Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-0007/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N 0167300026716000011) на выполнение работ по ремонту объектов ЖКХ в с. Ярково Ярковского района",
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 10.06.2016 г. поступила жалоба Общества на действия администрации при проведении электронного аукциона N АЭ-0007/16.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 15.06.2016 г. N 207 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-0007/16 (N 0167300026716000011).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены в заседание Комиссии.
Согласно жалобе в документации об электронном аукционе N АЭ-44/16 заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии допуска СРО к определенным видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства вместо свидетельства (СРО) допуске к выполнению работ по организации строительства. Кроме того, в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в электронном аукционе лицензии МЧС РФ на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при том, что указанные работы не являются предметом контракта
Как следует из пояснений заказчика представленных в материалы дела, а также озвученных его представителем в заседании Комиссии, документация электронного аукциона N АЭ-44/16 не содержит нарушений требований законодательства о контрактной системе, доводы, изложенные в жалобе заявителя являются несостоятельными.
Учитывая, что документацией об аукционе (п.1.2 проекта контракта) установлено требование о выполнении подрядчиком работ своими производственными мощностями (лично без привлечения субподрядных организаций), заказчиком правомерно установление требование о наличии свидетельства (СРО) допуске к определенным видам работ и лицензии МЧС на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо прочих документов и сведений должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе. При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, равно как и в документации об аукционе должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Из вышеуказанных норм также следует, что при разрешении вопроса о соответствии участника аукциона требованиям, установленным документацией о таком аукционе аукционная комиссия в силу п.2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе обязана проверить как соответствие представленной заявки требованиям документации, так и соответствие участника аукциона требованиям, предусмотренным законодательством к исполнителям работ, являющихся предметом контракта.
Как усматривается из материалов дела, администрации Ярковского муниципального района Тюменской области выступила организатором проведения электронного аукциона N АЭ- 0007/16 с начальной (максимальной) ценой контракта 18 440 170,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 26.05.2016 г. была размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300026716000011.
Предмет контракта (аукциона) определен как выполнение работ по ремонту объектов ЖКХ: "Ремонт водопроводных сетей по ул. Мира на участке от д. 7 "Б" до ул. Дзержинского д. 38; по ул. Новая от д.38 до д.52; на участках ул. Газовиков: от ул. Первомайская до д.36, от ул. Новая до ул. Первомайская, от ул. Первомайской до д.7; на участке по ул. Первомайская: от спорткомплекса "Сибиряк" до д.39 и от ул. Газовиков до автовокзала; на участке по ул. Декабристов: от ул. Газовиков до д.63; по ул. Аэродромная на участке от ул. Газовиков до д.24; по ул. Новикова на участке от ул. Мира до водозабора; по пер. Цветочный на участке от ул. Мира до д.9; по пер. Зеленый на участке от ул. Мира до д.16; по пер. Прохладный на участке от ул. Мира до д.9; по пер. Майский на участке от ул. Мира до д.2; по пер. Весенний на участке от ул. Мира до д.5 в с. Ярково Ярковского района".
В п. 4.1 разделе 4 главы 1 (информационной карты ) документации об аукционе N АЭ- 0007/16, поименованном как "Требования к участникам электронного аукциона" указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В этой связи, в п.7.1 информационной карты установлено требование о наличии в составе заявки участника закупки действующего свидетельства о допуске к работам в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на следующие виды работ:
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов.
Помимо этого, обозначенный пункт документации также содержит требование о наличии лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по виду работ: п. 3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В рассматриваемом случае, как было указано выше, объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ по ремонту объектов ЖКХ (водопроводных сетей) в с. Ярково Ярковского района".
В свою очередь, Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется названным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52).
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 названного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вышеуказанный перечень утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей, относящихся к объектам капитального строительства, правомерным требованием к участникам закупки в соответствии с градостроительным законодательством является наличие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33 - Жилищно-гражданское строительство).
Обозначенная позиция Комиссии, изложенная в настоящем решении соответствует позиции ФАС России по указанному вопросу согласно письма от 02.11.2015 г. N АЦ/60557/15.
Таким образом, указание в документации об аукционе, на обязанность участника закупки иметь в наличии свидетельство о допуске только к отдельным видам работ в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование о предоставлении в составе заявки только свидетельства о допуске к отдельным видам работ, не соответствует части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, и является нарушением п. 1 части 1, части 6 статьи 31, п. 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, заказчик обязан установить в извещении и документации об аукционе требование к участникам закупки о наличии такой лицензии.
При этом, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, при исполнении контракта подрядчик вправе привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. В случае отсутствия допуска к работам по генподряду у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС России.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе N АЭ-0007/16 (N 0167300026716000011) в части установления обязательных требований к участникам электронного аукциона и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-0007/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N 0167300026716000011) на выполнение работ по ремонту объектов ЖКХ в с. Ярково Ярковского района" обоснованной.
2. Признать Администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области нарушившим п. 1 части 1, части 6 статьи 31, п. 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе N АЭ-0007/16 (N0167300026716000011) и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (АО "ЕЭТП", адрес в сети Интернет: http://roseltorg.ru ) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N АЭ-0007/16 (N0167300026716000011).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 июня 2016 г. N 174-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016