Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.;
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.;
В присутствии представителей от уполномоченного органа - Баженова О.В., Кольга Н.И., от заказчика и заявителя, уведомленных надлежащим образом, представители отсутствуют;
Рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Областное казённое учреждение "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области", уполномоченного органа - Областное казённое учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт учебного корпуса" (извещение N 0361200015016000377) (далее - аукцион)
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Областное казённое учреждение "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области", уполномоченного органа - Областное казённое учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона.
По мнению заявителя жалобы, заказчиком допущены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении утверждении документации об аукционе.
Представители уполномоченного органа считают свои действия соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 10.05.2016 г. опубликована утвержденная уполномоченным органом документация аукциона.
Заявитель жалобы изложил следующие доводы:
1. Условия, содержащееся в п.12.4 проекта контракта не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Пункт 12.4 проекта контракта содержит следующее: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Договору, Подрядчик обязуется в течении 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Договора на тех же условиях и в таком же размере".
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе одним из способов обеспечения является банковская гарантия. Ее выдача относится к банковским операциям, которые осуществляются только на основании лицензии на ведение банковской деятельности (ст. ст. 5 и 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395- 1 "О банках и банковской деятельности"). Таким образом, на момент выдачи банковской гарантии банк должен иметь действующую лицензию.
В Законе о контрактной системе не определены последствия возникновения обстоятельств, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии (в том числе при отзыве лицензии на осуществление банковских операций). Следовательно, по общему правилу в данной ситуации у поставщика отсутствует обязанность представлять заказчику новое обеспечение исполнения контракта.
Вместе с тем названная обязанность может быть установлена контрактом. Включение такого положения в контракт возможно в силу принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ), а законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, ст. 96 Закона о контрактной системе не содержит прямого запрета на включение в контракт указанного условия.
Срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства, следовательно, если обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязании подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнение контракта.
Такое обеспечение направлено на защиту заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у нее намерения исполнить государственный контракт. Данная позиция подтверждена судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.12.2015 N Ф04- 27449/2015).
Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
2. Заявитель жалобы считает, что установление в документации об аукционе требования к участникам закупки "обладание участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности _" нарушает требования Закона о контрактной системе и является избыточным требованием.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Из анализа вышеуказанной правовой нормы следует, что участник закупки обязан декларировать наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Предметом контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона N 0361200015016000377, является капитальный ремонт учебного корпуса в связи, с чем участник данного аукциона может не декларировать требование пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе во второй части заявки.
Кроме того, при формировании извещения на официальном сайте государственных закупок (www.zakupki.gov.ru) в части установления требований к участникам закупки исключить указанный пункт технически невозможно, так как единые требования к участникам закупки установлены на сайте государственных закупок во вкладке в разделе "требования к участникам", и его исключение из состава аукционной документации приведет к расхождению с информацией, отображенной в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
3. Заявитель жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливает в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчик в документации об электронном аукционе (п. 27 Информационной карты) и проекте контракта п. 7.2.39 установил условие о привлечении к исполне-нию контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик не предполагает, что участник закупки сам будет являться субъектом малого предпринимательства, и, таким образом, нарушает п.5 ст. 30 Закона о контрактной системе и ограничивая круг участников Закупки.
Частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика на установление в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Воспользовавшись указанным выше правом, Заказчиком, в извещении об осуществлении закупки, установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта.
При этом в соответствии с п.7.2.39 Проекта контракта Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта. Положения данного пункта Контракта применяются при условии наличия в извещении об осуществлении закупки соответствующего требования.
Между тем, следует отметить, что Закон о контрактной системе не регламентирует порядок исполнения указанного требования в случае, если победитель аукциона будет сам являться субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, следовательно, требование о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта, а равно и требование п.7.2.39 Проекта контракта распространяются на всех участников закупки без исключения.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 01.12.2015 N ОГ-Д28-15247 "О закупках, учитываемых в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций" в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с установленным в извещении об осуществлении закупки требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО является СМП, за ним также сохраняется обязанность по привлечению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме, установленном условиями контракта.
Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
Исходя из вышеизложенного, комиссия, руководствуясь ст.ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Областное казённое учреждение "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области", уполномоченного органа - Областное казённое учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт учебного корпуса" (извещение N 0361200015016000377)- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л.Тихенький
Члены комиссии Ю.А.Пахомова
О.О.Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 июня 2016 г. N 231/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2016