Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при участии представителей:
- организатора закупки в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N7 -
- уполномоченного органа в лице Администрации г. Нижний Тагил -
- заявителя жалобы ИП Золотаревой Елены Владимировны -
- заинтересованного лица
рассмотрев жалобу ИП Золотаревой Елены Владимировны (622049, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 69-106) на действия (бездействие) организатора закупки в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N7 (далее - МБОУ СОШN7) (622052, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Тельмана, 19) при проведении совместной закупки с МБОУ СОШ N4, МБОУ СОШ N87, МБОУ СОШ N70, МБОУ СОШ N20, МБОУ СОШ N35, МБОУ СОШ N13, МБОУ СОШ N38, МБОУ СОШ N8, МБОУ СОШ N55, МБОУ СОШ N36 путем конкурса с ограниченным участием (извещение N0162300000816000169) на оказание услуги по организации питания учащихся в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ИП Золотаревой Елены Владимировны (вх. N 01-7946 от 26.05.2016) на действия (бездействие) организатора торгов в лице МБОУ СОШN7 при проведении совместной закупки в форме конкурса с ограниченным участием (извещение N 0162300000816000169) на оказание услуги по организации питания учащихся.
В своей жалобе заявитель обжалует положения конкурсной документации в части:
- оказания услуг по организации питания учащихся проведения закупки на период времени с 01.09.2016 по 31.12.2020гг.;
- проведения закупки в форме совместного конкурса с ограниченным участием;
- несоблюдения требований Закона о контрактной системе по объему закупок у субъектов малого предпринимательства;
- содержания условий п.2.2.3 и 2.2.6 проектов договоров безвозмездного пользования по окончании срока оказания услуг по организации школьного питания о том, что по окончании срока оказания услуг по контракту все неотделимые (отделимые) улучшения предоставленного имущества и весь движимый имущественный комплекс безвозмездно должен быть передан в собственность заказчика.
На основании изложенного просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать ее обоснованной и выдать организатору закупки предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители организатора закупки, уполномоченного органа с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.04.2016 года в единой информационной системе организатором закупки размещено извещение о проведении совместной закупки в форме конкурса с ограниченным участием N 0162300000816000169 и конкурсная документация. Конкурсная документация размещена на сайте http://zakupki.gov.ru/ в действующей редакции от 14.05.2016г.
Начальная (максимальная) цена лота составила 200 818 320,50 рублей.
Частью 1 ст.56 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурс с ограниченным участием это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Пунктом 2 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
При этом ч.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В свою очередь Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 02.07.2014г. N1251-ПА утверждены Правила принятия решений о заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, которыми предусмотрено, что муниципальные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не указанные в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, заключаются на срок и в пределах средств, которые предусмотрены правовым актом Администрации города Нижний Тагил, устанавливающим:
- планируемые результаты выполнения работ, оказания услуг;
- описание состава работ, услуг;
- предельный срок выполнения работ, оказания услуг с учетом сроков, необходимых для определения подрядчиков, исполнителей;
- предельный объем средств на оплату долгосрочного муниципального контракта с разбивкой по годам.
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 11.12.2013г. N2942 утверждена муниципальная программа "Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2020 года" в графе 117 приложения N13 которой значится мероприятие N6: осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях.
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 14.04.2016г. N1071-ПА "Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений на 2016 - 2020 годы" постановлено, в частности, в срок до 1 августа 2016 года осуществить в соответствии с действующим законодательством заключение договоров (контрактов) на оказание услуги по организации питания учащихся МОУ в период с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года, договоров безвозмездного пользования находящимися в оперативном управлении МОУ помещениями и материально-техническим оборудованием пищеблоков с победителями конкурентных процедур.
В извещении о проведении совместной закупки в форме конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания учащихся содержится график оказания услуг по каждому из заказчиков принимающих участие в совместной закупке.
При этом в проектах контрактов, являющихся частью конкурсной документации, предусмотрено, что оказания услуг по организации питания учащихся осуществляется в период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года.
Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в праве установления сроков оказания услуг по заключаемым по результатам проведения закупок контрактам. Вместе с тем, из Закона о контрактной системе (ч.1 ст.2) следует, что он основывается, в том числе, на Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Из ч.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств могут заключаться в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
Из материалов дела следует, что Администрацией г. Нижний Тагил приняты постановления (от 02.07.2014г. N1251-ПА, от 11.12.2013г. N2942 и от 14.04.2016г. N1071-П) в соответствии с которыми муниципальные общеобразовательные учреждения должны осуществить в соответствии с действующим законодательством заключение контрактов на оказание услуг по организации питания учащихся МОУ в период с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года, то есть с длительностью производственного цикла оказания услуг, который превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, из требований Закона о контрактной системе, ч.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также постановлений Администрацией г. Нижний Тагил (от 02.07.2014г. N1251-ПА, от 11.12.2013г. N2942 и от 14.04.2016г. N1071-П) следует, что организатор торгов правомочен осуществлять совместную закупку в форме конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания учащихся с периодом оказания таких услуг с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2020 года с превышением срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с ч.1 ст.25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Частью 2 ст.25 Закона о контрактной системе установлено, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
При этом порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (ч.5 ст.25 Закона о контрактной системе).
Правилами проведения совместных конкурсов и аукционов, в свою очередь, установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что между МБОУ СОШ N7, МБОУ СОШ N4, МБОУ СОШ N87, МБОУ СОШ N70, МБОУ СОШ N20, МБОУ СОШ N35, МБОУ СОШ N13, МБОУ СОШ N38, МБОУ СОШ N8, МБОУ СОШ N55, МБОУ СОШ N36 заключено соглашение о проведении совместного конкурса на оказание услуги по организации питания учащихся. Организатором совместного конкурса с ограниченным участием в соответствии с вышеуказанным соглашением выступает МБОУ СОШ N7.
Как следует из действующего законодательства о контрактной системе (в частности из ст.24 Закона о контрактной системе) заказчики при выборе способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) руководствуются собственными интересами с учетом обязательных требований установленных законом. Из изложенного следует, что заказчики при наличии потребностей в одних и тех же товарах, работах, услугах вправе принять решение о проведении совместной закупки путем укрупнения лота.
Как следует из представленных материалов, совместный конкурс с ограниченным участием осуществляется заказчиками на оказание услуг по организации питания учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, находящихся на территории г. Нижний Тагил в период с 01.09.2016г. по 31.12.2020г., то есть объектом закупки являются однородные по характеру, времени и месту оказания услуги. Следовательно, проведение закупки в форме совместного конкурса с ограниченным участием не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При этом требование ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе распространяется на совокупный годовой объем закупок и не ограничивает заказчиков в их праве проводить конкретные закупки на общих основаниях без ограничения количества участников таких закупок только субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Таким образом, проведение совместной закупки в форме конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания учащихся на общих основаниях не нарушает требований ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе.
Частью 2 ст.50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых законодательством о контрактной системе к содержанию контракта, содержится в ст.34 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конкурсная документация по совместному конкурсу с ограниченным участием содержит 11 проектов контрактов заключаемых с каждым из заказчиков, участвующих в совместной закупке. В приложении N 3 к каждому из указанных контрактов содержится проект договора безвозмездного пользования имуществом и помещением пищеблока школьной столовой, заключаемого заказчиком (ссудодателем) с победителем конкурса с ограниченным участием (ссудополучателем) по результатам проведения закупки на время оказания услуг по организации питания учащихся.
По условиям договора безвозмездного пользования имущество и помещение пищеблока школьной столовой в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении N1 к договору, передаются ссудодателем ссудополучателю в безвозмездное пользование на основании постановления Администрации города Нижний Тагил от 14.04.2016 N 1071-ПА "Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений на 2016-2020 годы".
При этом в силу п.2.2.3 и п.2.2.6 проекта договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязан:
2.2.3. Для оказания качественной услуги по муниципальному контракту на оказание услуги по организации питания учащихся в течение 1 месяца со дня заключения договора обеспечить обследование состояния Имущества, при необходимости - приведение его в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к предприятиям с полным циклом производства общественного питания, доукомплектовать пищеблок Заказчика всем необходимым оборудованием и кухонным инвентарем (промаркированным в соответствии с требованиями СанПин) с составлением соответствующих актов, подписываемых сторонами, оборудование приборами учета, учитывающими отдельно электроэнергию, тепловую энергию, холодную и горячую воду по пищеблоку (столовой), без возмещения понесенных расходов Ссудодателем.
2.2.6. По окончании срока оказания услуг по муниципальному контракту на оказание услуги по организации питания учащихся все неотделимые (отделимые) улучшения предоставленного Имущества и весь движимый имущественный комплекс (оборудование, кухонный инвентарь, термоконтейнеры, мебель и т.д.) безвозмездно передать в собственность Заказчика.
При анализе п.2.2.3 и п.2.2.6 проекта договора безвозмездного пользования, являющегося неотъемлемой частью проекта контракта, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что Закон о контрактной системе в части установления требований к условиям контракта не ограничивает заказчика в его праве налагать на исполнителя по контракту обязательства по оказанию услуг в части поддержания состояния переданного в безвозмездное пользование имущества, а также безвозмездной передачи в собственность заказчика всех неотделимых (отделимых) улучшений предоставленного имущества и движимого имущественного комплекса. Таким образом, в соответствии со ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации включение в проект договора безвозмездного пользования имуществом условий, содержащихся в пунктах 2.2.3 и 2.2.6 такого договора, является правом заказчика как стороны договора на определение его условий вытекающих из потребностей заказчика и не нарушает норм законодательства о контактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Золотаревой Елены Владимировны признать необоснованной.
2. В действиях организатора закупки в лице МБОУ СОШN7 нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Организатору закупки в лице МБОУ СОШN7 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 июня 2016 г. N 713-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016