Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0156100011616000030),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0156100011616000030, Заказчиком проводился открытый конкурс обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.05.2016 г., заявка САО "ВСК" признана соответствующей требованиям конкурсной документации, заявке САО "ВСК" присвоен второй номер.
Податель жалобы указывает, что Конкурсная комиссия незаконно не приняла к оценке в качестве подтверждения квалификации справку о наличии централизованной системы, а также копии уведомлений о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения по пяти подразделениям.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в п. 18 Раздела 2 конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), являются "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Одним из показателей критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", подлежащих оценке, является показатель "Наличие у участника централизованной системы, позволяющей предоставлять оперативные отчеты о ходе исполнения государственного контракта". Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 25 баллов. Количество баллов по данному критерию равно: есть - 25 баллов, нет - 0 баллов.
В заявке САО "ВСК" в качестве подтверждения наличия у участника централизованной системы, позволяющей предоставлять оперативные отчеты о ходе исполнения государственного контракта, приложена справка о наличии у САО "ВСК" централизованной системы, позволяющей ежемесячно предоставлять оперативные отчеты о ходе исполнения государственного контракта, которая внедрена по всей филиальной сети на территории Российской Федерации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок по данному подкритерию САО "ВСК" присвоено 0 баллов.
В п. 18 Раздела 18 конкурсной документации обозначено, что образец заполнения предложения о качестве услуг, сведения о квалификации участника закупки и цене государственного контракта (приложение N 2).
Вместе с тем, в приложении N2, которое является формой предложения о качестве услуг, сведения о квалификации участника закупки и цене государственного контракта, отсутствует требование об указании наличия или отсутствия у участника централизованной системы, позволяющей предоставлять оперативные отчеты о ходе исполнения государственного контракта.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы указала, что данная форма определяется участником закупки самостоятельно и может включать описание участника конкурса и условий исполнения контракта участником конкурса по нестоимостным критериям оценки заявок с приложением копий подтверждающих документов для проведения оценки конкурсной заявки.
При этом, Комиссией установлено, что в конкурсной документации отсутствуют требования к описанию предложения участника открытого конкурса, указано лишь то, что предложение участника закупки должно быть достоверным, соответствовать требованиям действующего законодательства и не содержать признаков недобросовестной конкуренции, что не соответствует требованиям Закона о закупках.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
С учетом того, что из требований конкурсной документации не следует, каким образом участник закупки должен указать в заявке сведения о наличии у участника централизованной системы, позволяющей предоставлять оперативные отчеты о ходе исполнения государственного контракта, в действиях Конкурсной комиссии, не принявшей к оценке сведения, содержащиеся в заявке подателя жалобы по данному подкритерию, имеется нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о закупках.
Одним из критериев является "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному критерию каждой заявке выставляется значение от 0 до 80 баллов. Количество баллов по данному критерию равно: есть - 25 баллов, нет - 0 баллов. В рамках данного критерия необходимо наличие документально подтвержденных, стационарно работающих подразделений Страховщика по месту фактической дислокации Заказчика и его филиалов, а именно:
N п/п |
Наименование Филиала ФГКУ УВО ГУ ГУ МВД России по Пермскому краю |
1 |
Березниковский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
2 |
Верещагинский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
3 |
ОВО по Добрянскому району - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
4 |
Краснокамский МОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
5 |
Кунгурский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
6 |
Кудымкарский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
7 |
ОВО по Лысьвенскому городскому округу - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
8 |
Осинское ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
9 |
Очёрское МОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
10 |
Соликамский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
11 |
ОВО по Чайковскому району - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
12 |
Чусовской ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
13 |
УВО по городу Перми - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
14 |
ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Количество баллов по данному критерию равно:
N п/п |
Наименование Филиала ФГКУ УВО ГУ ГУ МВД России по Пермскому краю |
Кол-во присуждаемых баллов (Наличие или отсутствие подразделений Страховщика) |
1 |
Березниковский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
2 |
Верещагинский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
3 |
ОВО по Добрянскому району - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
4 |
Краснокамский МОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
5 |
Кунгурский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
6 |
Кудымкарский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
7 |
ОВО по Лысьвенскому городскому округу - ф-л ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
8 |
Осинское ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
9 |
Очёрское МОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
10 |
Соликамский ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
11 |
ОВО по Чайковскому району - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
12 |
Чусовской ОВО - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
13 |
УВО по городу Перми - филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
14 |
ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю |
Наличие - 5 баллов Отсутствие - 0 баллов |
Отсутствие стационарно работающих подразделений Страховщика по месту фактической дислокации Заказчика и его филиалов - 0 баллов.
Комиссией установлено, что в Приложении N2 к конкурсной документации указано, что наличие стационарно работающих подразделений Страховщика может быть подтверждено следующими документами: - Копией уведомления о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения.
В заявке САО "ВСК" в качестве подтверждения наличия у участника закупки стационарно работающих подразделений Страховщика по месту фактической дислокации Заказчика и его филиалов имеются копии уведомлений о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения по всем указанным в конкурсной документации местам дислокации Заказчика и его филиалов, кроме г. Верещагино и г. Очера, что было подтверждено представителем Заявителя.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок по данному критерию САО "ВСК" присвоено 35 баллов. Конкурсной комиссией присвоено 0 баллов по стационарно работающим подразделениям Страховщика в г. Верещагино, г. Добрянке, г. Кунгуре, г. Кудымкаре, г. Оса, г. Очере, г. Чайковском.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Конкурсной комиссии пояснила, что Заказчиком был сделан запрос (исх. N16-2/1383) в УФНС России по Пермскому краю, из ответа (исх. N14-12/07609@ от 25.05.2016г.) на который следует, что САО "ВСК" не имеет поставленных на учет обособленных подразделений в г. Добрянке, г. Кунгуре, г. Кудымкаре, г. Оса, г. Чайковском, в связи с чем, Конкурсной комиссией САО "ВСК" было присвоено лишь 35 баллов по данному критерию.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что в конкурсной документации отсутствует указание на то, что подразумевается Заказчиком под стационарно работающими подразделениями с учетом того, что в Приложении N2 одновременно говорится и об обособленных подразделениях.
Кроме того, Заказчиком не установлено в документации о закупке требование о том, что стационарно работающие подразделения должны функционировать и стоять на учете в налоговом органе.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
Таким образом, с учетом требований конкурсной документации и документов, представленных в составе заявки подателя жалобы, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0156100011616000030) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения ч. 5 ст. 53 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пп. 4, 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, членов Конкурсной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2016