Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Реставратор" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его комиссии по осуществлению закупок при проведении конкурса с ограниченным участием N КОУ-071/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003416002586) на выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению ОКНРЗ "Иоанно-Введенский монастырь (Ивановский монастырь)", п. Прииртышский (РФ)",
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 07.06.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием N КОУ-071/16.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 09.06.2016 г. N 201 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении Управления государственных закупок Тюменской области и ГКУ ТО "Управление капитального строительства" (заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием N КОУ-071/16 (N 0167200003416002586).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению конкурса, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями конкурсной комиссии в связи с признанием его заявки не соответствующей дополнительным требованиям, к участникам конкурса, установленным в соответствии с ч.6 статьи 56 Закона о контрактной системе в части не подтверждения опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Заявитель в качестве обоснования незаконности принятого конкурсной комиссией решения ссылается на то обстоятельство, что представленный им в составе заявки договор субподряда N 18-12/2013 г. на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия Сергиевская церковь Тульская область, г.Плавск (Ц89) от 18.12.22013 г. с приложенными актами выполненных работ и документов, подтверждающих их оплату полностью соответствовал требованиям, установленным в конкурсной документации и подтверждал опыт выполнения аналогичных работ данным участником.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признает, считает, что конкурсная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 и требованиями, установленными в конкурсной документации, согласно которых для подтверждения наличия опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия за последние 3 года, контракта участник конкурса должен предоставить копия ранее исполненного контракта, договора и акта (актов) выполненных работ
В данном случае, представленный заявителем договор N 18-12/2013 г. от 18.12.22013 г. с актами выполненных работ (по форме КС-2), в котором последний выступал в качестве субподрядчика, не подтверждал наличие соответствующего опыта, поскольку из данных документов не следовало, что работы по договору приняты заказчиком по основному договору с генеральным подрядчиком, вследствие чего не представляется возможность установить факт надлежащего выполнения работ. При этом, Обществом не были приложены все приложения к договору, которые исходя из его содержания являются обязательными для сторон при сдаче-приемке работ (Приложение N 5 и 7 к договору).
Заказчик поддержал позицию заявителя о несостоятельности доводов жалобы заявителя, представил в материалы дела письменные пояснения (исх. N 3052/16 от 14.06.2016 г.)
В связи с необходимостью изучения представленных в материалы дела документов по рассматриваемому делу в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 15.06.2016 г. 16 часов 45 минут.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В соответствии с пунктом 2.1 указанной статьи заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если предметом контракта являются выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Росийской Федерации, которые могут быть выполнены ограниченным числом подрядчиков, имеющих необходимый уровень квалификации и опыта выполнения таких работ.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) устанавливает дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия предъявляется дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правоприемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия за последние 3 года, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются копия ранее исполненного контракта, договора и акта (актов) выполненных работ
Частью 6 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора (ч.8 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения конкурса с ограниченным участием N КОУ-071/16 в интересах государственного заказчика - ГКУ ТО "УКС" на выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению ОКНРЗ "Иоанно-Введенский монастырь (Ивановский монастырь)", п. Прииртышский (РФ)" с начальной (максимальной) ценой контракта 243 833 180,00 рублей.
Информация об указанном конкурсе (с конкурсной документацией) 29.04.2016 г. была размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416002586.
Главой 7 Информационной карты конкурса (раздел I конкурсной документации) установлены следующие дополнительные требования к участникам конкурса: наличие опыта исполнения (с учетом правоприемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия за последние 3 года, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием
В качестве документов, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям установлены копия ранее исполненного контракта, договора и акта (актов) выполненных работ (п.7.1. главы 7т раздела 1 конкурсной документации).
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе были поданы заявки от 3 (трех) участников закупки, в том числе от заявителя жалобы ООО "Реставратор" с порядковым номером заявки 3, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов с заявками от 25.05.2016 N КОУ-071/16.
Как следует из протокола предквалификационного отбора участников конкурса с ограниченным участием N КОУ-071/16 от 02.06.2016 г. конкурсной комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе ООО "Реставратор" в связи с несоответствием его заявки требованиям ч. 6 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 7 раздела 3.3 Главы 3 конкурсной документации "Информационная карта" "Требования к содержанию, в том числе описанию предложения участника конкурса с ограниченным участием, к форме, составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" - в составе тома заявки участника закупки отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в разделе 7 Главы 1 "Информационная карта" конкурсной документации, или заверенные участником закупки копии таких документов, а именно: отсутствует копия ранее исполненного контракта, договора и документа о приемке выполненной работы, подтверждающие наличие опыта у участника закупки исполнения контракта, договора, стоимость которого составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота) на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия за последние 3 года. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
В составе тома заявки участника закупки представлен договор субподряда и подписанные со стороны участника закупки, документы подтверждающие приемку выполненных работ: Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (приложение N5 к договору), Промежуточный акт (приложение N6 к договору), Акт о выполнении обязательств по Договору (приложение N7 к договору. Указанные документы не подтверждают наличие опыта исполнения Участником закупки контракта, договора, стоимость которого составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота) на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия за последние 3 года.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что представленный Обществом договор N 18-12/2013 г. от 18.12.22013 г. с актами выполненных работ (по форме КС-2), не подтверждал наличие соответствующего опыта, поскольку из данных документов не следовало, что работы по договору приняты заказчиком по основному договору с генеральным подрядчиком, вследствие чего комиссия не имела возможности установить факт надлежащего выполнения работ. Кроме того, Обществом не были приложены все приложения к договору, которые исходя из его содержания являются обязательными для сторон при сдаче-приемке работ (Приложение N 5 и 7 к договору).
Комиссия, проанализировав содержание заявки ООО "Реставратор" на участие в названном конкурсе установила, что в качестве подтверждения своего опыта выполнения работ, данный участник представил договор субподряда N 18-12/2013 г. от 18.12.22013 г. заключенный с ООО "Центррегионстрой" (генеральный подрядчик) на выполнение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия - Сергиевская церковь Тульская область, г.Плавск (Ц89) (Тульская область, г.Плавск, ул.Коммунаров, д.48). Цена договора составила 49 065 603, 04 рублей.
К договору Обществом приложены также следующие документы: акты о приемке выполненных работ от 01.07.2014 г., 01.11.2014 г., от 05.10.2014 г., от 15.10.2014 г., от 20.10.2014 г, (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ от 01.07.2014 г., 01.11.2014 г., от 05.10.2014 г., от 15.10.2014 г., от 20.10.2014 г (по форме КС-3),
Вместе с тем, разделом 3 договора сторонами определен порядок расчетов и сдачи-приемки выполненных работ. Так, п. 3.1. договора установлено, что окончательная оплата работ осуществляется на основании акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (Приложение N 5 к договору).
В соответствии с ч. 8 статьи 45 Федерального закона Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Частью 11 указанной статьи Закона установлено, что порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Комиссией установлено, что форма акта приемки выполненных работ согласно Приложению N 7 к договору соответствовала форме акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденной Письмом Министерства культуры России от 17.04.2013 г. N 2871-01-39/12-ГП. (в настоящее время утратило силу).
Кроме того, из п. 3.2. договора следует, что после завершения работ и полной их оплаты генеральным подрядчиком субподрядчик в течение 15 дней представляет генподрядчику акт о выполнении обязательств (Приложение N 7 к договору. В случае выявления недостатков субподрядчик обязался устранить их в согласованные сроки и за свой счет.
Вместе с тем, обозначенные Приложения к договору N 18-12/2013 г. от 18.12.22013 г. в составе заявки ООО "Реставратор" не представлены. Соответственно, подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе. Копии указанных документов должны были представлены участником в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
С учетом изложенных обстоятельств, в рассматриваемых действиях конкурсной комиссии нарушения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Реставратор" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его комиссии по осуществлению закупок при проведении конкурса с ограниченным участием N КОУ-071/16 (N 0167200003416002586) на выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению ОКНРЗ "Иоанно-Введенский монастырь (Ивановский монастырь)", п. Прииртышский (РФ)" необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2016 г. N 167
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016