Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Полевского городского округа - (доверенность N 05-06/68 от 02.12.2015г.),
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Энергопроект", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Энергопроект" (432035, Ульяновская обл., г. Ульяновск, пр. Гая, 2-6/1) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Полевского городского округа (623380, Свердловская обл., г. Полевской, ул. Свердлова, д. 19) при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0162300001116000050) на оказание услуг по разработке программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Полевского городского округа до 2040 года" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергопроект" (вх. N 01-8011 от 27.05.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Полевского городского округа при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162300001116000050) на оказание услуг по разработке программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Полевского городского округа до 2040 года".
В своей жалобе заявитель обжалует требования конкурсной документации в части установления требований к участникам закупки о наличии у таких участников действующей лицензии на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации. В доводах своей жалобы указывает, что вышеуказанные требования установлены в нарушение норм действующего законодательства. На основании изложенного просит провести внеплановую проверку закупки, признать доводы жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.05.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300001116000050 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 500 000,00 рублей.
Согласно ч.1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса и конкурсной документацией является оказание услуг по разработке программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Полевского городского округа до 2040 года" (код по ОКПД2 71.12.13.000 - Услуги по инженерно-техническому проектированию систем энергоснабжения).
Согласно приложению N 1 "Техническое задание" аукционной документации программа разрабатывается в отношении:
системы теплоснабжения;
системы водоснабжения;
системы водоотведения;
системы электроснабжения;
системы газоснабжения;
системы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО).
Требования к участникам закупки установлены п. 7.2. аукционной документации. В частности, аукционной документацией к участнику закупки предъявляется требование в части соответствия такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне", с учетом Перечня, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 25.07.2014 N 456-ДСП, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется при наличии лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Так как работы, являющиеся предметом Контракта, выполняются на топогеодезической подоснове в масштабе крупнее 1:50000, имеющей гриф "секретно", необходимо наличие у участника закупки действующей лицензии на проведение работ, связанных с государственной тайной.
Подтверждением соответствия участника электронного аукциона вышеуказанным требованиям служит представление в составе заявки такого участника на участие в закупке в соответствии пунктом 10.2. аукционной документации копии лицензии Управления Федеральной службы безопасности на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
По обстоятельствам дела Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее по тексту - Закон о государственной тайне).
Согласно ст. 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии со ст.27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны установлен Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (далее по тексту - Положение о лицензировании N333). Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.
При этом в силу п.8 Положения о лицензировании N333 в лицензии указывается в частности степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, - для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В силу ч.4 ст.9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203. В соответствии с п.42.1 указанного Перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих относятся к сведениям, отнесенным к государственной тайне.
Из данного положения следует, что при численности населения в населенном пункте менее 200 тыс. человек к сведениям, относящимся к государственной тайне, относится расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 782).
Подпунктами "а" и "в" пункта 7 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением N 782 (далее - Правила) при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе, документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 2 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении и пунктом 5 Постановления N 782 предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, которая определяет требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (далее по тексту - Инструкция).
Указанной Инструкцией установлено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий. Допускается разработка раздельных схем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий по основным ее видам.
При этом согласно п. 9 р.3.1.5 Инструкции в плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются, в том числе и сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры.
Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в "голове" - начале водопроводной сети.
Из содержания требований к выполнению работ, предусмотренных предметом закупки, и установленных в техническом задании аукционной документации следует, что исходными данными для выполнений работ являются:
- генеральный план Полевского городского округа;
- схема теплоснабжения Полевского городского округа;
- схема водоснабжения Полевского городского округа.
При этом Техническим заданием предусмотрено, что наименованием работ является оказание услуг по разработке программы: "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Полевского городского округа до 2040 года".
Таким образом, из изложенного следует, что для оказание услуг по разработке программы: "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Полевского городского округа до 2040 года" исполнитель будет использовать генеральный план Полевского городского округа, в котором содержатся схемы расположения головных сооружений водопровода или водовода. Следовательно, исполнителем будут использоваться документы с грифом "Секретно", результат работ также будет содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Таким образом, довод заявителя о том, что требование конкурсной документации в части установления требований к участникам закупки о наличии у таких участников копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации, незаконно не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Энергопроект" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Полевского городского округа нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Администрации Полевского городского округа предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 июня 2016 г. N 720-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2016