ЕИАС ЭП ПК, принадлежат разработчику ЗАО "Прогноз" (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 03.08.2012 года). Ссылается на ст. 1229 ГК РФ, в соответствии с которой, Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Лицензионный договор, заключенный между Заказчиком и ЗАО "Прогноз" не предусматривает право лицензиата на размещение документации о программе ЭВМ в общедоступных ресурса. Таким образом, в соответствии с п.п. 1.11, 2.1. Технического задания необходимая для работ по техническому заданию документация и дистрибутивы передаются Заказчиком по запросу до начала работ на территории Заказчика после заключения контракта по акту приема-передачи.
Податель жалобы указывает, что для определения объема и стоимости работ по доработке системы необходима следующая информация и документы о фактическом состоянии ЕАИС ЭП ПК: перечень входных сигналов и данных ЕАИС ЭП ПК ГОСТ 34.2012 (в том числе, описание процедур импорта данных, АРI, Web-сервисы), описание информационного обеспечения ЕАИС ЭП ПК ГОСТ 34.201, в том числе, соответствие существующего программного модуля требования, предъявляемым к региональному сегменту ГИС ЖКХ, требование к защите данных при их передаче внутри системы, возможность самостоятельной эксплуатации, описание организации информационной базы и массива информации ЕАИС ЭП ПК ГОСТ 34.201 (в том числе, схемы, связи между таблицами, базами данных, объем хранимых данных, объем дополнительно загружаемых данных), описание систем классификации и кодирования, описание комплекса технических средств, программного обеспечения, описание организационной структуры, исходный код системы и т.д.
Комиссия отмечает, что убедительных доказательств того, что описание объекта закупки носит объективный характер, что изучив документацию, любое заинтересованное лицо может сформировать предложение о цене контракта, определить объем предстоящей работы, в принципе, оценить целесообразность и экономическую выгоду участия в закупке, Комиссии не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают положения п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Довод Заказчика со ссылкой на ст.1229 ГК РФ отклоняется Комиссией, поскольку в данном случае результаты интеллектуальной деятельности не будут использоваться по смыслу, придаваемому ГК РФ, потенциальный участник закупки будет знакомиться с результатом интеллектуальной деятельности в целях формирования своего предложения по данной закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ХорусТендер" на действия Министерства строительства и ЖКХ Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса на выполнение работ "Создание регионального сегмента ГИС ЖКХ на основе единой открытой информационно-аналитической системы энергопотребления Пермского края" (извещение N 0156200009916000164) обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства строительства и ЖКХ Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2016