Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Уралинвест" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), Министерства строительства и ЖКХ Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, для Пермского края (Извещение N 0156200009916000229),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009916000229 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на выполнение работ по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, для Пермского края.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
В соответствии с п.2 Раздела 4 конкурсной документации подробное описание объекта закупки и условий контракта установлены в главе V "Техническое задание", в главе VI "Проект государственного контракта".
Заявитель указывает, что описание объекта закупки не носит объективный характер.
Представители Заказчика с доводами не согласны по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с п.3 ст.13 Закона о закупках, в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Комиссия, проанализировав требования, изложенные в документации о закупке, находит доводы подателя жалобы подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Так, как указано выше, объектом закупки является выполнение работ по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, для Пермского края.
Требования к работам, к их результату, условия выполнения работ, основные задачи обозначены в Техническом задании документации о закупке.
В соответствии с условиями Технического задания работы выполняются в три этапа, в частности:
Этап I. Анализ и оценка деятельности по регулированию обращения с отходами на территории Пермского края.
Срок выполнения работ по этапу - до 31 июля 2016 года.
Результат работ I этапа:
- характеристика источников образования отходов на территории Пермского края;
- характеристика объектов по накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию, отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Пермского края;
- оценка объемов образования, обезвреживания, утилизации и размещения отходов на территории Пермского края в разрезе групп однородных отходов и классов опасности отходов;
- установление групп отходов (в том числе биологических и медицинских отходов), подлежащих учёту в Схеме;
- прогноз изменения объемов образования отходов на территории Пермского края;
- анализ состояния существующих объектов размещения отходов, целесообразности их реконструкции, закрытия и рекультивации; становление мощностей для переработки утилизации отходов;
- финансово-экономическое обоснование создания и эксплуатации межмуниципальной системы обращения с отходами на территории Пермского края (далее - финансовая модель), позволяющее оценить и прогнозировать уровень затрат на создание, эксплуатацию основных производственных мощностей, с учетом макроэкономических данных, в том числе за счет кредитных средств, и себестоимость услуг в сфере обращения с отходами (в соответствии с Приложением 3 к Техническому заданию), в том числе:
а) срока создания Объектов межмуниципальной системы обращения с отходами;
б) срока эксплуатации Объектов межмуниципальной системы обращения с отходами;
в) срока реализации проекта по созданию и эксплуатации Объектов межмуниципальной системы по обращению с отходами;
г) обоснования стоимости создания Объектов межмуниципальной системы обращения с отходами, с учетом затрат на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, покупку необходимого оборудования и механизмов;
д) расчета объемов твердых коммунальных отходов, поступающих на Объекты межмуниципальной системы обращения с отходами;
е) прогнозной структуры финансирования, условий по заемному финансированию (процентные ставки, график получения и обслуживания долга);
ж) прогнозного объема валовой выручки с расчетом тарифа на сбор и утилизацию ТКО;
з) расчета показателей эффективности проекта.
Этап II. Разработка Схемы.
Срок выполнения работ по этапу II - до 01 октября 2016 года.
Результат работ II этапа:
- данные о количестве образующихся отходов на территории Пермского края с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
- данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в Пермском крае (с разбивкой по годам до 2026 года, с расчетами и пояснениями с учетом социально-экономического развития Пермского края).
- перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, которые учитывают основные положения Схемы, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, сроки проведения указанных мероприятий, объемы и источники их финансирования;
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории Пермского края;
- данные о нахождении объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, с учетом существующего состояния и создания межмуниципальных полигонов ТКО, МСК, МПС на земельных участках указанных в приложении 1 к Техническому заданию;
- транспортно-логистическое обоснование и схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов,
Подрядчик предоставляет Заказчику Проект Схемы (текстовые и картографические материалы согласно приложению 2 к Техническому заданию и информационно-справочные материалы к Схеме, а также проект технического здания на разработку электронной модели Схемы в соответствии с требованиями ГОСТ 34.602-89, Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" и финансово-экономическое обоснование создания электронной модели Схемы, согласно приложению 4 к Техническому заданию.
В случае если в период реализации II этапа оказания услуг Пермским краем будет принято решение о проведении конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в сфере обращения с отходами, то их территориальная дислокация включается в разрабатываемую Схему.
В п.4.5 Технического задания указано, что схема соответствует требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона, действующей с 01.01.2016) и Федеральному закону от 28.11.2015 N 357-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.03.2106 N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", а также расположению земельных участков, предназначенных для размещения объектов межмуниципальной системы в сфере обращения с отходами, согласно Приложению 1 к Техническому заданию.
Согласно требованиям Технического задания (п.п.4.6, 4.11) Схема состоит из разделов:
а) нахождение источников образования отходов;
б) количество образующихся отходов;
в) целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;
г) места накопления отходов;
д) объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
е) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
ж) схема потоков отходов;
з) приложения.
Раздел "Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов" содержит:
а) наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
б) сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);
в) данные о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов.
Как указано выше, в соответствии с п.4.16 результатом работ по 2 этапу являются, в том числе, данные о нахождении объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, с учетом существующего состояния и создания межмуниципальных полигонов ТКО, МСК, МПС на земельных участках указанных в приложении 1 к Техническому заданию.
Приложением N 1 к Техническому заданию являются Требования к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов обращения с отходами, в которых указаны требования к земельным участкам, например, земельный участок для размещения мусороперегрузочной станции (далее - МПС) в Красновишерском муниципальном районе:
удаленность от дороги с твердым покрытием не более 500 м; площадь не менее 0,6 га; категория земель и вид разрешенного использования соответствуют документам территориального планирования и градостроительного зонирования в целях обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации МПС; возможность организации санитарно-защитной зоны в соответствии с действующим законодательством; наличие или возможность присоединения к сетям водоснабжения и электроснабжения и т.д.
Комиссия отмечает, что в п.2 Приложения N 5 к Постановлению Правительства Пермского края от 5 мая 2016 года N 278-П "О заключении концессионного соглашения по созданию межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Пермского края в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" определены Требования к отдельным Земельным участкам, представляемым для размещения и использования (эксплуатации) отдельных единиц недвижимого имущества в составе Объекта Концессионного соглашения, в частности, земельный участок для размещения мусороперегрузочной станции (далее - МПС) в Красновишерском муниципальном районе: удаленность от дороги с твердым покрытием - не более 500 м; площадь - не менее 0,6 га; категория земель и вид разрешенного использования должны соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования в целях обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации МПС; возможность организации санитарно-защитной зоны - в соответствии с действующим законодательством; наличие или возможность присоединения к сетям водоснабжения и электроснабжения и т.д.
То есть Заказчиком произведен самостоятельный выбор территориальных границ, площади земельных участков, а также указаны конкретные муниципальные образования, тогда как в соответствии с требованиями конкурсной документации это должен выполнить победитель закупки, в том числе, в рамках выполнения работ по 1 этапу "Анализ и оценка деятельности по регулированию обращения с отходами на территории Пермского края" на основании анализа существующих объектов размещения отходов, целесообразности их реконструкции, закрытия и рекультивации, а также в рамках предложения финансово-экономического обоснования создания и эксплуатации межмуниципальной системы обращения с отходами на территории Пермского края.
При таких обстоятельствах Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены положения п.3 ст.13, п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Убедительных доказательств обратного не представлено.
Доводы Заказчика, изложенные в письменных пояснениях (вх. N 008259-16) о том, что Приложение 1 к Техническому заданию не является перечнем конкретных земельных участков, требования носят общий характер, без привязки к географическим координатам, о том, что участник может предоставить обоснование использования иного варианта размещения объектов, не противоречащий законодательству Российской Федерации, отклоняется как несостоятельный, опровергается материалами жалобы и обстоятельствами, приведенными выше.
Комиссия отмечает, что в документации о закупке не указано, что участник по итогам выполнения работ может предложить земельный участок, находящийся на другой территории, имеющий иную площадь, иную отдаленность от дороги и т.д.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уралинвест" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Министерства строительства и ЖКХ Пермского края при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, для Пермского края (Извещение N 0156200009916000229) обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства строительства и ЖКХ Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Министерства строительства и ЖКХ Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение п.3 ст.13 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2016