Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Автодорстрой" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации Пухляковского сельского поселения при проведении электронного аукциона N 0158300022116000001 "ремонт внутрипоселковой автодороги и тротуаров по ул.Центральная в х.Пухляковский, Усть-Донецкого района Ростовской области" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Микеров И.С.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. Заявитель указывает, что формирование документации об аукционе противоречит требованиям Закона.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы; просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
17.05.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 6 060 915.00 рублей.
1) В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Закона, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Положениями документации предусмотрен порядок действий Заказчика, в случае снижения цены контракта участниками торгов в нарушение требований Закона. В частности, согласно п. 20 информационной карты документации контракт с таким участником заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона.
Заказчиком нарушена ч. 2 ст. 37 Закона.
2) В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона Заказчик устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 5 статьи 31 Закона предусматривает, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Часть 1 ст. 31 Закона содержит единые требования к участникам закупки, устанавливаемые Заказчиками при осуществлении закупки.
Документация по аукциону содержит требования к участникам торгов в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона (п. 9 информационной карты документации).
Извещение данных требований к участникам аукциона не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
3) Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Часть 5 ст. 66 Закона содержит закрытый перечень документов и сведений, подлежащих включению в состав второй части заявки.
В частности, в соответствии с п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Сведения, указанные в извещении, должны соответствовать, информации, указанной в документации (ч. 1 ст. 64 Закона).
Согласно извещению участники торгов обязаны представить, в том числе, "декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ". Документация указанного требования не содержит.
Учитывая изложенное, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части наличия разночтений в требованиях к составу второй части заявки.
3) Ростовское УФАС России полагает, что действия Заказчика по разработке и размещению в ЕИС документации об аукционе, с учетом метода формирования Технического задания и Инструкции по заполнению заявок на участие в торгах, нарушают принцип открытости и прозрачности закупок; затрудняют участникам торгов подготовку заявок на участие в аукционе; имеют своей целью ограничение количества потенциальных участников.
Позиция Ростовского УФАС России основана на следующем:
Требования к содержанию документации об аукционе установлены ст.64 Закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Также пункт 2 части 1 статьи 64 Закона предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Согласно положениям ст.66 Закона для участия в электронном аукционе участник закупки подает заявку, состоящую из двух частей. Первая часть такой заявки должна содержать конкретные показатели товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, ч. 4 ст. 67 Закона, определяя порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке соответствия предложенных участниками закупки товаров требованиям документации. В случае, несоответствия предложения участника аукциона о товарах требованиям документации, такому участнику аукционная комиссия отказывает в допуске к участию в аукционе, и как следствие указанный участник лишается возможности претендовать на заключение контракта, путем снижения начальной цены контракта.
Процесс подготовки участника закупки к участию в аукционе состоит из следующих этапов:
изучение документации об аукционе - ознакомление с условиями контракта, анализ требований к используемым материалам;
подготовкой предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации - выбор товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, перечисление характеристик таких товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для совершения указанных выше действий участника по подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупок.
Исполнение требований указанных норм должно быть направлено на достижение целей законодательства о контрактной системе, установленных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Учитывая прямые запреты Закона, а также цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что включение Инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей Заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания Инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Из фактических обстоятельств дела следует следующее:
Требования к закупаемым товарам (Описание объекта закупки) размещены в отдельном файле, размещенном в формате PDF. Техническое задание размещено на 16 листах. Требования к товарам размещены как в форме таблиц, так в форме сплошного текста. С целью определения конкретного вида, либо типа, либо модели товара Заказчиком установлены различные показатели данного товара. Указав одну из характеристик товара, участник уже определяет конкретный вид (тип, марку) товара. Однако, Заказчик помимо прочего обязывает дать предложения и по иным характеристикам данного товара. Подобные действия создают дополнительные трудности для участников торгов.
В составе документации представлена Инструкция по заполнению заявок. Данная Инструкция представляет собой два листа текста. Обязанность Заказчика по подготовке данного раздела документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании требований Заказчика как к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, так требований к самому товару (показателям его характеризующим). Инструкция по данной закупке не отвечает названным принципам Закона.
При описании товаров Заказчиком применяются различные методы:
при описании различных товаров используются пунктуационные знаки, имеющие противоположные значения. Например, соединительный союз "," следует считать союзом "или";
при описании объекта закупки используются различные виды скобок, которые в зависимости от вида (фигурные или круглые) следует считать по-разному. Например, в круглых скобках Заказчиком установлены "альтернативные значения", при этом, не указаны критерии "альтернативности". Значения показателей, заключенных в фигурные скобки", конкретизации не подлежат. Необходимо отменить, что стандарты и ГОСТы на те или иные товары не содержат подобных скобок;
при описании объекта закупки используется способ отличный от соответствующего ГОСТа, стандарта. Например, в техническом задании указано следующее: заостренная часть гвоздя имеет круглое сечение (квадратное сечение). В ГОСТе 283-75 "Межгосударственный стандарт. Гвозди проволочные. Технические условия" данная характеристика гвоздя указана следующим образом: заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение.
при описании товара Заказчиком установлены требования к товарам, в том числе, в сносках. При этом, участник торгов помимо того, что должен учесть требования в сносках в общем объеме информации по товару, он должен учесть, что требования Инструкции также распространяются на сведения в сносках.
в отдельных случаях Заказчик дублирует положения стандартов, перечисляя все характеристики, не предъявляя требований относительно допустимости применения только отдельных материалов, при этом создавая необоснованную предметом закупки необходимость подробного перечисления таких характеристик.
Заказчик приводит подробное описания одинаковых товаров незначительно отличающихся между собой, что создает дополнительную нагрузку участникам торгов при подготовке заявки на участие в аукционе. Например, техническое задание содержит требования к раствору готовому, бетону тяжелому.
Ростовское УФАС России также отмечает, что права пользователей на изменение либо копирование данных, приведенных в технической части, созданной в формате PDF, ограничены. Содержимое файла защищено следующим образом: копированию подлежит часть текста. При этом, данная часть текста (фрагмент) копируется изображением (скрин-шотом монитора). Фактически текст невозможно скопировать или выделить, что создает трудности во время работы.
Совокупность используемых Заказчиком методов, не обусловлена целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие в аукционе, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам, повторным указанием сведений, необходимостью набора текста. Такими действиями лишь увеличивает трудозатраты на подготовку заявок на участие в аукционе, и объем таких заявок.
Исходя из изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, связанные с установлением необоснованных потребностью Заказчика требований к описанию товаров, подлежащих применению при выполнении работ, способом изложения данных требований, имеют своим последствием определение требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, путем создания дополнительных препятствий для подготовки заявки на участие в аукционе, тем самым ограничивают круг участников, нарушают ч.1 ст.64 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автодорстрой" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 31, ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
об отмене протоколов, сформированных в ходе проведения торгов (в случае, наличия таковых);
аннулировании закупки.
4. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 1 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2016