Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Пахомовой Ю.А.- начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства Углегорского муниципального района", уполномоченного органа - Администрация Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона "Строительство универсальной спортивной площадки по ул. Победа, 196 в г. Углегорске (в том числе инженерные изыскания, разработка ПСД, строительство)" (извещение N 0361300004616000226),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства Углегорского муниципального района", уполномоченного органа - Администрация Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона "Строительство универсальной спортивной площадки по ул. Победа, 196 в г. Углегорске (в том числе инженерные изыскания, разработка ПСД, строительство)" (извещение N 0361300004616000226), выразившиеся в утверждении аукционной документации, несоответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 19.05.2016 г. опубликована утвержденная заказчиком документация электронного аукциона.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.06.2016 N0361300004616000226-1 на участие в аукционе подано две заявки, которые были допущены к участию в аукционе.
Заявитель жалобы изложил следующие доводы:
1. В документации отсутствует срок действия контракта, что не позволяет участникам предоставить банковскую гарантию.
Заказчик пояснил следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации: пункте 8 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" указан срок выполнения работ "60 дней с даты заключения контракта".
В пункте 3.1. проекта договора указано: "Срок выполнения Работ Подрядчиком по Договору в полном объеме: 60 дней с даты заключения контракта (по 2016 г.)". Конкретная дата окончания выполнения работ будет известна на этапе заключения договора и прописана в договоре.
Понятие срока исполнения контракта Законом N 44-ФЗ не детализируется.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Банковская гарантия обеспечения исполнения договора оформляется с победителем аукциона на этапе заключения договора, когда определены день окончания выполнения работ подрядчиком и срок действия банковской гарантии.
Что касается срока действия контракта - это понятие не аналогично сроку исполнения обязательств по контракту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта (ст. 314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта.
При таких обстоятельствах комиссия признала довод жалобы не обоснованным.
2. Заявитель жалобы считает, что Заказчиком не выполняется условие предписанное Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
Заказчик пояснил следующее.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В данном случае заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон, поэтому в п. 7.2.2. и 7.3.2. сразу указал конкретный процент размера штрафа.
Согласно п. 7.1 проекта договора, при нарушении условий договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
В п. 12.4 проекта договора указано, что во всем, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Способы расчета штрафов и пеней за нарушение контрактов оговариваются законодателем отдельно Правилами.
Фиксированный размер штрафа рассчитать на этапе разработки аукционной документации не возможно, поскольку итоговая цена договора, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.
Поэтому в проекте договора п. 7.2.2. и 7.3.2. с незаполненными полями: "....В сумме рублей от стоимости Договора".
Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения, что не является внесением изменений в положения договора, как полагает автор жалобы.
С учетом этого, Заказчик считает, что права и законные интересы юридического лица ООО "Стройинвест" ни кем и ни чем не нарушены.
При таких обстоятельствах комиссия признала довод жалобы не обоснованным.
3. В нарушение действующего законодательства условие о пене в проекте контракта установлено не корректно, а именно - указано "ставка рефинансирования", а не "ключевая ставка".
В документации об электронном аукционе N 0361300004616000226 в проекте контракта в разделе 7. "Ответственность сторон" указано, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проект контракта составлен в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 г. N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России", являющимся подзаконным актом, установлено, что во всех отношениях, на которые распространяется действие актов Правительства РФ, где используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поправка направлена на обеспечение применения ключевой ставки Банка России как индикатора стоимости заемных средств.
Федеральный закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обладает наивысшей юридической силой в системе нормативно правовых актов. Указанным федеральным законом установлено применение понятия "ставка рефинансирования Банка России", изменений на июнь 2016 г. в данной части нет.
Указанием Центрального Банка РФ от 11.12.2015 года N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России. Для расчета неустоек по контракту будет применяться значение ключевой ставки в порядке установленным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063.
В связи с чем нарушений законодательства со стороны заказчика и уполномоченного органа нет.
В ходе внеплановой проверки комиссия установила нарушение Закона о контрактной системе при утверждении документации об аукционе, которое выражается в следующем.
В соответствии с информационной картой документации об аукционе участник в составе заявки должен представить документы, подтверждающие соответствие участника запроса котировок требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или копии этих документов. То есть копии свидетельства о допуске к работам, если необходим допуск по предмету аукциона, а именно в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ необходимо приложить копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: раздел III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, пункт 20.2 - устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Установление требования к конкретному виду работ допускается только в случае, если в документации о закупке установлено требование выполнить работы лично.
В документации о закупке требование о выполнении работ лично отсутствует, таким образом, заказчиком при утверждении документации допущены нарушения п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства Углегорского муниципального района", уполномоченного органа - Администрация Углегорского муниципального района по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона "Строительство универсальной спортивной площадки по ул. Победа, 196 в г. Углегорске (в том числе инженерные изыскания, разработка ПСД, строительство)" (извещение N 0361300004616000226) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства Углегорского муниципального района" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем выдать обязательное предписание об аннулировании определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
3. Передать должностному лицу Сахалинского УФАС документы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношение должностного лица, утвердившего документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А.Пахомова
К.В.Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 июня 2016 г. N 246/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2016