Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) при участии представителей:
- заказчика в лицеФедерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства" -
- в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "РИЦ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "РИЦ" (622018, г. Нижний Тагил, ул. Салдинская, 11) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства" (624130, Свердловская область, ЗАТО г. Новоуральск, ул. Садовая, д. 2 А) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0362100030216000290) на выполнение работ по капитальному ремонту 1-ого этажа хирургического корпуса Заказчика, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "РИЦ" (вх. N 01-7021 от 11.05.2016)о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства"законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0362100030216000290) на выполнение работ по капитальному ремонту 1-ого этажа хирургического корпуса Заказчика, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что при утверждении документации об аукционе заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13 апреля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362100030216000290 на выполнение работ по капитальному ремонту 1-ого этажа хирургического корпуса Заказчика.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 41 500 000 ,00 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 1 аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию: Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Показатели, позволяющие определить соответствие товара, используемого при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям, содержатся в таблице "Сведения о Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" (Приложение N 1 к Техническому заданию).
Наименование страны происхождения предлагаемого товара указывается с учетом наименований стран мира, включенных в "Общероссийский классификатор стран мира", принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 года N 529-ст (с последующими изменениями).
Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара установлены в приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации, в том числе:
N п/п |
Наименование товара, оборудования и нормативно-технического документа, которому должен соответствовать товар |
Технические характеристики |
68 |
Кабель лифтовой |
Должен быть многожильным, гибким и подвесным; должен иметь медные жилы, должен быть с полиэтиленовой изоляцией с экраном или без него, число жил не более 24 шт., номинальная радиальная толщина оболочки не более 1,7 мм, максимальный наружный диаметр менее 23 мм, расчетная масса менее 611 кг/км, номинальная радиальная толщина изоляции/оболочки должна быть не более 0,6 мм, электрическое сопротивление токопроводящей жилы не более 26 Ом. |
76 |
Поручень |
Должен быть выполнен из нержавеющей стали, должен быть предназначен для туалетной комнаты, должен быть круглого или квадратного сечения размером не менее 25 мм, должен быть расположен сбоку или сзади от унитаза, длина поручня не менее 600 мм. |
79 |
Автоматический выключатель |
Номинальная рабочая наибольшая отключающая способность от 12,5 до 25 кА; номинальная предельная наибольшая отключающая способность должна быть не менее 25 кА; номинальный ток должен быть не менее 32 А; электрическая износостойкость В-О должна быть не менее 1500 циклов; механическая износостойкость циклов В-О должна быть более 4000; срок службы должен быть не менее 15 лет, размеры ш*в*г не должны быть более 150*250*110 мм, максимальное сечение подключаемых проводов должно быть не более 25 мм2. |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки в Приложение N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" указаны качественные характеристики (потребительские свойства), используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником аукциона к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Приложение N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара", нормативно-технической документации на предлагаемый товар (ГОСТ, СП, Типовые серии), либо техническому паспорту или инструкции по эксплуатации, в соответствии с требованиями установленными в Приложении N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" к каждому конкретному товару. В случае если показатели предлагаемого товара являются переменными, такие показатели необходимо указывать в соответствии с нормативно-технической документацией на предлагаемый товар. При этом необходимо сопровождать соответствующий показатель подписью "показатель указан в соответствии c техническим паспортом (инструкцией по эксплуатации или нормативно-технической документацией (ГОСТ, СП, Типовые серии)".Конкретизации Участником аукциона подлежат только значения показателей, но не их наименования. В случае, если в документации или в ее приложениях содержится указание на товарный знак товара, оборудования и т.п., читать что данный товарный знак сопровождается словом "или эквивалент". Качественные характеристики (потребительские свойства) каждого конкретного товара, предлагаемого участником аукциона к использованию в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" не должны содержать следующие слова (словосочетания) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен", "должен иметь", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно", "шире чем", "не уже", "лучше", "хуже" "min", "max". Знак "/" между двумя значениями показателей (за исключением фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3", а также в размере присоединения (обозначение диаметра), марке битума, дробных числах и т.п.) приравнивается к разделительному союзу "и" и означает, что участник аукциона должен дать по каждому показателю конкретное значение. В показателях с использованием фразы "и/или" участник аукциона должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". Знак "," между перечислением нескольких значений с указанием в последнем значении союза "или", приравнивается к союзу "или" и означает, что участник аукциона должен предложить одно конкретное значение из перечисленных. При составлении заявки участнику аукциона в любом случае необходимо исключить употребление союзов "или", "либо", "и (или)". При указании используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, заказчиком используются такие слова (словосочетания) как:
- при указании минимальных значений: "не менее", "не менее _", "не превышает _", "не ранее" при этом минимальным значением является нижняя граница указанного значения; числовое значение, сопровождаемое словом "более", "выше", "более _" означает, что минимальным значением данного показателя является наибольшее значение, следующее за указанным, не включая самого указанного значения.
- при указании максимальных значений: "не более", "не более _" при этом максимальным значением является верхняя граница указанного значения; числовое значение, сопровождаемое словом "менее", "ниже", "менее _" означает, что максимальным значением данного показателя является наименьшее значение, следующее за указанным, не включая самого указанного значения.
- при указании значений, которые не могут изменяться: применяются конкретные значения, без использования каких-либо слов (словосочетаний). При указании диапазонов значений с использованием слов "от" и "до" минимальным значением такого диапазона является значение, указанное после слова "от", максимальным значением - значение, указанное после слова "до".
Значения показателей товаров, содержащие слова "максимальный", "минимальный" необходимо указывать конкретно.
Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником аукциона к использованию, по своим конкретным, диапазонным показателям должны соответствовать значениям, установленным в технической документации об аукционе, а также нормативно-технической документации (ГОСТ, СП, Типовые серии, со всеми рекомендованными и иными приложениями к ГОСТ, СП, Типовым сериям (в том числе всем примечаниям и справочным значениям) с учетом требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в Приложении N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" к каждому конкретному товару.
Установленные заказчиком требования к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) согласно Приложения N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" по каждому пункту указаны для товара в единственном числе, кроме жидких, сыпучих и вязких смесей (например: песок, щебень, гравий, асфальтобетон, битум и др.), что необходимо учитывать Участникам аукциона при составлении предложения о качественных характеристиках (потребительскихсвойствах) товаров.
В случае указания в документации об аукционе диапазона показателей, сопровождающегося словами "в диапазоне", "диапазон", конкретным показателем является диапазон показателей, в связи, с чем участнику в своей заявке необходимо указать в качестве конкретного показателя диапазон показателей. При указании в данных диапазонных показателях слов "шире чем" диапазонное значение должно быть расширено в большую сторону, как минимум по одному из показателей.
При указании в диапазонных показателях слов:
- "не шире чем" означает, что указанное значение может оставаться неизменным или быть уменьшенным.
- "не уже чем", означает, что указанное значение может оставаться неизменным или быть расширено.
Сокращения "д*ш*в" означает "длина*ширина*высота", "д*ш*т" означает "длина*ширина*толщина", "в*ш*г" означает "высота*ширина*глубина" и т.д. Знак "*" в указании размерных величин, приравнивается к союзу "и" и означает, что участник должен указать значение каждой из величин.
Используемые заказчиком в Приложение N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" единицы измерения соответствуют Постановлению Правительства РФ "Об утверждении положения о единицах величин, допускаемых к применению в РФ" N 879 от 31.10.2009 г.
В случае несоответствия единиц измерения показателей, указанных в Приложение N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" значениям показателей, установленным в ГОСТе, СП, Типовой серии (указанным в этом товаре), участнику необходимо руководствоваться единицами измерения, величиной показателя в соответствии с указанными в ГОСТе, СП, Типовой серии.
В п. 68 спецификации заказчиком установлено требование о соответствии товара "Кабель лифтовой" ГОСТ 16092-78, а также установлены показатели "номинальная радиальная толщина оболочки не более 1,7 мм; номинальная радиальная толщина изоляции/оболочки должна быть не более 0,6 мм".
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что технические характеристики показателей "номинальная радиальная толщина оболочки не более 1,7 мм; номинальная радиальная толщина изоляции/оболочки должна быть не более 0,6 мм" установлены в соответствии с ГОСТ 16092-78, а именно п. 1.3, 1.4 указанного ГОСТ указано, чтономинальная радиальная толщина изоляции должна быть 0,6 мм. Предельное отклонение от номинальной толщины изоляции - минус 10 %; плюсовый допуск не нормируется.Номинальная радиальная толщина оболочки грузонесущего троса должна быть 0,30 мм. Предельное отклонение от номинальной радиальной толщины 0,10 мм, что соответствует значениям, установленным в аукционной документации по показателю "номинальная радиальная толщина изоляции/оболочки должна быть не более 0,6 мм". В соответствии с п. 1.5 ГОСТ 16092-78номинальная радиальная толщина оболочки составляет 1,7 мм при 24 числе жил, что соответствует значениям, установленным в аукционной документации по показателю "номинальная радиальная толщина оболочки не более 1,7 мм".
В п. 76 "Поручень" указаны значения показателей "Должен быть выполнен из нержавеющей стали, должен быть предназначен для туалетной комнаты, должен быть круглого или квадратного сечения размером не менее 25 мм, должен быть расположен сбоку или сзади от унитаза, длина поручня не менее 600 мм", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 19111-2001.
Вместе с тем, в соответствии с указанным ГОСТ настоящийстандарт распространяется на изделия погонажные профильные поливинилхлоридные (далее - изделия) с поперечным сечением различнойгеометрической формы, изготавливаемые способом экструзии из композиции наоснове поливинилхлорида и/или сополимероввинилхлоридас различными добавками.
Вместе с тем, в части установления требований к товару п. 76 "Поручень" заказчиком не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с ГОСТ 19111-2001, без обоснования необходимости использования иных показателей, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с разъяснением положений аукционной документации от 10.05.2016 года при заполнении характеристик п. 76 "Поручень" участникам необходимо руководствоваться только характеристиками, установленными заказчиком в Приложение N 1 к Техническому заданию на аукцион в электронной форме N 252/ЭА-16 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" не учитывая требования кГОСТ 19111-2001.
Вместе с тем согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что в нарушение требований ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчиком опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 10.05.2016, при этом разъяснения положений документации изменяют суть документации, в части установления требований кпоставляемому товару п. 76 "Поручень ГОСТ 19111-2001".
В п. 79 "Автоматический выключатель" заказчиком установлено соответствие товара "Кабель лифтовой" требованиям ГОСТ Р 50345-2010,а также установлен показатель "Номинальная рабочая наибольшая отключающая способность от 12,5 до 25 кА".
Вместе с тем, показатель "Номинальная рабочая наибольшая отключающая способность от 12,5 до 25 кА" установленный к товару п. 79 "Автоматический выключатель" не регламентирован ГОСТР 50345-2010, в связи с чем заказчиком в части установления указанного требования не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с ГОСТ Р 50345-2010, без обоснования необходимости использования иных показателей, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "РИЦ"признать обоснованной, в части несоответствия п. 76, 79 приложения N 1 к Техническому заданию аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
2. В действиях заказчика в лицеФедерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства"выявленонарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства"предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 мая 2016 г. N 622-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016