Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
Н.А. Кожемяко |
Члены Комиссии: |
М.С. Ратникова Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения Ростовской области среднего профессионального образования "Ростовское областное училище (техникум) олимпийского резерва" при проведении электронного аукциона N 0358200045516000005 "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания государственного бюджетного образовательного учреждения Ростовской области среднего профессионального образования Ростовское областное училище олимпийского резерва" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Сапрыкина А.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. Заявитель полагает, что при разработке, утверждении и размещении документации в единой информационной системе закупок Заказчиком не учтены требования Закона, Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 N 913.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы; просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
16.05.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению в редакции от 26.05.2016 г. начальная цена контракта составляет 10 246 900.00 рублей.
1) Согласно ч. 1 ст. 64 Закона документация должна содержать сведения, указанные в извещении.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, приведенная в статье 42 Закона.
В извещении об осуществлении закупки согласно п. 2 ст. 42 Закона должна содержаться, в том числе, информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно извещению, документации срок выполнения работ по предмету контракта "в течение 60 (шестидесяти) календарных дней и в соответствии с графиком производства работ".
Согласно проекту контракта:
3.1. Заказчик в течение 3 рабочих дней с момента подписания настоящего контракта обязан передать Подрядчику по акту приема-передачи документацию, необходимую для начала выполнения работ (локальный-сметный расчет, экспертизу).
3.2. Подрядчик обязан выполнить все работы, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего контракта, в срок не более 60 (шестидесяти) календарных дней и в соответствии с графиком производства работ. Подрядчик обязан приступить к работам на следующий рабочий день после подписания акта приема-передачи ему необходимой документации, указанной в п. 3.1. настоящего контракта. Фактической датой окончания работ на объекте является дата подписания Заказчиком акта о приемке законченных работ по капитальному ремонту объекта.
Требования Закона в части установления срока выполнения работ Заказчиком исполнены.
Согласно части 1 статьи 96 Закона заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно проекту контракта:
10.1.3. срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
14.1.настоящий контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента направления оператором электронной площадки Подрядчику настоящего контракта, подписанного усиленными электронными подписями сторон (заключения контракта).
14.2. настоящий контракт действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее "31" декабря 2016 года.
Требования Закона в части установления срока действия банковской гарантии Заказчиком исполнены.
Требований к сроку действия контракта Закон, иные нормативные правовые акты в сфере закупок не предъявляют.
Заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона не представлено доказательств, подтверждающих довод жалобы относительно установления "завышенного срока действия контракта".
Заявителем не указаны нормы права, нарушенные Заказчиком в данной части.
Довод Заявителя не обоснован.
2) В соответствии с положениями Закона заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Учитывая, что Законом не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Раздел 9 проекта контракта содержит следующие условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом:
9.2.2. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение "Заказчиком" обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" и составляет 2 % ____________ руб. (сумма прописью).
9.3.2. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение "Подрядчиком" обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения "Подрядчиком" обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом и составляет 5 % ______ руб. (сумма прописью).
Размеры штрафов для поставщика, Заказчика, приведенные в документации, установлены Заказчиком в нарушение ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона.
3) Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, до ввода ее в эксплуатацию утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 913 (далее - Положение).
На основании п. п. 4, 5 Положения изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений. При изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию.
Извещение в редакции от 26.06.2016 г. содержит сведения относительно внесенных Заказчиком изменений: "решение заказчика о переносе срока окончания подачи заявок".
Довод Заявителя в части не размещения в ЕИС документа, содержащего перечень внесенных изменений, необоснован.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание о внесении изменений в проект контракта на стадии его направления победителю торгов (единственному участнику аукциона).
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица За5казчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Н.А. Кожемяко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.С. Ратникова
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016