Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 9"
- в отсутствии представителей заявителя в лице ИП Гончарова Д.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Гончарова Д.В. (462433, Оренбургская обл., г. Орск, ул. Б. Хмельницкого, д. 3, кв. 84) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 9" (624814, Свердловская обл., Сухоложский р-н, с. Рудянское, ул. Калинина, д. 19А), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт кровли (извещение N 0362300004216000001), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Гончаров Дмитрий Владимирович (вх. N 01-6822 от 06.05.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 9", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт кровли (извещение N 0362300004216000001) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ИП Гончаров Дмитрий Владимирович указал, что положения аукционной документации нарушают требования Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (Далее - Постановление Правительства N 1457) установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если Постановлением Правительства N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
При этом выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого заказчик в том числе устанавливает соответствие такого участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Постановление Правительства N 1457 не издано в развитие статьи 14 Закона о контрактной системе. В связи с чем при установлении в извещении, документации о закупке запрета, предусмотренного Постановлением Правительства N 1457, не допускается указывать, что такой запрет установлен в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 1 раздела I "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которыми первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
2) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п.п. 2 пункта 1, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное п.п. 2 пункта 1, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное п.п. 2 пункта 1, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено требование к составу первой части заявки не отвечающее ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как представление сведений о месте происхождения товара или наименовании производителя товара не предусмотрено Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что положениями аукционной документации требований о предоставлении конкретных показателей товаров, которые должны использоваться при выполнении работы, не предусмотрено, достаточным и правомерным является представление в первой части заявки согласия участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о аукционе, ввиду чего довод заявителя не находит своего подтверждения, а выявленное нарушение не влияет на результат закупки.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать информацию указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона N 0362300004216000001 содержит информацию о размере обеспечения заявок на участие в таком аукционе: 40 295,61 р.
В нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукциона документация не содержит информации о размере обеспечения заявок на участие в таком аукционе. Вместе с тем, Комиссией установлено, что данное нарушение не влияет на результат закупки, так как участниками электронного аукциона были представлены обеспечения заявок на участие в таком аукционе в размере, установленном извещением о проведении электронного аукциона N 0362300004216000001.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Комиссией установлено, что в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, выявленное нарушение не влияет на результат закупки, так как Комиссией установлено, что запросов о разъяснении положений документации о таком аукционе заказчику не поступало, доказательств обратного Комиссии представлено не было.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее сроки поставки товара или завершения работы.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчик устанавливает сроки поставки товара или завершения работы: год 2016 месяц Июль.
Пункт 1.4. Проекта контракта содержит информацию о сроке выполнения работ: с момента заключения контракта и до 29 июля 2016г, что соответствует сроку завершения работ, установленному в извещении.
Также, Комиссией установлено, что проект контракта содержит срок действия контракта: до 31.12.16 г. за исключением гарантийных обязательств (п. 9.1), установление данного пункта в проекте контракта не нарушает ст. 34, ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения.
Статья 34 Закона о контрактной системе содержит указания на положения, которые должны быть включены в контракт.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вышеуказанная норма Закона относится к исполнению обязательств сторонами государственного (муниципального) контракта и действует в силу Закона в случаях, определенных Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" и не обязывает заказчика, включать данное положение в проект контракта.
Кроме того Приказ Минфина России от 12.04.2016 N 44н "О Порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" вступает в силу с 06.06.2016г.
Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Гончарова Д.В. признать обоснованной в части отсутствия в аукционной документации указания размера обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, дат начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 9" признать нарушение ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 9" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не влияют на результат закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 мая 2016 г. N 599-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2016