Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1"
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Медицинский Технологический Союз", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Медицинский Технологический Союз" (197022, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д.14а, литер Д) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" (далее по тексту - ГБУЗ СО "ОСПК") (620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185) при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0362200038216000427) на поставку инструментария для операционного блока N1 в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Медицинский Технологический Союз" (вх. N 01-8472 от 06.06.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "ОСПК" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362200038216000427) на поставку инструментария для операционного блока N1.
В своей жалобе заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления требования к банковской гарантии условия о том, что все споры по банковской гарантии рассматриваются в Арбитражном суде Свердловской области. Кроме того, ООО "Медицинский Технологический Союз" указывает, что требования проекта контракта в части того, что копии регистрационных удостоверений, заверенные нотариально, либо держателем регистрационного удостоверения, либо органом, выдавшим регистрационное удостоверение, копии сертификатов соответствия (деклараций о соответствии), заверенные держателем сертификата соответствия (декларации о соответствии), либо органом по сертификации, выдавшим такой сертификат соответствия (декларацию о соответствии), должны передаваться вместе с товаром нарушают требования законодательства, являются избыточными и необъективными.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.05.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362200038216000427 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 514 607,93 рублей.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Обязательные требования к содержанию банковской гарантии установлены в ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе, согласно которой банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Однако Законом о контрактной системе не предусмотрено, что перечень требований, содержащихся в ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе, является закрытым.
При этом запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч.4 ст.45 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005) установлено, что в банковскую гарантию недопустимо включать:
- положения о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации);
- требования о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта;
- требования о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п.3 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, из изложенного следует, что помимо обязательных требований к содержанию банковской гарантии, представляемой участником закупки в качестве обеспечения заявки и исполнения контракта, заказчик вправе в извещении о проведении закупки и в документации установить иные требования к содержанию такой банковской гарантии помимо обязательных требований, установленных ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе. При этом законодательством установлен исчерпывающий перечень условий, которые запрещено требовать к включению в составе банковской гарантии участника, используемой для целей Закона о контрактной системе, которые установлены в ч.4 ст.45 Закона о контрактной системе и в Дополнительных требованиях к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Требования к обеспечению исполнения контракта в соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе содержатся в п.11.3 ч.1 аукционной документации. При этом пп.15 п.11.3 ч.1 аукционной документации установлено требование к содержанию банковской гарантии участника аукциона в части того, что она должна содержать указание на то, что все споры по такой банковской гарантии рассматриваются в Арбитражном суде Свердловской области.
Как установлено Комиссией Свердловского УФАС России требование пп.15 п.11.3 ч.1 аукционной документации к содержанию банковской гарантии не подпадает под ограничения, содержащиеся в ч.4 ст.45 Закона о контрактной системе и в Дополнительных требованиях к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а, следовательно, в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, установление в аукционной документации такого условия к содержанию банковской гарантии участника электронного аукциона не нарушает требований Закона о контрактной системе и является правом заказчика.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Проект контракта содержится в части 3 аукционной документации.
Пунктом 2.1 проекта контракта, в частности установлено, что качество поставляемого Товара должно соответствовать предусмотренным по нему стандартам и быть подтверждено сертификатами соответствия (декларациями о соответствии), регистрационными удостоверениями, санитарно-эпидемиологическими заключениями (в случае, если поставляемый Товар подлежит обязательной гигиенической сертификации). Копии регистрационных удостоверений, заверенные нотариально, либо держателем регистрационного удостоверения, либо органом, выдавшим регистрационное удостоверение, копии сертификатов соответствия (деклараций о соответствии), заверенные держателем сертификата соответствия (декларации о соответствии), либо органом по сертификации, выдавшим такой сертификат соответствия (декларацию о соответствии), передаются вместе с Товаром.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка инструментария для операционного блока N1.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Таким образом, из содержания ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что инструментарий для операционного блока N1 является медицинским изделием (медицинскими изделиями).
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В свою очередь порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, установлен Правилами государственной регистрации медицинских изделий (утв. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416) (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение) (п.6 Правил).
Таким образом, из действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации разрешено обращение (в том числе поставка) только медицинских изделий зарегистрированных в установленном законом порядке. Подтверждением факта регистрации медицинского изделия является регистрационное удостоверение, копия которого, в соответствии с п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть передана поставщиком заказчику в качестве подтверждения того, что поставляемое медицинское изделие зарегистрировано и разрешено для реализации на территории Российской Федерации.
При этом запретов и ограничений в части установления требований к копии такого регистрационного удостоверения (в форме нотариально заверенной копии, копии заверенной держателем регистрационного удостоверения), представляемого поставщиком заказчику вместе с передачей самого медицинского изделия по договору поставки законодательством не установлено.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Однако заявителем жалобы, в нарушение ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, документов и сведений, однозначно свидетельствующих о невозможности ООО "Медицинский Технологический Союз" принять участие в электроном аукционе N0362200038216000427 на поставку инструментария для операционного блока N1 ввиду требований, установленных в пп.15 п.11.3 ч.1 и в п. 2.1 ч.3 аукционной документации, Комиссии антимонопольного органа не представлено.
В связи с изложенным нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "ОСПК" в части установления им требований, содержащихся в пп.15 п.11.3 ч.1 и п.2.1 ч.3 аукционной документации не усматривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медицинский Технологический Союз" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "ОСПК" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО "ОСПК" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 июня 2016 г. N 776-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2016